Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения.
Предлагаемые опыты и эксперименты по изучению свойств воды, снега, льда, развивают мышление, логику, творчество ребенка, предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы “как” и “почему”.
Выявление свойств воды
Цель |
Содержание |
Вывод |
1 |
2 |
3 |
|
|
Вода может быть холодной, теплой, горячей. |
|
Взять два стакана: один с водой, другой - с молоком. В оба стакана опустить монетку или камушек. | В стакане с водой камушек виден - вода прозрачная. В стакане с молоком камушка не видно - молоко не прозрачное. |
|
|
Вода изменилась на вкус: в одном стакане - сладкая, в другом - соленая. |
|
Сравнить запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением ароматизаторов. | Вода не имеет запаха. |
|
Взять разные сосуды, переливать воду из одного в другой. В один из сосудов положить твердый предмет (кубик), переместить предмет из одного сосуда в другой. | Вода жидкая - течет. |
|
Взять два стакана с водой. В один положить обычный речной песок, а в другой—сахарный. Размешать. (Можно использовать соль, шипучие таблетки-витамины, твердые предметы, акварельные краски). | Сахарного песка не видно—растворился в воде, речной песок опустился на дно стакана—не растворился. |
|
1) Взять деревянный кубик, определить
форму, меняя место его расположения (на руке, в
стакане, на тарелке) 2) Налить воду в сосуды разной формы. |
Форма кубика не меняется.
Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Жидкая вода не имеет формы. |
|
Взять три колбочки с водой: одну поместить в морозильную камеру или вынести на мороз, вторую оставить в группе, третью подержать над спиртовкой. | В первой—лед, во второй—вода, а в третьей—пар. |
|
1) Налить в неглубокую мисочку воды
(лучше подкрашенной) и оставить на несколько
дней. Следы краски остануться на стенках посуды и
будут указывать на изменение уровня воды. 2) Поставить мисочку с одинаковым количеством воды в разных местах: в теплом и холодном. 3) Взять одну большую и одну маленькую мисочку с водой, поставить их в одинакових условиях. 4) Расстворить в стакане с водой соль и сахар и оставить на некоторое время. 5) Накрыть большой лист растения полиэтиленовым пакетом так, чтобы в него не проникал воздух. |
Вода постепенно испаряется.
Вода в теплом месте испаряется быстрее, чем в холодном. Вода испарится быстрее из мелкой мисочки. Вода испарится, на дне стакана останутся следы соли и сахара. На стенках пакета появятся капельки воды. Вода испаряется с поверхности листа растения. |
Выявление свойств снега и льда
Цель |
Содержание |
Вывод |
1 |
2 |
3 |
1.Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда. | Принести снег и лед в помещение. | Снег и лед превращаются в воду в теплом помещении. |
2.Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источникатепла. | Взять горсть снега и положить на ладонь,затем—на ладонь в варежке. | Снег расстает. |
3.Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха. | В морозный день предложить детям слепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить им слепить снежки. | Лепится влажный снег.Влажным снег бывает при слабом морозе. |
4.Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. | В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину. | Вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу; покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба. Снег защищает растения от холода. |
5. Дать детям понятие озагрязнении снега и воды. | Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр,которым покрыт стакан. | На бумажном фильтре остануться следы;снег грязный. |