КВН по русскому языку и литературе

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Прививать интерес к русскому языку и литературе.
  2. Развивать творческие и познавательные способности учащихся.
  3. Развитие связной речи школьников.

Программа:

  1. Вступительное слово организатора КВН.
  2. Приветствие команд.
  3. Конкурсы команд:
    • общие;
    • конкурс капитанов;
    • конкурс болельщиков.
  4. Итоги игры.

Инструкция:

  1. Вопросы и задания представлены на карточках.
  2. Перед каждым конкурсом будет сообщаться, какое наибольшее количество баллов может завоевать команда.
  3. Жюри, после выполнения командами очередного задания, подводит итоги и сообщает количество очков.
  4. В конце КВН жюри подводит общий итог и называет команду-победительницу, набравшую наибольшее количество очков.
  5. Количество баллов команды болельщиков суммируется с командой класса.

Ход игры

Вступление.

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня мы совершим путешествие в удивительную страну вопросов и ответов. Туда ведут три дороги и вам, наверное, хочется узнать, по какой лучше туда отправиться. Нам немного помогут ребята, которые в прошлом году, окончили начальную школу.

Ученик 1:

Если ты налево пойдёшь,
Только художественную литературу найдёшь.
Но тайны Вселенной,
Загадки русского языка,
И многое другое навсегда останутся для тебя
Великой тайной.

Ежели ты направо свернёшь-
Энциклопедии, словари, справочники найдёшь
Но! Тогда ты никогда не познакомишься
С произведениями Дюма, Толстого
Ты не узнаешь, кто такие Оцеола и Винни пух,
Тимур, Элли и Капитан Немо.

Ученик 2: Но осталась ещё одна дорога, которая ведёт прямо. Она самая короткая, но самая сложная. Тот, кто выберет её, должен уметь пользоваться художественной литературой, научно-популярной, справочной литературой, иметь хорошие знания по русскому языку, обладать смекалкой и сообразительностью.

Ученик 3: Сегодня наши команды пойдут именно по этой дороге. И к концу соревнований мы увидим, справятся ли они с трудностями, которые встретятся на их пути.

Ученик 4:

Привет, вам, друзья наши юные,
Весёлые, смелые, умные,
Спортсмены, танцоры, артисты
Искатели и планеристы,
Будущие шофёры и мастера,
Слесари и доктора,
Космонавты, фантасты, романтики,
Физики и математики.

Ученик 5:

Сегодня собрались мы здесь
Чтоб показали вы свои познанья.
И по предметам устроить состязанья!

Ведущий:

Давно готова вам, друзья,
Участников представить я:
Тут справа от меня сидит
Команда « »,
Посерединочке сидит
Команда « »,
А вот сейчас сюда идёт
Команда « »,
Похлопали вы все немного,
Ну, а теперь пора в дорогу.
Как только приветствия все отзвучат,
Начнется конкурс у ребят!

Представление жюри.

1 конкурс. Приветствие команд.

Ребята рассказывают о своей команде, представляют эмблему, девиз.

Дополнительные баллы можно дать команде если приветствие в стихотворной форме.

Оценивается в 10 баллов.

2 конкурс.

Ведущий: Итак, второй конкурс. Ко мне должны подойти по два человека от каждой команды и получить конверты. В конверте два текста. Внимание! Участники читают вслух отрывки и отвечают, к какому виду литературы они принадлежат.

Конверт 1.

  1. Весной, как только растаял лёд на речке, прилетели дикие утки. Анюта опять привязала крякву по кличке Белое Зеркальце на длинную верёвку и пустила в запруду. Белое Зеркальце стало верёвку щипать клювом, кричала и рвалась улететь с дикими утками. (Художественная литература.)
  2. Кряква – это дикая утка. Часть кряквы селятся вблизи человеческого жилья. Мамаша растит утят одна, учит их плавать и еду добывать. Корм кряквы добывают со дна водоёмов. (Научно-популярная литература.)

Конверт 2.

  1. Жил в лесу волчишка с матерью. Вот как-то раз ушла волчица на охоту, а волчишку поймал человек, сунул в мешок, принёс в город. Посреди комнаты поставил мешок. Долго не шевелился мешок. Потом забарахтался в нём волчишко и вылез. (Художественная литература.)
  2. У волка прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутьё. Летом волки живут парами, выращивают появившихся на свет волчат. Волчата рождаются слепыми и беспомощными… Волчата растут быстро и за четыре месяца увеличивают свой вес в тридцать раз. (Научно-популярная литература.)

Конверт 3.

  1. Чик был молодой красноголовый воробей. Когда ему исполнился год от рождения, он женился на Чирике и решил зажить своим домом. - Чик, - сказала Чирика на воробьином языке, - Чик, а где мы устроим своё гнездо? Ведь дупла в нашем саду уже заняты? (Художественная литература.)
  2. Самая знаменитая птица – это обыкновенный домовой воробей. Его знают все. Когда-то он жил в Африке, потом стал путешествовать и сейчас его можно встретить везде. Встречаются несколько видов: домовой, полевой, каменный, рыжий. (Научно-популярная литература.)

Конкурс оценивается по пятибалльной системе. Высшую оценку получают те команды, участники которых не только дадут правильный ответ, но ещё и объяснят, по каким признакам отнесли отрывок к тому или другому виду литературы. Качество и выразительность тоже входит в оценивание.

