Задачи:
- Прививать интерес к русскому языку и литературе.
- Развивать творческие и познавательные способности учащихся.
- Развитие связной речи школьников.
Программа:
- Вступительное слово организатора КВН.
- Приветствие команд.
- Конкурсы команд:
- общие;
- конкурс капитанов;
- конкурс болельщиков.
- Итоги игры.
Инструкция:
- Вопросы и задания представлены на карточках.
- Перед каждым конкурсом будет сообщаться, какое наибольшее количество баллов может завоевать команда.
- Жюри, после выполнения командами очередного задания, подводит итоги и сообщает количество очков.
- В конце КВН жюри подводит общий итог и называет команду-победительницу, набравшую наибольшее количество очков.
- Количество баллов команды болельщиков суммируется с командой класса.
Ход игры
Вступление.
Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня мы совершим путешествие в удивительную страну вопросов и ответов. Туда ведут три дороги и вам, наверное, хочется узнать, по какой лучше туда отправиться. Нам немного помогут ребята, которые в прошлом году, окончили начальную школу.
Ученик 1:
Если ты налево пойдёшь,
Только художественную литературу найдёшь.
Но тайны Вселенной,
Загадки русского языка,
И многое другое навсегда останутся для тебя
Великой тайной.Ежели ты направо свернёшь-
Энциклопедии, словари, справочники найдёшь
Но! Тогда ты никогда не познакомишься
С произведениями Дюма, Толстого
Ты не узнаешь, кто такие Оцеола и Винни пух,
Тимур, Элли и Капитан Немо.
Ученик 2: Но осталась ещё одна дорога, которая ведёт прямо. Она самая короткая, но самая сложная. Тот, кто выберет её, должен уметь пользоваться художественной литературой, научно-популярной, справочной литературой, иметь хорошие знания по русскому языку, обладать смекалкой и сообразительностью.
Ученик 3: Сегодня наши команды пойдут именно по этой дороге. И к концу соревнований мы увидим, справятся ли они с трудностями, которые встретятся на их пути.
Ученик 4:
Привет, вам, друзья наши юные,
Весёлые, смелые, умные,
Спортсмены, танцоры, артисты
Искатели и планеристы,
Будущие шофёры и мастера,
Слесари и доктора,
Космонавты, фантасты, романтики,
Физики и математики.
Ученик 5:
Сегодня собрались мы здесь
Чтоб показали вы свои познанья.
И по предметам устроить состязанья!
Ведущий:
Давно готова вам, друзья,
Участников представить я:
Тут справа от меня сидит
Команда « »,
Посерединочке сидит
Команда « »,
А вот сейчас сюда идёт
Команда « »,
Похлопали вы все немного,
Ну, а теперь пора в дорогу.
Как только приветствия все отзвучат,
Начнется конкурс у ребят!
Представление жюри.
1 конкурс. Приветствие команд.
Ребята рассказывают о своей команде, представляют эмблему, девиз.
Дополнительные баллы можно дать команде если приветствие в стихотворной форме.
Оценивается в 10 баллов.
2 конкурс.
Ведущий: Итак, второй конкурс. Ко мне должны подойти по два человека от каждой команды и получить конверты. В конверте два текста. Внимание! Участники читают вслух отрывки и отвечают, к какому виду литературы они принадлежат.
Конверт 1.
- Весной, как только растаял лёд на речке, прилетели дикие утки. Анюта опять привязала крякву по кличке Белое Зеркальце на длинную верёвку и пустила в запруду. Белое Зеркальце стало верёвку щипать клювом, кричала и рвалась улететь с дикими утками. (Художественная литература.)
- Кряква – это дикая утка. Часть кряквы селятся вблизи человеческого жилья. Мамаша растит утят одна, учит их плавать и еду добывать. Корм кряквы добывают со дна водоёмов. (Научно-популярная литература.)
Конверт 2.
- Жил в лесу волчишка с матерью. Вот как-то раз ушла волчица на охоту, а волчишку поймал человек, сунул в мешок, принёс в город. Посреди комнаты поставил мешок. Долго не шевелился мешок. Потом забарахтался в нём волчишко и вылез. (Художественная литература.)
- У волка прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутьё. Летом волки живут парами, выращивают появившихся на свет волчат. Волчата рождаются слепыми и беспомощными… Волчата растут быстро и за четыре месяца увеличивают свой вес в тридцать раз. (Научно-популярная литература.)
Конверт 3.
- Чик был молодой красноголовый воробей. Когда ему исполнился год от рождения, он женился на Чирике и решил зажить своим домом. - Чик, - сказала Чирика на воробьином языке, - Чик, а где мы устроим своё гнездо? Ведь дупла в нашем саду уже заняты? (Художественная литература.)
- Самая знаменитая птица – это обыкновенный домовой воробей. Его знают все. Когда-то он жил в Африке, потом стал путешествовать и сейчас его можно встретить везде. Встречаются несколько видов: домовой, полевой, каменный, рыжий. (Научно-популярная литература.)
