Урок письма "Хочу рассказать вам о своём родном крае"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Учить детей писать письма, излагать мысли на бумаге.
  • Обогащать речеведческие знания учащихся посредством ознакомления с эпистолярным жанром, знакомить со структурой письма, овладением речевого этикета и культурой выражения чувств.

Задачи:

  • Развивать потребность постоянного общения ребёнка со сверстниками, желание поделиться знаниями о своём родном крае, о его красоте, значимости этнической культуры.
  • Воспитывать уважение и любовь к родному краю, гордость за свой народ.

Оборудование: картины с изображением природы Хакасии, бумага для письма, конверты, таблицы со схемой текстов писем, кассета с аудиозаписью национальных мелодий.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Презентация.

Жил-был мальчик Володя. Однажды он нашёл диковинный древний кувшин. Долго он его крутил, разглядывал и думал: "Отнесу находку в музей. Но сначала приведу его в порядок". Пришёл домой и стал чистить его. Кувшин засиял, заблестел, и задышал чем-то непонятным, волнующим душу. Вова увидел на стенках кувшина какие-то знаки, прикоснулся к ним, и полились мелодичные звуки, издаваемые струнным инструментом. Мальчик испугался и закрыл лицо руками, а когда отрыл его, увидел перед собой старика. Он был седым, странно одетым. С любопытством озирался.

- Кто вы? - спросил мальчик.

- Я - дух шамана из далёкого края. А кто этот молодой джигит?

- Я ученик первого класса Московской школы. Зовут меня Владимиром. А как же вы попали в сей кувшин?

- Меня заточил в кувшин всемогущий бог Кайра - хан за недостойный шаману поступок. И вот много лет томлюсь я в этом сосуде.

- Расскажи мне о своём удивительном крае.

- С удовольствием. Садись на ковёр-самолёт, я не только расскажу, но и покажу тебе его.

: Жил в отдалённом улусе мальчик. Как и все сверстники, помогал старшим. Он любил скакать на лошади по бескрайней степи, пасти отары овец, разглядывать огромные камни, которыми усеяна хакасская степь. Старик надолго задумался.

- Как зовётся твой край?

- Солнечная Хакасия. Она находится в Сибири. Хакасия со всех сторон окружена горами, по нашему - тасхылами. Саяны, Кузнецкий Ала - Тау, Абаканский хребет. К северу от города Абакана течёт, разливается Енисей - Ким. Почти всю Хакасию пересекает река Абакан.

Главный город республики - Абакан. Он красив. Стоит среди древней хакасской степи. Абаканцы - люди сильные, крепкие, мужественные, но в тоже время добрые, честные, справедливые.

: Я помню подтаёжные места у подножия Саян. Будучи мальчиком, я видел горные перевалы, прозрачные змейки струящихся ручейков - малюток. Вдыхал запах свежей смолы и тёплый тающий запах брусники. Видел ели, стоящие тёмной стеной, вершины которых поднимаются высоко в небо. Поляны разнотравья, подобны подолу цветастого широкого хакасского платья матери. Здесь, всегда в тёплом воздухе, пахнет мёдом и цветами.

Да, чудесные земли у нас. И степи, и горы! Много красивых уголков природы! Туристы из разных районов страны любят бывать в нашей республике. Они сплавляются по рекам, катаются на снежниках. Посещают пещеры, купаются и загорают на озерах Шира, Иткуль, Белё.

В степи много курганов. На них высятся загадочные каменные стелы - далекое прошлое и гордость нашего народа.

А какие полезные ископаемые находятся в недрах нашей республики! Богатые залежи угля, железа и руды, молибдена, Саянского мрамора, который отправляют в разные страны мира, золота.

На многоводной реке Енисей были построены Саяно-Шушенская и Майнская ГЭС. Введен в строй Алюминиевый завод.

Вот она, земля моя! Здравствуй! Я не забыл тебя!

- Спасибо, Вова, что ты освободил меня из кувшина. Возвращайся домой с миром и расскажи своим друзьям, близким о красоте и необъятности моего края! Прощай!

