Цели и задачи:
1) Проверить знания, умения и навыки учащихся по
теме “Словосочетание”
2)Совершенствовать умение производить разбор
словосочетания, синтаксический разбор
предложения.
3) Совершенствовать орфографические и
пунктуационные навыки учащихся.
4) Пропаганда правил дорожного движения среди
учащихся.
5) Предупреждение детского дорожно-транспортного
травматизма.
6) Формирование навыков самостоятельной работы.
Оборудование:
1) таблички с названием препятствий.
2) цветные листочки с напечатанными загадками.
3) памятки.
4) тест.
5) разрезные дорожные знаки.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Объявление темы и целей урока.
- Приветствие гостей.
III. Путешествие по стране правил дорожного движения.
Азбука пешехода
- Все вы, ребята, не раз ездили на автобусе, на трамвае. Знаете ли вы через какую дверь надо выходить? (Через переднюю).
- У многих из вас, ребята, есть велосипеды. Знаете ли вы с какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам и дорогам? (разрешается детям не моложе 14 лет).
Получается, что многие ребята нарушают правила. Об этом стоит задуматься!
- Знаете ли вы, где разрешается входить или выходить из транспорта? (только на остановках).
- К сожалению, и это часто нарушают водители автобусов, останавливаясь и высаживая пассажиров в неположенном месте.
- Итак, ребята, кто же должен знать правила дорожного движения? (взрослые и дети).
Обращение к доске
- Ответы, которые вы дали, записаны на доске в виде предложений.
Выходите из автобуса и трамвая через переднюю дверь.
Езда на велосипеде по улицам и дорогам разрешается детям не моложе 14 лет.
Входите и выходите из транспорта только на остановках.
Знать правила дорожного движения должны взрослые и дети.
Задание. Из данных предложений выпишите сочинительные словосочетания.
- Но прежде, чем выполнить это задание, давайте вспомним, что называется словосочетанием?
- Какие словосочетания называются сочинительными? (словосочетание, в котором слова равноправны; нет главных и зависимых слов, нельзя задать вопрос от одного слова к другому).
- Как выражается связь между словами в таких словосочетаниях?
- Какими членами предложения выступают члены сочинительных словосочетаний?
- Какими частями речи могут быть выражены слова в сочинительных словосочетаниях?
Дети выполняют задание. (1 ученик работает у доски).
(Ответ: из автобуса и трамвая,
по улицам и дорогам,
входите и выходите,
взрослые и дети)
- Проверяем.
- Ребята, мы с вами с легкостью преодолели первое препятствие на нашем пути.
Что ждет нас дальше? Посмотрим?
Перекресток загадок
- Следующее препятствие “Перекресток загадок”. Что нас ждет на этом перекрестке? Любите ли вы отгадывать загадки?
Обращение к доске
Желающие выходят к доске, читают загадку, если знают отгадку, говорят или помогает класс.
Ответы записывают на доску.
- Не живая, а ведет,
- Для этого коня еда – бензин, и масла и вода.
- Держусь я только на ходу,
А если встану – упаду. (Велосипед) - Запылал у чудища
Изумрудный глаз –
Значит, можно улицу
Перейти сейчас. (Светофор)
Неподвижна, а идет. (Дорога)
На лугу он не пасется, по дорогам он несется. (Машина, автомобиль)
- В два ряда дома стоят –
- Два брата убегают, а два догоняют. (Колеса)
Десять, двадцать, сто подряд –
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят. (Улица)
Задание. С данными словами составьте словосочетание
(Н: Узкая дорога, красивая машина, гоночный велосипед.)
- Какие получились словосочетания по строению и значению? (подчинительные)
- Какие словосочетания называются подчинительными?
Задание. Выделите в словосочетаниях главные и зависимые слова, поставьте вопрос и составьте схему словосочетания.
Задание (устно). Определите, какие словосочетания у нас получились по характеру главного слова? (именные) Докажите.
Задание. Графически обозначьте в словосочетаниях, с помощью чего выражена грамматическая связь.
- И с этим препятствием, ребята, вы справились успешно!
Остановка
- Вы устали немного, и пришло время отдохнуть.
Физкультминутка
На лошадке ехали, - (шагаем на месте)
До угла доехали.
Сели на машину, - (бег на месте)
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали. – (приседания)
Трр! Стоп! Разворот. – (поворот кругом)
На реке – пароход. – (хлопаем в ладоши)
Пароходом ехали. – (шагаем на месте)
Пароход не везет,
Надо сесть на самолет.
