Цель:
- Обобщить знания по теме, повысить грамотность, формировать правильную литературную речь, обогатить словарный запас детей.
- Развивать образное логическое мышление, речевой слух и языковую память, способствовать овладению приемами учебной деятельности.
- Воспитывать любовь к языку, прививать интерес к его познанию, помочь учащимся почувствовать красоту природы, ее величие.
Оборудование:
- карточки, схема, ТСО;
- мяч, таблица, рисунки, кроссворды, корзинка;
- различные мелкие предметы (платок, клубок, носок, листок, шнурок, кружок, цветок и др.).
Ход урока
I. Речевая разминка.
1. Вхожу в класс.
Даю установку на аутотренинг: «Каждый из вас не только хочет, но и может хорошо учиться, запоминать, грамотно писать, выразительно читать».
(Цель: оживить, восстановить память и речь.)
Методика: встать прямо, ноги чуть в стороны, руки вдоль туловища свободны, ладони открыты. Смотрим в одну точку перед собой. Три-четыре!
(Дети говорят сами.)
- Я хочу!
- Я могу!
- Я не хуже других!
(На третий раз левую руку кладем на бедро. Сначала принимаем энергию, а затем замыкаем кибернетический контур.)
- Садитесь. Спина прямая, руки на столе.
2. Работа со словами.
- Ребята, сейчас у нас речевая разминка. Я подобрала вам 16 слов, оканчивающихся на «о». Вы их видите на доске. Все слова, в общем-то, знакомые, только несколько слов я вам объясню.
- Слово
- Лото (игра)
- Окно
- Весло
- Олово (металл)
- Облако
- Болото
- Радио
- Аллегро (музыкальный темп)
- Золото (металл)
- Орех
- Веретено (приспособление для пряжи)
- Авто (устаревшее автомобиль)
- Небо
- Имечко (уменьшительное от слова «имя»)
- Единоборство (кто-то один борется с кем-то или с чем-то)
- А теперь задание вам: прочитайте слова медленно, обращая внимание на ударение. К какой части речи они относятся? На какой вопрос отвечают?
- Молодцы!
- Слова эти, ребята, очень интересно расположились. Обратите внимание на первые буквы каждого слова. Попытайтесь прочитать слово, которое здесь зашифровано.
- Словообразование
- Вот вы сами и определили тему нашего урока:
II. Сообщение темы и целей урока.
Обобщение и систематизация знаний по разделу «Словообразование».
- Сегодня на уроке мы с вами повторим все, что изучили по этой теме, для того, чтобы стать более грамотными, чтобы пополнить вашу речь новыми словами, чтобы вы еще больше полюбили красоту русского языка.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- А теперь у меня вопрос другого плана, проблемный, на который вы должны будете ответить в конце урока: Для чего нам нужно знать, как и с помощью чего образуются слова?
- Итак, урок наш будет насыщенным разнообразными заданиями. Работа потребует вашего предельного внимания. Все этапы урока будут преследовать одну главную цель – повышение грамотности. На протяжении всего урока вы должны не делать ошибок, отвечать и читать грамотно, внятно и выразительно. Давайте прочитаем девиз нашего урока:
Пишу грамотно!
Читаю выразительно!
(Сначала сама, а потом дети.)
III. Работа по теме урока.
- Приступаем к работе. Перед вами на столах карточки красного цвета. На них текст. Прочитайте его самостоятельно, затем один из вас громко, выразительно вслух.
Карточка. Солнце сияло приветливо, и всюду разливалась небесная голубизна. Голубым было безбрежное небо, голубым было море, голубыми казались бесчисленные каналы, даже сами здания были подернуты голубой дымкой.
- Какое впечатление произвел на вас текст?
- Какие похожие слова часто повторяются? Запишите их на доске и в тетрадях, выделите корень.
- Голубизна, голубым, голубыми, голубой
- Можно ли считать речевой ошибкой частое повторение этих слов?
- Как вы думаете, почему автор Г. Марков повторяет это слово часто?
- Вспомните, что вы знаете о составе слова? (Ответы детей.)
- Назовите значимые слова. Почему они называются значимыми?
- На доске записаны слова. Найдите в них приставку (что такое приставка?). Выделите ее. (Записать в тетрадях.)
- Докажите, что приставки без-, бес- значимые
- бесчисленное число
- безбрежный берег
- Вспомните и расскажите правило, когда в словах пишется приставка без-, а когда бес-? (Ответы детей.)
Лексическая работа.
- Дайте лексическое толкование слов
- безбрежное (без берегов)
- бесчисленное (бес числа)
Отвечают ребята, которым дано было домашнее задание: заглянуть в толковый словарь Ожегова. (Карточки объяснения у 2 ребят.)