3. Объявление темы и целей урока.

Мальчик прилетел домой и рассказал о необыкновенном путешествии. Никто ему не поверил, и он решил посоветоваться со старшими. Сначала он обратился к учителю. Все вместе нашли на карте Хакасию, прочитали о ней статью в энциклопедии, а затем написали вам - ученикам 1 "в" класса письмо.

"Дорогие сверстники! Мы хотим узнать о вашем крае. Он нас заинтересовал. Мы слышали о Хакасии, но хотим узнать больше. Напишите нам, пожалуйста. С нетерпением ждем вашего ответа. Ученики московской школы № 215. 01.03.2008."

Перед вами лежат листочки и конверт. Вы попробуете написать ответ, где расскажете о своем родном крае.

4. Правила оформления.

Представьте, что вы получили письмо. Вам интересно его содержание. Но ваш взгляд все равно остановится на листе. Вы увидите красоту и четкость почерка, порядок расположений абзацев, аккуратность оформления, качество бумаги. Значит, адресант проявил вежливость к читающему. Или же наоборот, в глаза адресату бросится обилие помарок, опечаток или исправлений, отсутствие вежливого обращения, даты, подписи, неправильное расположение текста (с очень большими полями или вообще без полей), отсутствие абзацев и т.д.

Вывод напрашивается сам собой: аккуратно оформленное письмо производит впечатление на адресата как о культурном, организованном человеке. Так что мудрая пословица "По одежке встречают, по уму провожают" абсолютно права. Ведь, "встретив человека по одежке", читающий письмо, уже формирует свое отношение к оппоненту.

Слева, справа, сверху и снизу должны быть оставлены поля.

Письмо может быть написано от руки или напечатано.

Писать следует разборчиво, без ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических).

Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы

- Какие части письма нужно выделить? (начало, основная часть, концовка).

- Что включает в себя начало письма?

- О чем говорится в основной части?

- Как завершить письмо?

Схема составления письма

Схема текста письма Письмо
1. Начало (зачин) письма:

- обращение.

2. Основная часть письма:

- сообщение.

3. Концовка письма:

- вопросы адресату;

-просьба;

-приветы;

-прощание;

-подпись;

-дата и место написания.

Ребята, сверстники, Володя. Здравствуйте, добрый день.

Получили ваше письмо. Очень рады.

Пишем вам ответ.

Расскажу вам о своем родном крае (описание).

- Местность, климат,

- главный город,

- природа края,

- реки и озера,

- богатства Хакасии.

- А как выглядит ваш город?

- Напишите нам, пожалуйста.

- Привет вам от ребят нашего класса.

- До свидания. С приветом, Настя, Оля и т.д.

18.03.2008. село Бея.

5. Оформление конверта.

Адрес отправителя пишется в левом верхнем углу. (разборчиво, грамотно, аккуратно)

Адрес получателя - в нижнем правом.

6. Лексическо-орфографическая подготовка.

Хакасия, Саяны, Кузнецкий Ала-тау, Абаканский хребет, Енисей, Абакан, Шира, Иткуль, Белё, Саяно-Шушенская ГЭС, Майнская ГЭС, Алюминиевый завод.

-Почему эти слова пишутся с большой буквы?

- Что значит ГЭС?

Хакасская степь, тасхылы - горы, здравствуйте, до свидания.

Не забывайте о том, как пишутся имена собственные.

7. Самостоятельная работа учащихся:

Мы вспомнили структуру и содержание всех частей письма. Теперь вы будете писать самостоятельно. Помните, написание письма - это творческий процесс.

- С чего начнем писать письмо?

- Чем закончим?

- Какие правила оформления письма вы должны соблюсти?

8. Итог урока:

- Появилось ли у вас желание написать письмо своим близким или друзьям после нашего урока?

- Для чего люди пишут письма друг другу?

9. Домашнее задание:

- Напишите письмо своему другу.