Урок-командный турнир "Умники и умницы" по теме "Обработка информации. Преобразование информации по заданным правилам"

Разделы: Информатика

Ключевые слова: умники и умницы


Цели урока: закрепление навыков решения задач, требующих логических рассуждений, развитие творческих способностей учащихся.

Задачи урока:

  • Обучающиe - развитие навыков решения логических задач разными способами, закрепление навыков создания презентаций в PowerPoint;
  • развивающие - развитие рационального мышления, внимания, творческих способностей;
  • воспитательные - воспитание чувства ответственности, аккуратности, трудолюбия, умения работать в коллективе.

Тип урока: урок повторения и систематизации изученного материала с игровыми элементами.

Вид урока: обычный, продолжительность 45 минут, при обычном распределении учащихся по группам.

Возраст учащихся: 5-й класс.

Оборудование и дидактический материал:

  • персональные компьютеры с установленным на них пакетом подготовки презентаций Microsoft PowerPoint;
  • листы с заданиями для каждой команды;
  • чистые листы для решения задач;
  • коробочка, содержащая свернутые в трубочку листочки с номерами команд;
  • заготовки для создания презентаций, "оживляющих" решение задач на перевозки, в виде файлов с 1-ым слайдом презентации на дискетах.

Оформление доски

Доска делится на пять частей:

Задания:

Приветствие
а) составление:
б) расшифровка:

Задача о перевозках:

Логическая задача а):

Логическая задача б):

Всего баллов:

Баллы

команды №1

Баллы

команды №2

Баллы

команды №3

Баллы

команды №4

Сюда будут вписываться баллы, набранные каждой командой за соответствующие задания.

План урока:

  1. Организационный момент - 2 минуты.
  2. Обмен приветствиями и жеребьевка - 3 минуты.
  3. Расшифровка приветствий и выставление оценок за ребусы - 7 минут.
  4. Распределение работы между членами команды - 2 минуты.
  5. Решение задач турнира - 25 минут.
  6. Подведение итогов турнира - 6 минут.

Уроку предшествует предварительное распределение (на предыдущем уроке) группы на команды из 3-4 человек (4 команды), каждой команде дается домашнее задание составить приветствие командам-соперникам и зашифровать его в виде ребуса, в 3-х экземплярах. Каждая команда выбирает своего капитана команды.

Ход урока

Организационный момент

Учитель. Сегодня вы проверите свои знания и умения на нашем турнире. Сейчас, после жеребьевки и обмена приветствиями, капитаны команд получат задания для своих команд. Каждой команде предстоит расшифровать приветствия, полученные от команд-соперников, решить 2 логические задачи с помощью таблиц и создать анимацию, показывающую перемещение исполнителей задачи о перевозке с одного берега на другой. Начните с расшифровки приветствий. Это лучше сделать всем членам команды вместе. Запишите расшифрованное приветствие внизу под каждым ребусом и поставьте каждой команде-сопернице оценку за составление ребуса по пятибалльной шкале. Не забудьте подписаться номером своей команды под работой по расшифровке. Оценку и подпись поставьте на обороте листка.

Обмен приветствиями и жеребьевка

Капитаны команд выходят к доске с приветствиями-шифровками. Учитель предлагает провести жеребьевку, для чего капитаны вытаскивают по одному свернутому в трубочку листочку из коробочки. Капитаны разворачивают трубочки бумаги и объявляют номера своих команд. Каждый из них записывает номер своей команды на листках с ребусами, зашифрованными на листках бумаги, после чего они обмениваются приветствиями. Учитель выдает капитанам листы с заданиями (см. Приложение 1) и дискеты с заготовками для презентаций (см. Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5).

