Цель:
- Учить детей писать письма, излагать мысли на бумаге.
- Обогащать речеведческие знания учащихся посредством ознакомления с эпистолярным жанром, знакомить со структурой письма, овладением речевого этикета и культурой выражения чувств.
Задачи:
- Развивать потребность постоянного общения ребёнка со сверстниками, желание поделиться знаниями о своём родном крае, о его красоте, значимости этнической культуры.
- Воспитывать уважение и любовь к родному краю, гордость за свой народ.
Оборудование: картины с изображением природы Хакасии, бумага для письма, конверты, таблицы со схемой текстов писем, кассета с аудиозаписью национальных мелодий.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Жил-был мальчик Володя. Однажды он нашёл диковинный древний кувшин. Долго он его крутил, разглядывал и думал: "Отнесу находку в музей. Но сначала приведу его в порядок". Пришёл домой и стал чистить его. Кувшин засиял, заблестел, и задышал чем-то непонятным, волнующим душу. Вова увидел на стенках кувшина какие-то знаки, прикоснулся к ним, и полились мелодичные звуки, издаваемые струнным инструментом. Мальчик испугался и закрыл лицо руками, а когда отрыл его, увидел перед собой старика. Он был седым, странно одетым. С любопытством озирался.
- Кто вы? - спросил мальчик.
- Я - дух шамана из далёкого края. А кто этот молодой джигит?
- Я ученик первого класса Московской школы. Зовут меня Владимиром. А как же вы попали в сей кувшин?
- Меня заточил в кувшин всемогущий бог Кайра - хан за недостойный шаману поступок. И вот много лет томлюсь я в этом сосуде.
- Расскажи мне о своём удивительном крае.
- С удовольствием. Садись на ковёр-самолёт, я не только расскажу, но и покажу тебе его.
: Жил в отдалённом улусе мальчик. Как и все сверстники, помогал старшим. Он любил скакать на лошади по бескрайней степи, пасти отары овец, разглядывать огромные камни, которыми усеяна хакасская степь. Старик надолго задумался.
- Как зовётся твой край?
- Солнечная Хакасия. Она находится в Сибири. Хакасия со всех сторон окружена горами, по нашему - тасхылами. Саяны, Кузнецкий Ала - Тау, Абаканский хребет. К северу от города Абакана течёт, разливается Енисей - Ким. Почти всю Хакасию пересекает река Абакан.
Главный город республики - Абакан. Он красив. Стоит среди древней хакасской степи. Абаканцы - люди сильные, крепкие, мужественные, но в тоже время добрые, честные, справедливые.
: Я помню подтаёжные места у подножия Саян. Будучи мальчиком, я видел горные перевалы, прозрачные змейки струящихся ручейков - малюток. Вдыхал запах свежей смолы и тёплый тающий запах брусники. Видел ели, стоящие тёмной стеной, вершины которых поднимаются высоко в небо. Поляны разнотравья, подобны подолу цветастого широкого хакасского платья матери. Здесь, всегда в тёплом воздухе, пахнет мёдом и цветами.
Да, чудесные земли у нас. И степи, и горы! Много красивых уголков природы! Туристы из разных районов страны любят бывать в нашей республике. Они сплавляются по рекам, катаются на снежниках. Посещают пещеры, купаются и загорают на озерах Шира, Иткуль, Белё.
В степи много курганов. На них высятся загадочные каменные стелы - далекое прошлое и гордость нашего народа.
А какие полезные ископаемые находятся в недрах нашей республики! Богатые залежи угля, железа и руды, молибдена, Саянского мрамора, который отправляют в разные страны мира, золота.
На многоводной реке Енисей были построены Саяно-Шушенская и Майнская ГЭС. Введен в строй Алюминиевый завод.
Вот она, земля моя! Здравствуй! Я не забыл тебя!
- Спасибо, Вова, что ты освободил меня из кувшина. Возвращайся домой с миром и расскажи своим друзьям, близким о красоте и необъятности моего края! Прощай!
