«Рост научного знания XX века
быстро стирает грани
между отдельными науками.
Мы все более специализируемся
не по наукам, а по проблемам».
В.И. Вернадский
На современной стадии развития человечества при возрастающих темпах преобразования окружающей среды аспекты взаимодействия общества и природы становятся все более актуальными. Среди множества стоящих перед нами глобальных проблем наиболее острой является проблема защиты окружающей среды, сохранения ее для будущих поколений.
Концентрация внимания на бережном отношении к природным ресурсам, ценности экосистемы, которая может служить пристанищем для человечества, защите и охране природы может помочь человеку иначе мыслить и принимать правильные решения. И в этой связи нельзя не вспомнить об экологическом образовании, и в частности о включении экологической тематики в предметы естественнонаучного цикла, а также в разнообразные формы внеклассной и внеурочной деятельности.
Включение элементов экологического образования и воспитания в учебный процесс – это один из путей формирования экологической культуры школьника, включающей в себя:
- экологические знания;
- экологическое мышление;
- экологически оправданное поведение.
В нашей школе традиционно ежегодно проходит неделя, посвященная предметам естественнонаучного цикла, ориентированная на интеграцию предметов химии, биологии, географии и экологии. Это позволяет учащимся посмотреть на предмет в нестандартном ракурсе, с точки зрения другого предмета и межпредметных связей.
Предметные недели обеспечивают школьникам целостное восприятие того или иного научного факта. Они наиболее сложны в подготовке, так как насыщены разнообразными событиями, предполагают активное участие и взаимодействие всех преподавателей методического объединения. Проводимые в рамках предметных недель образовательные и воспитательные мероприятия представляют собой, как правило, особые, авторские учебно-методические разработки.
Далее дается краткое описание одного из событий недели естественных наук - разработанного мною проекта, получившего название «Экологический десант» и объединившего учителей и учащихся в изучении и практическом применении знаний из разных областей химии, биологии, географии и экологии.
Задачи мероприятия:
1. Образовательные:
- формирование нового взгляда на знакомые учебные предметы естественнонаучного цикла: превращение сухого свода правил в живое дело, имеющее практическую ценность и постоянно развивающееся;
- применение на практике знаний, полученных на уроках;
- стимулирование познавательного интереса: возможность не просто получать знания, а добывать их самостоятельно в практической работе.
2. Воспитательные:
- создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания взрослых и детей, в достижении общих целей;
- воспитание гражданской ответственности: посильный вклад в улучшение экологической обстановки в районе проживания и родном городе.
Описание мероприятия
Экологический десант проводится для учащихся всей школы с участием всех преподавателей.
Акции экологического десанта:
«Чистота - друг молодёжи» (5-11 классы). В рамках акции проводятся:
- Вскапывание земли вокруг кустов и деревьев.
- Уборка пришкольной территории от мусора согласно плану.
- Уборка мусора на территории Ржевского лесопарка.
- Статистический учет собранного мусора.
«Расчистим к знаниям дорогу» (10 классы). В рамках акции проводятся:
- Организация сбора макулатуры.
- Подведение итогов сбора макулатуры.
«Взгляд» (5-9 классы). В рамках акции проводятся:
- Просмотр экологических видеофильмов.
- Семинар «Взгляд в будущее».
«Сделаем Землю чище и краше» (1- 4 классы). В рамках акции проводятся:
- Конкурсы и викторины экологической направленности.
- «Исследование природы» (1-11 классы). Эта акция посвящена практической деятельности учащихся, результатом которой являются:
- Определение степени запыленности воздуха в помещениях школы (в коридорах, рекреациях, на лестнице, в кабинетах) и сравнение полученных результатов.
- Определение запыленности и загазованности воздуха вблизи транспортной магистрали (ул. Коммуны), в Ржевском лесопарке и в районе школы.
- Составление картотеки деревьев и растений, представленных в Ржевском лесопарке.
- Определение органолептических показателей качества воды и сравнение их с показателями качества родниковой воды и из-под крана.
- Сравнительный анализ кислотности воды из водоёма, родниковой и из-под крана.
- Определение воздействия кислотного загрязнения воздуха на различные виды растений.
- Определение влияния загрязнения воздуха аммиаком на различные виды растений.
- Отбор образцов почвы на пришкольной территории и в Ржевском лесопарке.
- Приготовление почвенной вытяжки.
