Общешкольное мероприятие "Экологический десант"

Разделы: Экология


«Рост научного знания XX века
быстро стирает грани
между отдельными науками.
Мы все более специализируемся
не по наукам, а по проблемам».

В.И. Вернадский

На современной стадии развития человечества при возрастающих темпах преобразования окружающей среды аспекты взаимодействия общества и природы становятся все более актуальными. Среди множества стоящих перед нами глобальных проблем наиболее острой является проблема защиты окружающей среды, сохранения ее для будущих поколений.

Концентрация внимания на бережном отношении к природным ресурсам, ценности экосистемы, которая может служить пристанищем для человечества, защите и охране природы может помочь человеку иначе мыслить и принимать правильные решения. И в этой связи нельзя не вспомнить об экологическом образовании, и в частности о включении экологической тематики в предметы естественнонаучного цикла, а также в разнообразные формы внеклассной и внеурочной деятельности.

Включение элементов экологического образования и воспитания в учебный процесс – это один из путей формирования экологической культуры школьника, включающей в себя:

  • экологические знания;
  • экологическое мышление;
  • экологически оправданное поведение.

В нашей школе традиционно ежегодно проходит неделя, посвященная предметам естественнонаучного цикла, ориентированная на интеграцию предметов химии, биологии, географии и экологии. Это позволяет учащимся посмотреть на предмет в нестандартном ракурсе, с точки зрения другого предмета и межпредметных связей.

Предметные недели обеспечивают школьникам целостное восприятие того или иного научного факта. Они наиболее сложны в подготовке, так как насыщены разнообразными событиями, предполагают активное участие и взаимодействие всех преподавателей методического объединения. Проводимые в рамках предметных недель образовательные и воспитательные мероприятия представляют собой, как правило, особые, авторские учебно-методические разработки.

Далее дается краткое описание одного из событий недели естественных наук - разработанного мною проекта, получившего название «Экологический десант» и объединившего учителей и учащихся в изучении и практическом применении знаний из разных областей химии, биологии, географии и экологии.

Задачи мероприятия:

1. Образовательные:

  • формирование нового взгляда на знакомые учебные предметы естественнонаучного цикла: превращение сухого свода правил в живое дело, имеющее практическую ценность и постоянно развивающееся;
  • применение на практике знаний, полученных на уроках;
  • стимулирование познавательного интереса: возможность не просто получать знания, а добывать их самостоятельно в практической работе.

2. Воспитательные:

  • создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания взрослых и детей, в достижении общих целей;
  • воспитание гражданской ответственности: посильный вклад в улучшение экологической обстановки в районе проживания и родном городе.

Описание мероприятия

Экологический десант проводится для учащихся всей школы с участием всех преподавателей.

Акции экологического десанта:

«Чистота - друг молодёжи» (5-11 классы). В рамках акции проводятся:

  • Вскапывание земли вокруг кустов и деревьев.
  • Уборка пришкольной территории от мусора согласно плану.
  • Уборка мусора на территории Ржевского лесопарка.
  • Статистический учет собранного мусора.

«Расчистим к знаниям дорогу» (10 классы). В рамках акции проводятся:

  • Организация сбора макулатуры.
  • Подведение итогов сбора макулатуры.

«Взгляд» (5-9 классы). В рамках акции проводятся:

  • Просмотр экологических видеофильмов.
  • Семинар «Взгляд в будущее».

«Сделаем Землю чище и краше» (1- 4 классы). В рамках акции проводятся:

  • Конкурсы и викторины экологической направленности.
  • «Исследование природы» (1-11 классы). Эта акция посвящена практической деятельности учащихся, результатом которой являются:
  • Определение степени запыленности воздуха в помещениях школы (в коридорах, рекреациях, на лестнице, в кабинетах) и сравнение полученных результатов.
  • Определение запыленности и загазованности воздуха вблизи транспортной магистрали (ул. Коммуны), в Ржевском лесопарке и в районе школы.
  • Составление картотеки деревьев и растений, представленных в Ржевском лесопарке.
  • Определение органолептических показателей качества воды и сравнение их с показателями качества родниковой воды и из-под крана.
  • Сравнительный анализ кислотности воды из водоёма, родниковой и из-под крана.
  • Определение воздействия кислотного загрязнения воздуха на различные виды растений.
  • Определение влияния загрязнения воздуха аммиаком на различные виды растений.
  • Отбор образцов почвы на пришкольной территории и в Ржевском лесопарке.
  • Приготовление почвенной вытяжки.
  • Изучение экологического состояния почвы через оценку кислотности.
  • Изучение экологического состояния почвы через оценку засоленности.
  • Количественное определение хлоридов в воде и почвенной вытяжке.
  • Количественное определение жесткости в воде и почвенной вытяжке.
  • Определение радиационного фона вблизи школы и в районе Ржевского лесопарка.
  • Определение антропогенных нарушений почвы.
  • Исследование видового разнообразия природы Ржевского лесопарка.
  • Составление «Жалобной книги природы».