Конкурс оценивается по пятибалльной системе. Высшую оценку получают те команды, участники которых не только дадут правильный ответ, но ещё и объяснят, по каким признакам отнесли отрывок к тому или другому виду литературы. Качество и выразительность тоже входит в оценивание.
Ведущий: Пока участники готовятся члены их команд принимают участие в разминке.
3 конкурс. Разминка.
Члены команды выстраиваются в полукруг.
Ведущий: Ребята, вы должны быть не только умными, но и внимательными. Я буду называть фамилии, а вы будете по очереди отвечать «да» - если прозвучит фамилия писателя и слово «нет» если эта фамилия принадлежит другому известному человеку. Тот, кто ошибся, выходит из игры, выигрывает та команда, которая к концу конкурса останется более многочисленной.
1 команда: Толстой, Успенский, Анжелика Варум, Шукшин, Васнецов, Сергей Козлов, Чуковский, Чипполино, Бетховен, Тимоти.
2 команда: Анна Ахматова, Пушкин, Поленов, Лист, Сергей Михалков, Стивен Сигал, Николай Фоменко, Носов,Юлия Савичева, Есенин.
3 команда: Гоголь, Айвазовский, Харатьян, Барто, Моцарт, Чайковский, Андерсен, Гайдар, Стас Пьеха, Заходер.
А, сейчас - ответы команд в первом конкурсе.
4 конкурс. Конкурс капитанов.
Ведущий: Это конкурс капитанов - знатоков русского языка. Я буду называть имена существительные, вы образовывать от них глаголы. Каждый правильный ответ – 1 балл. Итак, отвечай без запинки:
Корм Гром Голос Ложь Поворот Старость Свет Собрание Жалоба |
|
|
Хитрые вопросы (на обдумывание 30 секунд):
- Можно ли рыбу превратить в человека? (Рыбак.)
- Можно ли из стола построить комнату? (Гостиная.)
- Что нужно отнять у лесника, чтобы увидеть деревья? (Суффикс.)
5 конкурс.
Ведущий: В 5 конкурсе команды работают, разделив выполнение задания между собой. Вы должны будете разгадать шарады, составить слова и отгадать слова. Каждое отгаданное слово – 1 балл.
(Задания напечатаны на карточках и раздаются в начале этого конкурса.)
1. Шарады:
- Начало. Где его найти?
Оно – как водится – в пути:
Движений быстрых череда.
Но – не ходьба и не езда…
В средине –
Гласный идёт,
А следом –
Жмот наоборот.
Отгадка
На виду теперь-
Несомненно
Это зверь. (Бегемот.) - Начало – буква алфавита.
Она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое всегда жужжит
И над полянами кружит. (Шмель.) - Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдешь ты без труда. (Картина.)
2. Составить слова:
- Механизация.
3. Запишите слова, называя звуки в обратном порядке:
Куль Ноль Брак |
|
|
Ведущий: Пока участники игры работают, болельщики команд помогают своим командам набирать призовые баллы.
6 конкурс. Болельщиков.
Ведущий: Каждой команде болельщиков будет предложено фразеологизм и скороговорка. Фразеологизму дайте объяснение. Скороговорку прочитайте чисто и быстро. Конкурс оценивается в 3балла. В скороговорке оценивается качество прочтения, а во фразеологизме полнота объяснения значения.
Для 1 команды.
Скороговорка:
Ялик
с якорем
у Яшки,
якорь даже
на тельняшке.
Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.
Фразеологизм:
- Вкладывать душу.
Для 2 команды.
Скороговорка:
Удод, удод, удодушка,
Уродливый удод!
В твоём гнезде удодовом
Удобно ли удод?
Фразеологизм:
- Не ударить в грязь лицом.
Для 3 команды.
Скороговорка:
У Сани и Сени в санях сом с усами.
Везёт Сенька Саньку с Соньках на санках.
Веселей, Савелий, сено пошевеливайй!
Фразеологизм:
- Делать из мухи слона.
7 конкурс. Творческий.
Ведущий: Если среди вас поэты? Давайте посмотрим. Я предлагаю вам одинаковые рифмы и пять минут времени. А потом послушаем получившиеся поэтические произведения.
- Эстафета в школе в среду.
Есть надежда на победу,
....................................... - Я пошёл гулять в лесок –
Потерял свой башмачок.
....................................... - Шёл по улице матрос,
Напевал себе под нос.
.......................................
Задание оценивается в 10 баллов.
Для болельщиков в это время физкультурная минутка (У оленя дом большой…).
8 конкурс. Проверка домашнего задания.
Объяснялки. Ребята дома подбирают по одной пословице или поговорке и инсценируют без слов. Команда соперников должна догадаться и сказать слова задуманной пословицы.
Максимальная оценка 10 баллов.
Подведение итогов.
Итак, наш КВН подошёл к концу. Команды сегодня поразили нас своими талантами и артистическими способностями, а кто же всё-таки победил, нам объявит жюри.
Используемая литература:
- Илдаркина Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Методическое пособие. 1 – 11 классы. 2007.
- Бетенькова Н.М,. Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. 2004.