Цели урока: закрепление навыков решения задач, требующих логических рассуждений, развитие творческих способностей учащихся.
Задачи урока:
развитие навыков решения
логических задач разными способами, закрепление
навыков создания презентаций в PowerPoint;
Тип урока: урок повторения и систематизации изученного материала с игровыми элементами.
Вид урока: обычный, продолжительность 45 минут, при обычном распределении учащихся по группам.
Возраст учащихся: 5-й класс.
Оборудование и дидактический материал:
- персональные компьютеры с установленным на них пакетом подготовки презентаций Microsoft PowerPoint;
- листы с заданиями для каждой команды;
- чистые листы для решения задач;
- коробочка, содержащая свернутые в трубочку листочки с номерами команд;
- заготовки для создания презентаций, "оживляющих" решение задач на перевозки, в виде файлов с 1-ым слайдом презентации на дискетах.
Оформление доски
Доска делится на пять частей:
Задания: Приветствие Задача о перевозках: Логическая задача а): Логическая задача б): Всего баллов: |
Баллы команды №1 |
Баллы команды №2 |
Баллы команды №3 |
Баллы команды №4 |
Сюда будут вписываться баллы, набранные каждой командой за соответствующие задания.
План урока:
- Организационный момент - 2 минуты.
- Обмен приветствиями и жеребьевка - 3 минуты.
- Расшифровка приветствий и выставление оценок за ребусы - 7 минут.
- Распределение работы между членами команды - 2 минуты.
- Решение задач турнира - 25 минут.
- Подведение итогов турнира - 6 минут.
Уроку предшествует предварительное распределение (на предыдущем уроке) группы на команды из 3-4 человек (4 команды), каждой команде дается домашнее задание составить приветствие командам-соперникам и зашифровать его в виде ребуса, в 3-х экземплярах. Каждая команда выбирает своего капитана команды.
Ход урока
Организационный момент
Учитель. Сегодня вы проверите свои знания и умения на нашем турнире. Сейчас, после жеребьевки и обмена приветствиями, капитаны команд получат задания для своих команд. Каждой команде предстоит расшифровать приветствия, полученные от команд-соперников, решить 2 логические задачи с помощью таблиц и создать анимацию, показывающую перемещение исполнителей задачи о перевозке с одного берега на другой. Начните с расшифровки приветствий. Это лучше сделать всем членам команды вместе. Запишите расшифрованное приветствие внизу под каждым ребусом и поставьте каждой команде-сопернице оценку за составление ребуса по пятибалльной шкале. Не забудьте подписаться номером своей команды под работой по расшифровке. Оценку и подпись поставьте на обороте листка.
Обмен приветствиями и жеребьевка
Капитаны команд выходят к доске с приветствиями-шифровками. Учитель предлагает провести жеребьевку, для чего капитаны вытаскивают по одному свернутому в трубочку листочку из коробочки. Капитаны разворачивают трубочки бумаги и объявляют номера своих команд. Каждый из них записывает номер своей команды на листках с ребусами, зашифрованными на листках бумаги, после чего они обмениваются приветствиями. Учитель выдает капитанам листы с заданиями (см. Приложение 1) и дискеты с заготовками для презентаций (см. Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5).
Расшифровка приветствий и выставление оценок за ребусы
Капитаны расходятся к своим командам и передают листки с приветствиями. Начинается работа по расшифровке ребусов. Слова расшифрованных приветствий записываются под ребусом. Каждый ребус оценивается командами с точки зрения правильности кодирования информации и доступности для расшифровки, и оценка, и номер команды-расшифровщика также записывается на листке под ребусом. Затем учитель предлагает капитанам команд поочередно прочитать свои приветствия для сопоставления с расшифрованными вариантами. Представитель от каждой команды проставляет свои баллы за составление приветствия командам-соперникам на доске в 1-3 клеточках, в 4-ой выделенной клеточке выводится среднее арифметическое, которое пойдет в общий зачет команде. Листки с приветствиями-ребусами сдаются учителю, который выставляет каждой команде оценку также по 5-балльной шкале за правильность расшифровки и организованность работы и записывает ее на доске.
Распределение работы между членами команды - 2 минуты
Учитель. А теперь распределите задания и приступайте к работе. Желаю вам успешной работы и победы в турнире. По мере выполнений отдельных заданий предъявляйте их для оценивания. Члены команд распределяют задания: 1-2 человека на решение логических задач, 1-2 человека - на решение задачи о перевозках.
Решение задач турнира
Решение логических задач учащиеся осуществляют на листах бумаги, выделенных для их команды. По мере готовности члены команды передают решения учителю, который проверяет качество решения и оформления задачи, оценивает его по 5-балльной шкале (для каждой логической задачи) и заносит баллы, набранные командами, на доску.
Члены команд, закончившие решение логических задач, присоединяются к решающим задачи на перевозки, оформляемые в PowerPoint - совместно проверяют и при необходимости исправляют уже созданные слайды и завершают работу. Учитель просматривает и оценивает по 10-балльной шкале решение выполненной каждой командой задачи на перевозки и записывает результаты в соответствующие разделы на доске.
Подведение итогов турнира
Подсчитывается суммарное количество баллов, набранных каждой командой. Объявляется команда-победитель, набравшая максимальное их количество, которая награждается памятным подарком. Капитаны команд пожимают руки друг другу. Турнир завершен.
Послесловие к уроку
Уроки-турниры такого рода проводились в нашей гимназии в марте 2008 года в рамках Недели Информатики. Они вызвали живой интерес учащихся. С большим интересом проходила расшифровка приветствий команд. На рисунках 1 и 2 приведены образцы приветствий.
Рисунок 1
(Один за всех и все за одного)
Рисунок 2
Особой популярностью пользовалось решение задач на перевозки с использованием анимации в Microsoft Office PowerPoint. К этому моменту времени у учащихся уже сформированы навыки создания анимации в этом пакете подготовки презентаций (в учебном плане нашей гимназии информатике в 5-м классе отводится 2 часа в неделю, планирование уроков в соответствии с программой Л. Босовой). Анализ результатов такого способа решения задач показал, что при его использовании достигаются следующие цели:
- развивается четкость мышления и внимание - любая неточность на очередном шаге выполнения становится явно заметной;
- процессу логического мышления помогает образное мышление - повышается наглядность, доступность для понимания решаемой задачи;
- развиваются творческие способности учащихся - одну и ту же задачу в разных группах команды оформляли по-разному.
Для подготовки и реализации таких презентаций в самом простом варианте не требуется много времени - обстановка и фигурки участников легко создаются из автофигур, в крайнем случае можно использовать внедренные объекты. Эффект движения достигается созданием пошаговой анимации путем автоматической смены слайдов. Обращается внимание на группировку и упорядочивание объектов (передний план, задний план). При наличии времени можно сделать более "художественную" анимацию, для придания плавности движения использовать эффекты анимации, задавать пути перемещения. В качестве примера самого простого способа решения (только смена слайдов) в Приложении 3 приводится не только 1-й слайд, а вся презентация.
Вид заготовок презентаций для команд 1-4 приведен на рисунках 3-6 соответственно.
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Для подготовки заданий использовались сборники занимательных и логических задач [1] и [2].
Список литературы.
- Л. Босова, А. Босова, Ю. Коломенская. Занимательные задачи по информатике. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- О. Богомолова. Логические задачи. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.