Ход десанта

  1. Старт десанту дает линейка, на которой каждый класс во главе с классным руководителем получает расписание этапов десанта, маршрутный лист и карту-инструкцию.
  2. Двигаясь по маршрутному листу, учащиеся поочередно в определенное время сдают макулатуру, убирают указанную территорию и проводят исследовательскую работу.
  3. Перерыв на чай с пирожками.
  4. Команда сдает два отчета по определенной форме:
  • о количестве собранного мусора;
  • о проведении исследовательской работы.
  1. На всем протяжении десанта дежурные старшеклассники следят за порядком и чистотой в школе и осуществляют фотосъемку участников на разных этапах.

Структура документации

  1. Расписание указывает время и местонахождение команды.
  2. Маршрутный лист отражает путь следования и территорию уборки или исследования в Ржевском лесопарке.
  3. Структура карты – инструкции:
  • цель эксперимента или исследования;
  • задачи эксперимента или исследования;
  • ход эксперимента или исследования;
  • форма отчёта.

Все карты – инструкции были разработаны с использованием учебного пособия «Экологический практикум» ЗАО «Крисмас +» и адаптированы на разный возраст учащихся [1]. Несколько образцов карт-инструкций приведены в приложении.

Для проведения эксперимента в учебном кабинете заранее готовится лабораторный комплект, в который входят химическая посуда, химические реактивы, принадлежности и материалы.

Подведение итогов

Организационный комитет, в который входят преподаватели предметов естественнонаучного цикла, знакомится с результатами исследований по сданным отчётам, обобщает полученные результаты и размещает информацию на школьном стенде.

Команда старших классов готовит фоторепортаж.

Поскольку в данном мероприятии участвует около 700 школьников, подготовка требует четкости действий каждого класса и каждого преподавателя.

Рекомендации по подготовке мероприятия

Основу для успешности проведения «Экологического десанта» составляет подготовительная работа, которая заключается в следующем:

  1. Определяются территории уборки мусора для каждого класса. Поскольку рядом с нашей школой расположен Ржевский лесопарк, то мы с преподавателями нашего методического объединения заранее изучили загрязнения его территории, зафиксировали их на плане и распределили между классами.
  2. Понятно, что с таким же успехом можно наводить порядок в ближайшем парке, сквере, на территории детской площадки и т.д.
  3. Осуществляется договоренность с организацией «Спецтранс» о доставке и последующем вывозе контейнера для сбора мусора.
  4. Осуществляется договоренность с пунктом приема макулатуры о предоставлении транспорта.
  5. Производится подбор экологических фильмов и мультфильмов для разных возрастов школьников.
  6. Для начальной школы разрабатываются экологические игры и конкурсы.
  7. Определяются темы исследований для каждого класса.
  8. Разрабатываются карты-инструкции для проведения школьниками исследований.
  9. Подготавливаются химические реактивы, химическая посуда и канцелярские принадлежности, необходимые для проведения исследований.
  10. Составляется список кабинетов, в которых школьниками будут проводиться эксперименты.
  11. Составляется список кабинетов, в которых будут демонстрироваться фильмы.
  12. Составляется список учителей дежурных по школе.
  13. Составляется расписание проведения «Экологического десанта» общее и индивидуальное для каждого класса.
  14. Распечатывается вся подготовленная документация для проведения мероприятия.
  15. Проводится инструктаж классных руководителей и дежурных учителей по проведению Дня «Экологического десанта».

В общей сложности организационный период занимает по времени около 1 месяца.

Заключение

Давая возможность ребенку применить знания, проявить себя творчески, педагоги ориентируют его на восприятие целостной картины мира, на осмысление проблемы: «Я и мир вокруг меня», на уверенность в возможности влиять на этот мир, поскольку, как гласит китайская пословица: «Множество маленьких дел, которые делают множество маленьких людей во многих маленьких странах, могут изменить лицо мира».

Использованная литература

  • Экологический практикум. Учебное пособие с комплектом карт-инструкций. Под редакцией к.х.н. А.Г. Муравьева. – СПб: Крисмас+, 2003.