- Изучение экологического состояния почвы через оценку кислотности.
- Изучение экологического состояния почвы через оценку засоленности.
- Количественное определение хлоридов в воде и почвенной вытяжке.
- Количественное определение жесткости в воде и почвенной вытяжке.
- Определение радиационного фона вблизи школы и в районе Ржевского лесопарка.
- Определение антропогенных нарушений почвы.
- Исследование видового разнообразия природы Ржевского лесопарка.
- Составление «Жалобной книги природы».
Ход десанта
- Старт десанту дает линейка, на которой каждый класс во главе с классным руководителем получает расписание этапов десанта, маршрутный лист и карту-инструкцию.
- Двигаясь по маршрутному листу, учащиеся поочередно в определенное время сдают макулатуру, убирают указанную территорию и проводят исследовательскую работу.
- Перерыв на чай с пирожками.
- Команда сдает два отчета по определенной форме:
- о количестве собранного мусора;
- о проведении исследовательской работы.
- На всем протяжении десанта дежурные старшеклассники следят за порядком и чистотой в школе и осуществляют фотосъемку участников на разных этапах.
Структура документации
- Расписание указывает время и местонахождение команды.
- Маршрутный лист отражает путь следования и территорию уборки или исследования в Ржевском лесопарке.
- Структура карты – инструкции:
- цель эксперимента или исследования;
- задачи эксперимента или исследования;
- ход эксперимента или исследования;
- форма отчёта.
Все карты – инструкции были разработаны с использованием учебного пособия «Экологический практикум» ЗАО «Крисмас +» и адаптированы на разный возраст учащихся [1]. Несколько образцов карт-инструкций приведены в приложении.
Для проведения эксперимента в учебном кабинете заранее готовится лабораторный комплект, в который входят химическая посуда, химические реактивы, принадлежности и материалы.
Подведение итогов
Организационный комитет, в который входят преподаватели предметов естественнонаучного цикла, знакомится с результатами исследований по сданным отчётам, обобщает полученные результаты и размещает информацию на школьном стенде.
Команда старших классов готовит фоторепортаж.
Поскольку в данном мероприятии участвует около 700 школьников, подготовка требует четкости действий каждого класса и каждого преподавателя.
Рекомендации по подготовке мероприятия
Основу для успешности проведения «Экологического десанта» составляет подготовительная работа, которая заключается в следующем:
- Определяются территории уборки мусора для каждого класса. Поскольку рядом с нашей школой расположен Ржевский лесопарк, то мы с преподавателями нашего методического объединения заранее изучили загрязнения его территории, зафиксировали их на плане и распределили между классами.
- Понятно, что с таким же успехом можно наводить порядок в ближайшем парке, сквере, на территории детской площадки и т.д.
- Осуществляется договоренность с организацией «Спецтранс» о доставке и последующем вывозе контейнера для сбора мусора.
- Осуществляется договоренность с пунктом приема макулатуры о предоставлении транспорта.
- Производится подбор экологических фильмов и мультфильмов для разных возрастов школьников.
- Для начальной школы разрабатываются экологические игры и конкурсы.
- Определяются темы исследований для каждого класса.
- Разрабатываются карты-инструкции для проведения школьниками исследований.
- Подготавливаются химические реактивы, химическая посуда и канцелярские принадлежности, необходимые для проведения исследований.
- Составляется список кабинетов, в которых школьниками будут проводиться эксперименты.
- Составляется список кабинетов, в которых будут демонстрироваться фильмы.
- Составляется список учителей дежурных по школе.
- Составляется расписание проведения «Экологического десанта» общее и индивидуальное для каждого класса.
- Распечатывается вся подготовленная документация для проведения мероприятия.
- Проводится инструктаж классных руководителей и дежурных учителей по проведению Дня «Экологического десанта».
В общей сложности организационный период занимает по времени около 1 месяца.
Заключение
Давая возможность ребенку применить знания, проявить себя творчески, педагоги ориентируют его на восприятие целостной картины мира, на осмысление проблемы: «Я и мир вокруг меня», на уверенность в возможности влиять на этот мир, поскольку, как гласит китайская пословица: «Множество маленьких дел, которые делают множество маленьких людей во многих маленьких странах, могут изменить лицо мира».
Использованная литература
- Экологический практикум. Учебное пособие с комплектом карт-инструкций. Под редакцией к.х.н. А.Г. Муравьева. – СПб: Крисмас+, 2003.