Ведущий: Пока участники готовятся члены их команд принимают участие в разминке.

3 конкурс. Разминка.

Члены команды выстраиваются в полукруг.

Ведущий: Ребята, вы должны быть не только умными, но и внимательными. Я буду называть фамилии, а вы будете по очереди отвечать «да» - если прозвучит фамилия писателя и слово «нет» если эта фамилия принадлежит другому известному человеку. Тот, кто ошибся, выходит из игры, выигрывает та команда, которая к концу конкурса останется более многочисленной.

1 команда: Толстой, Успенский, Анжелика Варум, Шукшин, Васнецов, Сергей Козлов, Чуковский, Чипполино, Бетховен, Тимоти.

2 команда: Анна Ахматова, Пушкин, Поленов, Лист, Сергей Михалков, Стивен Сигал, Николай Фоменко, Носов,Юлия Савичева, Есенин.

3 команда: Гоголь, Айвазовский, Харатьян, Барто, Моцарт, Чайковский, Андерсен, Гайдар, Стас Пьеха, Заходер.

А, сейчас - ответы команд в первом конкурсе.

4 конкурс. Конкурс капитанов.

Ведущий: Это конкурс капитанов - знатоков русского языка. Я буду называть имена существительные, вы образовывать от них глаголы. Каждый правильный ответ – 1 балл. Итак, отвечай без запинки:

Корм
Гром
Голос
Ложь
Поворот
Старость
Свет
Собрание
Жалоба

бледность
перестройка
торжество
сон
командир
хвала
чтение
плата
свобода

правда
победа
дружба
коса
любовь
сообщение
конспект
удаление
писатель

Хитрые вопросы (на обдумывание 30 секунд):

  1. Можно ли рыбу превратить в человека? (Рыбак.)
  2. Можно ли из стола построить комнату? (Гостиная.)
  3. Что нужно отнять у лесника, чтобы увидеть деревья? (Суффикс.)

5 конкурс.

Ведущий: В 5 конкурсе команды работают, разделив выполнение задания между собой. Вы должны будете разгадать шарады, составить слова и отгадать слова. Каждое отгаданное слово – 1 балл.

(Задания напечатаны на карточках и раздаются в начале этого конкурса.)

1. Шарады:

  1. Начало. Где его найти?
    Оно – как водится – в пути:
    Движений быстрых череда.
    Но – не ходьба и не езда…
    В средине –
    Гласный идёт,
    А следом –
    Жмот наоборот.
    Отгадка
    На виду теперь-
    Несомненно
    Это зверь. (Бегемот.)
  2. Начало – буква алфавита.
    Она всегда шипит сердито.
    Второго корабли боятся
    И обойти его стремятся.
    А целое всегда жужжит
    И над полянами кружит. (Шмель.)
  3. Начало – голос птицы,
    Конец – на дне пруда.
    А целое в музее
    Найдешь ты без труда. (Картина.)

2. Составить слова:

  • Механизация.

3. Запишите слова, называя звуки в обратном порядке:

Куль
Ноль
Брак

краб
лещ
торг

год
короб
ель

Ведущий: Пока участники игры работают, болельщики команд помогают своим командам набирать призовые баллы.

6 конкурс. Болельщиков.

Ведущий: Каждой команде болельщиков будет предложено фразеологизм и скороговорка. Фразеологизму дайте объяснение. Скороговорку прочитайте чисто и быстро. Конкурс оценивается в 3балла. В скороговорке оценивается качество прочтения, а во фразеологизме полнота объяснения значения.

Для 1 команды.

Скороговорка:

Ялик
с якорем
у Яшки,
якорь даже
на тельняшке.
Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.

Фразеологизм:

  • Вкладывать душу.

Для 2 команды.

Скороговорка:

Удод, удод, удодушка,
Уродливый удод!
В твоём гнезде удодовом
Удобно ли удод?

Фразеологизм:

  • Не ударить в грязь лицом.

Для 3 команды.

Скороговорка:

У Сани и Сени в санях сом с усами.
Везёт Сенька Саньку с Соньках на санках.
Веселей, Савелий, сено пошевеливайй!

Фразеологизм:

  • Делать из мухи слона.

7 конкурс. Творческий.

Ведущий: Если среди вас поэты? Давайте посмотрим. Я предлагаю вам одинаковые рифмы и пять минут времени. А потом послушаем получившиеся поэтические произведения.

  1. Эстафета в школе в среду.
    Есть надежда на победу,
    .......................................
  2. Я пошёл гулять в лесок –
    Потерял свой башмачок.
    .......................................
  3. Шёл по улице матрос,
    Напевал себе под нос.
    .......................................

Задание оценивается в 10 баллов.

Для болельщиков в это время физкультурная минутка (У оленя дом большой…).

8 конкурс. Проверка домашнего задания.

Объяснялки. Ребята дома подбирают по одной пословице или поговорке и инсценируют без слов. Команда соперников должна догадаться и сказать слова задуманной пословицы.

Максимальная оценка 10 баллов.

Подведение итогов.

Итак, наш КВН подошёл к концу. Команды сегодня поразили нас своими талантами и артистическими способностями, а кто же всё-таки победил, нам объявит жюри.

Используемая литература:

  1. Илдаркина Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Методическое пособие. 1 – 11 классы. 2007.
  2. Бетенькова Н.М,. Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. 2004.