"Времён связующая нить"

Разделы: История и обществознание


1. Введение.

С самых отдалённых эпох русская литература, историческая мысль, искусство были пронизаны чувствами патриотизма, любви к отечеству, ответственности за его судьбу народ испытал немало тяжелого, лихого на крутых перевалах истории, одержали немало побед в борьбе за честь и независимость своей земли.

С древних времен воин - защитник России, будь он с луком, мечом или ружьем в руках, пользовался высоким уважением и любовью сограждан, всего народа. Главный герой и труженик во время войн - народ. Именно его работа на полях и в мастерских, на фабриках и заводах, его усилия на поле брани лежали во основе всех успехов русского оружия, преодоление всех трудностей и лишений, выпадающих на долю России, но народ всегда находил в себе силы не пасть духом, дать отпор врагу-захватчику, вновь расправить крылья.

Не зря мы ворошим былое,
Хватает в нем не нужной лжи
О тех, кто время фронтовое не пережил, не пережил.
Давай сделаем, что можем,
Для них и только ради них, чужую советь растревожим,
Чтоб годы превратились в дни.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что нам, современным историкам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. К сожалению, не для кого не является секретом, что в сознании многих молодых людей преобладает негативное отношение к военной службе. Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации, будь то неуставные отношения в школе или армии и др. Практика показывает, что ежегодно тысяча людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Большинству людей оказавшихся в такой ситуации, знакомо чувство страха, эмоционального шока, кто -то был свидетелем паники, приводившей к увеличению числа жертв. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значить необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?

2. Цель проекта:

На примерах социального, духовного и нравственного опыта соотечественников стараться привить учащимся патриотическое отношение к Родине, привлечь внимание настолько, чтобы дети не оставались равнодушными к перепадам политических настроений российского общества.

3. Метод исследования - свободного, равноправного, честного диалога (обучающе-воспитательный)

Условия применения метода:

Стремление к свободе, уважение достоинства каждого и всего в мире, сердечная заинтересованность в педагогическом процессе и его целях.

Прием:

Очеловечивание абстракций - если наполнить научную категорию живым (грустным и смешным), человеческим содержанием, она не только легче и основательнее перейдет в сознание ребёнка, но и окажется незаменимым средством воспитания.

4. Задачи:

- воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, уважение к историческому пути своего и других народов, что особенно важно в условиях много национальной и поликонфессиональной России;

- развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается овладение конкретно-историческим подходом к событиям, и явлениям прошлого, аргументировано выражать собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;

- овладения учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников.

5. Поиск новых педагогических технологий - связан с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению истории при осознании в обществе в целом значимости изучения. Мотивация недостаточна, так как при изучении истории учащиеся сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (памяти, восприятия, мышления). Поэтому необходимо решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению истории, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребёнка. При работе над проектом я выяснила, какие задачи (проблемы) школьной жизни волнуют учеников. Поэтому - общей задачей стало создание проекта, в котором всем ребятам хотелось изучать историю.

В работе над проектом приняли участие группы ребят 10-11 классов. Учащиеся были разделены на группы, которые работали над решением общей задачи. При этом учитывались интересы всех ребят. Члены групп вносили свои предложения и пожелания тем, кто работал над отдельными частями проекта. Части проекта обсуждались в группах. В итоге были выделены такие направления работы:

1) исследовательская работа по источникам связанным с периодами Великой Отечественной войны

2) подготовка конференции "Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны"

3) ролевая игра в стиле "Хочу спросить"

4) изучение истории и охрана памятников, участие в историко-экологической акции "Чтим и помним".

Выводы:

  • Эффективность работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, прежде всего, зависит от степени участия в ней семьи и школы;
  • Роль семьи в патриотическом воспитании детей снизилось, школа проводит эту работу часто формально, не учитывая современные особенности общества;
  • Далеко не все поддерживают и считают выполнимой "Государственную программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2003-2010годы";
  • Гражданское и патриотическое воспитание не сможет достичь в стране успеха без активной поддержки властных структур, СМИ и реальной финансовой помощи.
  • Этот проект разработан на основе Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации 2003-2010 гг.