Тема нашего разговора сегодня - родной язык. Его называют “великим и могучим”, о нём писали Пушкин и Тургенев, Толстой и Пришвин.
Русский язык… нуждается ли он в похвалах? Надо ли говорить о его силе и красоте?
Оказывается, надо! И не только говорить, он достоин самой большой заботы.
Среди старшеклассников нашей Большеошворцинской школы проводилось анкетирование “Я русский бы выучил…”, где они должны были написать, при каких условиях они бы изучали русский язык более ответственно и с увлечением. Вот какие получились результаты:
- если бы от безграмотного человека шарахались, как от неопрятного грязного бомжа;
- если бы в нашей стране это ценилось;
- если бы язык изменил всю жизнь на земле, а люди бы забыли все похабные слова;
- если бы меня окружали люди, разговаривающие правильным литературным языком;
- если бы за это поощряли.
Из результатов опроса видно, что почти все указывают на объективные общественные причины, но никто не говорит о том, что конкретно может он сам сделать, чтобы сохранить правильную речь. Но отрадно, что наряду с этими высказываниями есть и другие. Например, Вахрушев Алексей и Петров Алексей говорят:
- я хочу хорошо изучать русский язык, потому что не хочу казаться в глазах других людей безграмотным человеком. Изучение русского языка поможет мне в большой жизни.
- я изучаю русский язык с увлечением, потому что это один из богатейших, величайших и красивейших языков мира. Кроме того, я родился в России и незнание родного языка для меня - это позор.
Ученики 11-го класса Кузнецова Таня, Широбокова Ольга, Загребин Яков вторят девятиклассникам:
- Я учу русский язык для того, чтобы развивать свою речь, чтобы она была правильной, тем более, что это пригодится для овладению профессией, которую я выбрала, где немаловажную роль играет умение разговаривать с клиентами. А ещё изучение русского языка, любовь к нему - это ещё и любовь к родному краю.
- Русский язык важен для того, чтобы уметь точно выразить свои мысли, чтобы быть образованной, что так важно в современном мире.
- я хочу правильно и красиво говорить и писать, хотя бы для того, чтобы умные девушки обратили на меня внимание, и им бы захотелось со мной пообщаться.
- ученик 8-го класса Булдаков Алексей восклицает: “я хочу изучать русский язык, потому что он восхитительно красив, в нем много тайн, которые не может понять иностранец. Русский язык - спаситель всего русского народа”.
Перед нами, учителями и родителями стоит большая задача: это приобщение детей к пониманию красоты русского языка и формирование у них устойчивого интереса к изучению его.
Чтобы интерес не угасал в школе проводится большая внеклассная работа по этому направлению, а именно: подготовка рефератов и исследовательских работ. Например, ученик 11-го класса Загребин Яков выступал на школьной научной конференции с рефератом “Школьный жаргон”, а Вафина Наиля проявила своё творчество по теме “Типичные ошибки в речи населения деревни Большие-Ошворцы”. С интересом ребята участвовали и в конкурсе ведущих программы “Школьные новости”, где оценивалось в первую очередь владение правильным литературным языком.
В свое время академик Д. Лихачев ввел понятие “Экология языка”. Основные идеи его исследований были направлены на защиту русского языка как части всей русской культуры. Дмитрий Сергеевич утверждал, что “самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!”. И главное, где должен сохраниться язык – в семье. Как с детства ребенок должен получать прививки от инфекций, так же его нужно прививать от словесного мусора. Эти прививки – настоящий русский язык. Русские сказки, русские колыбельные песни. Как будет говорить ребенок, во многом зависит от семьи, где он слышит и впитывает в себя правильную или неправильную речь. От каждого из нас зависит чистота и красота нашего языка.
В заключении хочется привести слова К. Паустовского, который говорил, что по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. А также вспомним и хрестоматийные слова: “Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”.