3. Объявление темы и целей урока.
Мальчик прилетел домой и рассказал о необыкновенном путешествии. Никто ему не поверил, и он решил посоветоваться со старшими. Сначала он обратился к учителю. Все вместе нашли на карте Хакасию, прочитали о ней статью в энциклопедии, а затем написали вам - ученикам 1 "в" класса письмо.
"Дорогие сверстники! Мы хотим узнать о вашем крае. Он нас заинтересовал. Мы слышали о Хакасии, но хотим узнать больше. Напишите нам, пожалуйста. С нетерпением ждем вашего ответа. Ученики московской школы № 215. 01.03.2008."
Перед вами лежат листочки и конверт. Вы попробуете написать ответ, где расскажете о своем родном крае.
4. Правила оформления.
Представьте, что вы получили письмо. Вам интересно его содержание. Но ваш взгляд все равно остановится на листе. Вы увидите красоту и четкость почерка, порядок расположений абзацев, аккуратность оформления, качество бумаги. Значит, адресант проявил вежливость к читающему. Или же наоборот, в глаза адресату бросится обилие помарок, опечаток или исправлений, отсутствие вежливого обращения, даты, подписи, неправильное расположение текста (с очень большими полями или вообще без полей), отсутствие абзацев и т.д.
Вывод напрашивается сам собой: аккуратно оформленное письмо производит впечатление на адресата как о культурном, организованном человеке. Так что мудрая пословица "По одежке встречают, по уму провожают" абсолютно права. Ведь, "встретив человека по одежке", читающий письмо, уже формирует свое отношение к оппоненту.
Слева, справа, сверху и снизу должны быть оставлены поля.
Письмо может быть написано от руки или напечатано.
Писать следует разборчиво, без ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических).
Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы
- Какие части письма нужно выделить? (начало, основная часть, концовка).
- Что включает в себя начало письма?
- О чем говорится в основной части?
- Как завершить письмо?
Схема составления письма
Схема текста письма | Письмо |
1. Начало (зачин) письма: - обращение. 2. Основная часть письма: - сообщение. 3. Концовка письма: - вопросы адресату; -просьба; -приветы; -прощание; -подпись; -дата и место написания. |
Ребята, сверстники, Володя.
Здравствуйте, добрый день. Получили ваше письмо. Очень рады. Пишем вам ответ. Расскажу вам о своем родном крае (описание). - Местность, климат, - главный город, - природа края, - реки и озера, - богатства Хакасии. - А как выглядит ваш город? - Напишите нам, пожалуйста. - Привет вам от ребят нашего класса. - До свидания. С приветом, Настя, Оля и т.д. 18.03.2008. село Бея. |
5. Оформление конверта.
Адрес отправителя пишется в левом верхнем углу. (разборчиво, грамотно, аккуратно)
Адрес получателя - в нижнем правом.
6. Лексическо-орфографическая подготовка.
Хакасия, Саяны, Кузнецкий Ала-тау, Абаканский хребет, Енисей, Абакан, Шира, Иткуль, Белё, Саяно-Шушенская ГЭС, Майнская ГЭС, Алюминиевый завод.
-Почему эти слова пишутся с большой буквы?
- Что значит ГЭС?
Хакасская степь, тасхылы - горы, здравствуйте, до свидания.
Не забывайте о том, как пишутся имена собственные.
7. Самостоятельная работа учащихся:
Мы вспомнили структуру и содержание всех частей письма. Теперь вы будете писать самостоятельно. Помните, написание письма - это творческий процесс.
- С чего начнем писать письмо?
- Чем закончим?
- Какие правила оформления письма вы должны соблюсти?
8. Итог урока:
- Появилось ли у вас желание написать письмо своим близким или друзьям после нашего урока?
- Для чего люди пишут письма друг другу?
9. Домашнее задание:
- Напишите письмо своему другу.