Самолет летит
В нем мотор гудит: - (руки в стороны, “полетели”
-У-у-ф.
- Молодцы! Хорошо отдохнули. Теперь снова в путь!
- Следующее препятствие под названием “Говорящие знаки”. На своем пути в школу, магазин – всюду вы встречаете дорожные знаки. К сожалению, очень часто нарушители правил дорожного движения портят дорожные знаки. И сейчас нам предстоит отремонтировать некоторые из них.
Задание. Вам необходимо из предложенных составляющих собрать дорожные знаки.
(По одному ученики выходят к доске и собирают знаки)
- Вот такие получились отремонтированные знаки. Ребята, подумайте и скажите, о чем предупреждают, что запрещают эти дорожные знаки?
- “Движение на велосипеде запрещено” (запрещающий знак) – обычно этот знак помещают на улицах и дорогах с большим движением транспортных средств.
- “Проход закрыт” (запрещающий знак) – его устанавливают, как правило, где ведутся какие-либо дорожно-ремонтные работы, около строительных площадок, словом, там, где может возникнуть опасность для пешехода.
- “Въезд запрещен” (запрещающий знак) – этот знак запрещает въезд водителям машин и велосипедистам на участок дороги или улицу, перед которым он установлен. Велосипедист увидев знаки (см. 1 и 3) должен сойти с велосипеда и вести его руками по тротуару, соблюдая правила дорожного движения.
- “Дорожные работы” (предупреждающий) – устанавливают, где ведется ремонт дороги.
Задание. Составить простое предложение о последнем знаке. (Н: На нашей улице идут дорожные работы.) Произвести синтаксический разбор предложения.
- Молодцы! Продолжаем наше путешествие через препятствия.
Говорящие знаки
Орфограммы и пунктограммы
Слово учителя:
- Я думаю, вы, ребята, можете самостоятельно отправляться в путь, вы уже знаете, каких ситуаций не стоит допускать на проезжей части. А помогать вам всегда будет “Памятка”.
(Ученикам раздаются памятки).
Памятка для учащихся
Учащиеся, будьте дисциплинированны на улице!
Задание: Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки. (Учащиеся самостоятельно это делают).
- А теперь прочитаем памятку (чтение памятки вслух учеником).
Задание (устно). Над какими орфограммами вы работали? (учащимся надо назвать орфограмму и пример)
- Безударные проверяемые гласные в корне слова (указатели, переходите, в местах, переходя, посмотрите, движение, зеленом, светофора, перебегайте)
- Непроверяемые безударные гласные в корне слова (тротуар, дорога, сигнале, трамвай)
- НЕ с глаголом (не перебегайте, не ездите)
- Раздельное написание с предлогом с другими словами (при этом)
- ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах (имеются)
- Непроизносимые согласные в корне (на перекрестках, проезжую)
- Проверяемые согласные в корне слова (близко, остановке)
Задание (устно). Какие знакомые пунктограммы вы увидели в тексте. Объясните постановку этих знаков препинания.
Тест
- И последнее препятствие на нашем пути – это тест, контроль знаний, (раздаются тесты учащимся).
Время работы – 7 минут.
Тест по теме “Синтаксис. Словосочетание”.
- Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.
- Зависимое слово связывается в словосочетании с главным только грамматически.
- Зависимое слово уточняет смысловое значение главного слова, подчиняется ему.
- Словосочетание с главным словом именем существительным называется именным.
- В каком словосочетании неверно указано главное слово?
- Понеслась по полю;
- Зелёных вершин;
- в дупле берёзы;
- Исследовать остров.
- Какое сочетание слов данного предложения не является словосочетанием?
Я нашел и собрал на поляне корзину крепких грибов.
- нашел на поляне;
- корзину грибов;
- крепких грибов;
- нашел и собрал.
- Укажите глагольное словосочетание.
- продавец книг;
- бегать на стадионе;
- пение птиц;
- шёпот детей.
- Укажите именное словосочетание.
- шумело громко;
- прыгнул в воду;
- ветки берез;
- пошел к реке.
По завершению работы учащиеся сдают тест учителю.
IV. Итог урока.
- Вот такое сегодня получилось необычное путешествие по стране Правил дорожного движения. Препятствия вы успешно преодолели и помогли вам в этом ваши знания, полученные на уроках.
Учитель говорит оценки и благодарит за урок.