Расшифровка приветствий и выставление оценок за ребусы

Капитаны расходятся к своим командам и передают листки с приветствиями. Начинается работа по расшифровке ребусов. Слова расшифрованных приветствий записываются под ребусом. Каждый ребус оценивается командами с точки зрения правильности кодирования информации и доступности для расшифровки, и оценка, и номер команды-расшифровщика также записывается на листке под ребусом. Затем учитель предлагает капитанам команд поочередно прочитать свои приветствия для сопоставления с расшифрованными вариантами. Представитель от каждой команды проставляет свои баллы за составление приветствия командам-соперникам на доске в 1-3 клеточках, в 4-ой выделенной клеточке выводится среднее арифметическое, которое пойдет в общий зачет команде. Листки с приветствиями-ребусами сдаются учителю, который выставляет каждой команде оценку также по 5-балльной шкале за правильность расшифровки и организованность работы и записывает ее на доске.

Распределение работы между членами команды - 2 минуты

Учитель. А теперь распределите задания и приступайте к работе. Желаю вам успешной работы и победы в турнире. По мере выполнений отдельных заданий предъявляйте их для оценивания. Члены команд распределяют задания: 1-2 человека на решение логических задач, 1-2 человека - на решение задачи о перевозках.

Решение задач турнира

Решение логических задач учащиеся осуществляют на листах бумаги, выделенных для их команды. По мере готовности члены команды передают решения учителю, который проверяет качество решения и оформления задачи, оценивает его по 5-балльной шкале (для каждой логической задачи) и заносит баллы, набранные командами, на доску.

Члены команд, закончившие решение логических задач, присоединяются к решающим задачи на перевозки, оформляемые в PowerPoint - совместно проверяют и при необходимости исправляют уже созданные слайды и завершают работу. Учитель просматривает и оценивает по 10-балльной шкале решение выполненной каждой командой задачи на перевозки и записывает результаты в соответствующие разделы на доске.

Подведение итогов турнира

Подсчитывается суммарное количество баллов, набранных каждой командой. Объявляется команда-победитель, набравшая максимальное их количество, которая награждается памятным подарком. Капитаны команд пожимают руки друг другу. Турнир завершен.

Послесловие к уроку

Уроки-турниры такого рода проводились в нашей гимназии в марте 2008 года в рамках Недели Информатики. Они вызвали живой интерес учащихся. С большим интересом проходила расшифровка приветствий команд. На рисунках 1 и 2 приведены образцы приветствий.

Рисунок 1

(Один за всех и все за одного)

Рисунок 2

Особой популярностью пользовалось решение задач на перевозки с использованием анимации в Microsoft Office PowerPoint. К этому моменту времени у учащихся уже сформированы навыки создания анимации в этом пакете подготовки презентаций (в учебном плане нашей гимназии информатике в 5-м классе отводится 2 часа в неделю, планирование уроков в соответствии с программой Л. Босовой). Анализ результатов такого способа решения задач показал, что при его использовании достигаются следующие цели:

  • развивается четкость мышления и внимание - любая неточность на очередном шаге выполнения становится явно заметной;
  • процессу логического мышления помогает образное мышление - повышается наглядность, доступность для понимания решаемой задачи;
  • развиваются творческие способности учащихся - одну и ту же задачу в разных группах команды оформляли по-разному.

Для подготовки и реализации таких презентаций в самом простом варианте не требуется много времени - обстановка и фигурки участников легко создаются из автофигур, в крайнем случае можно использовать внедренные объекты. Эффект движения достигается созданием пошаговой анимации путем автоматической смены слайдов. Обращается внимание на группировку и упорядочивание объектов (передний план, задний план). При наличии времени можно сделать более "художественную" анимацию, для придания плавности движения использовать эффекты анимации, задавать пути перемещения. В качестве примера самого простого способа решения (только смена слайдов) в Приложении 3 приводится не только 1-й слайд, а вся презентация.

Вид заготовок презентаций для команд 1-4 приведен на рисунках 3-6 соответственно.

 

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Для подготовки заданий использовались сборники занимательных и логических задач [1] и [2].

Список литературы.

  1. Л. Босова, А. Босова, Ю. Коломенская. Занимательные задачи по информатике. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  2. О. Богомолова. Логические задачи. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.