- Молодцы!
- Следующий этап. На доске записано слово и несколько приставок.
Рисунок 1
Образуйте от него с помощью различных приставок новые слова. Запишите в тетрадь самостоятельно.
- Зачитайте полученные слова. При помощи чего мы образовали их? Так какая часть слова придает добавляемый смысловой оттенок? (Ответы детей.)
- Оторвитесь от работы, посмотрите на меня. Дайте отдых глазам. Поморгайте. Сейчас я буду вам зачитывать словосочетания, а вы будете образовывать новые слова при помощи приставок.
Стал молодым – помолодел
Закончил рисовать – нарисовал
Стал седеть – поседел.
- Молодцы! Обратите внимание на экран, это деформированный текст. Прочитайте предложения. При помощи приставки и вопроса преобразуйте глаголы несовершенного вида в глаголы совершенного. Запишите глаголы в тетрадь, выделите приставки.
- Птицы …летели к кормушке.
- Мама …ставила цветы в вазу.
- Хор …пел еще одну песню.
- Друзья …читали книгу.
- Ребята …учили правило.
- Художник …рисовал картину.
- Бабушка …дарила мне портфель.
Физкультурная минутка.
Перекидывание мяча. Бросаю ребенку мяч, говорю слово с приставкой. Они должны мне сказать слово в ответ – антоним с другой приставкой.
- Что такое антонимы? (Ответы детей.)
- Пришел – ушел
- Занес – вынес
- Забежал – выбежал
- Приклеил – отклеил
- Подошел – отошел
- Прилетел – улетел
- Приполз - уполз
- Открыл – закрыл.
Вывод. Итак, мы повторили, что слова образуются при помощи приставок и при помощи их приобретают новый смысл.
- Обратите внимание на табличку.
Рисунок 2
- Объясните значение этих слов. Какая часть этого слова образовала в слове «Лесник» название профессии?
- Что такое суффикс? (Ответы детей.)
- А сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Я ставлю корзинку – кузовок. Кладите туда все, что есть на столе на -ок. Отвечайте полным предложением. Я положу в корзинку-кузовок – грибок.
- Платок, клубок, носок, листок, шнурок, кружок и цветок
- А почему вы не все предметы положили в кузовок? (Ответы детей.) Молодцы!
- Следующий этап нашей работы. На экране текст стихотворения А.Блока. Прочитайте самостоятельно его, а затем громко, выразительно вслух (ученик выразительно читает).
Маленькому зайчику
на сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.
А. Блок [1]
- Запишите в тетрадь выделенные слова, укажите в них суффиксы и назовите их. А теперь придумайте слова с такими же суффиксами.
- -чик-
- -очк-
- -инк-
- Молодцы!
- А сейчас небольшая творческая работа. Я читаю загадки – складки, вы постараетесь хором ответить в рифму. Если не сможете, найдите ответ среди картинок, которые лежат у вас на столах.
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Наш блестящий … (самолет)Рисунок 3
И на земле, и на снегу
Я зверя выследить могу.
По следу лапок и копыт
На то ведь я и … (следопыт)Рисунок 4
Хоть заманчив он на вид,
Но, однако, ядовит
Знают люди с давних пор
Не съедобен … (мухомор)Рисунок 5
- Огнестрельное оружие, которое выстреливает пули одну за другой? (Пулемет.)
Рисунок 6
- Лес, поваленный бурей, как называется? (Бурелом.)
Рисунок 7
- Запишите ответы – слова. Комментируйте свою запись по цепочке. Не забывайте наш девиз – пишу грамотно!
IV. Итог урока.
- Теперь, я думаю, мы можем ответить на вопрос, который поставила в начале урока: Для чего нам нужно знать, как и с помощью чего образуются слова? (Ответы детей.)
- А сейчас мы с вами попытаемся разгадать шараду. Чтобы правильно назвать загаданное слово, сначала определите его части, которые называются в рифмованных четверостишьях.
- Послушайте эти слова, которые я буду выделять голосом, выделите в них значимые части, которые назову, и составьте новое слово.
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» вы встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.
(Пишу на доске по ходу ответа детей.)
- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали на уроке. Я вами довольна. Оценки по итогам урока поставлю каждому ученику.
V. Задание на дом.
- Повторить способы образования новых слов, подготовиться к диктанту.
- Упр. 474 – разбор по составу. [2]
Список использованной литературы:
[1]. «Родная природа» Стихи русских поэтов, Н. Боярская, издательство «Детская литература», Москва 1982 г.
[2]. Учебник русского языка 5 класса, Х. Х. Сукунова, Л. А. Простенцова, «Просвещение», Санкт-Петербург, 2000 г.