Цели урока:
1) развитие навыков связной речи, обучение
умению выражать свои мысли;
2) знакомство с одним из жанров сочинений -
репортажем;
3) изучение быта, нравов и традиции татарского
народа.
Тип урока: урок-игра.
Литература:
1) Мэктэптэ бэйрэмнэр, кичэлэр. Мэгьрифэт
нэшрияты.
2) Рэуфэ Уразман. Татар халкынын йолалары hэм
бэйрэмнэре.
НТСО: иллюстрации, карточки, доклады учащихся.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Слово учителя.
- Ребята, наверное, нет такого человека, который не любил бы праздников. Это велось испокон веков: люди хорошо трудились, чтобы прокормить себя, а потом устраивали праздник: “Делу – время, а потехе – час”, “Сделал дело – гуляй смело”, - говорили они.
К празднику начинали готовиться заранее.
Кто как потрудится, тот как и отдохнет . Татарский народ славится своим трудолюбием, хлебосольством и умением организовывать праздники.
А знаете ли вы о быте, нрава, обрядах и праздниках своего народа? Вы должны были подготовить материалы к сочинению на тему: “Праздники татарского народа”. Сейчас мы сыграем в игру “Пойми меня” и проверим ваши знания. Играют между собой “Глаголики” и “Грамотеи”.
3. Игра “Пойми меня”. 1 дин.
- Условия игры следующие: вы должны вытянуть карточку и , не употребляя однокоренных слов, объяснить своей команде то, что написано на ней, рассказать об этом празднике, обряде или персонаже праздника.
Слова и объяснения для 1-го дина:
1) “Нэуруз” - это один из древнейших святых праздников у мусульман. Эму поклонялись, его ждали. Древние предания наставляют6 в этот в душе каждого из нас должны поселиться доброта, любовь к ближнему. И тогда ему ответят тем же. Этот праздник призывает к дружбе между народами, к милосердию. По мусульманскому календарю, этот день является началом нового года. Празднуется этот день 21 марта.
2) “ Аулак ой” - это молодежные посиделки без родителей. Собираются девушки, шьют, вяжут, вышивают. К ним приходят юноши, просят впустить в дом, а в качестве выкупа исполняют песню, танцуют, отгадывают загадки. Существовало негласное правило: ни один из юношей не должен был обмануть, обидеть девушку. Это считалось большим грехом.
3) “ Каз омэсе”. Проводится поздней осенью или ранней зимой.
Собираются родственники, друзья, режут домашнюю птицу, потрошат, ощипывают, идут к роднику, моют при этом, поют песни, шутят.
Затем тушки этих птиц засаливают.
4) “Мэулет ае” - обычно проводят до Уразы. Люди мысленно очищаются, готовясь к Уразе, морально поддерживают друг друга, приглашают к себе близких, читают молитвы.
5) “Гает бэйрэме”. Проводится после Уразы. Люди очистились душой и телом. А теперь с чистой совестью они приглашают к себе людей, готовят самые лучшие кушанья, вспоминают только самое хорошее.
6) “Йозек салу”. В эту игру играют на молодежных и детских посиделках. Участники садятся рядом. Складываются вместе ладони, в которые ведущий должен незаметно положить колечко.
2-ой дин.
А сейчас мы проверим, права ли пословица: “Молчание – золото”. Один из участников команды произносит слова, а остальные записывают, не задавая при этом никаких вопросов и не переспрашивая. Они должны отгадать, о каком празднике или его элементе идет речь.
1) Кыш бабай. Его любят все дети. Он приходит к нам на Новый год и дарит людям радость, раздает подарки.
2) Наврузбике. Эту девушку, самую красивую, умную и трудолюбивую, выбирают для проведения праздника. Она приезжает на тройке в окружении всадников, загадывает загадки, предсказывает счастье, достаток, мир.
3) Боз озату. Зимой любимыми играми ребят стали игры в хоккей, катании на коньках.
Но вот приходит весна и дети собираются на берегу реки, чтобы проститься с ним – полюбившимся им холодным другом. А мамы детям в это время пекут блины и оладьи.
4) “Карга боткасы”. Птицы – наши друзья. Они ослабли после длинных переплетов, после зимней стужи. Дети со всех дворов собирают крупу, яйца, молоко, масло, варят вкусную кашу в поле, едят самп и угощают своих пернатых друзей.
5) Ураза. Когда наступает месяц Рамазан, каждый человек должен задуматься, какие добрые дела он совершил, помог ли престарелым и беспомощным.
Ислам запрещает во время этого обряда сквернословить, употреблять спиртное. Разрешает кушать только до восхода и после заката солнца.
6) Корбан. Для проведения этого праздника необходимо принести в жертву животное, которые должны быть без ран и отметин. Жертвоприношение должно было произойти до намаза. Вместо принесения в жертву животного можно раздавать милостыню.
3-ий дин. Ассоциации.
Один из участников игры должен вытянуть карточку с названием праздника.
Остальные, повернувшись лицом к классу, не глядя на доску, должны назвать те слова, которые записаны на доске этим игроком.
Слова для 3-го дина:
- Нардуган.
- Сабантуй.
4. Подведение итогов.
Награждение команд призами – шутливыми сувенирами (пылесосами, которые не требуют электроэнергии и надежны в эксплуатации – гусиными крыльями и авторучками из гусиных перьев с написанными на них русскими и татарскими пословицами о труде, веселье, мире, дружбе.
5. Подготовка к сочинению-репортажу, чтение черновиков, работа над обрамлением сочинений.
6. Заключительное слово учителя.
- Праздники – это прекрасно. Но необходимо помнить всегда, что никакой праздник невозможно будет провести, если столе не будет вкусного хлеба, чистой воды, а над нами – мирного неба. Поэтому все люди должны жить в мире и согласии друг с другом, беречь природу и хорошо трудиться для себя, своих ближних, для своего народа, Родины. Чем красивее и богаче будет наша Земля, тем интереснее и веселее будут проходить наши праздники.