Цели урока:
- образовательные: повторить знания о существенных признаках глагола, формировать умение учащихся правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов, совершенствовать умения распознавать спряжение глаголов, совершенствовать знания о временных формах глагола;
- развивающие: развивать связную речь, мышление, память, воображение;
- воспитательные: воспитывать любовь и интерес к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, постановка целей.
3. Массаж рук.
Что такое? Просто смех!
Расколоть нельзя орех.
На ладошку положили
И по очереди били.
(Постукивание по ладони каждым пальцем)
"Я сильней наверняка! " - молвит правая рука,
"Почему же! Вот и нет! " - спорит левая в ответ.
(Руки в "замок ". Пальцы одной руки по очереди сжимают пальцы другой).
4. Чистописание.
Продумать таким образом, чтобы в элементах чистописания использовались только согласные: р, л, м, н.
- Что общего между звуками, которые обозначают эти буквы?
- Составьте из букв слова, которые бы содержали по 2 звука из данных.
(роль, ромб, нора, лимон и т.д.)
Составление и разбор предложения с одним из слов.
5. Работа по теме урока.
- Что такое глагол?
Прочитайте стихотворение на доске и найдите в нем глаголы.
Росинка.
Росинка дрожала
На тонком листке.
Речонка дышала,
Шурша в тростнике.В росинку гляжу я,
И вижу, что в ней
Играет, ликуя,
Так много огней.Их ели заметишь
Так малы они.
Но где же ты встретишь
Такие огни?
(К. Д. Бальмонт)
- Прочитайте глаголы и давайте выпишем их в тетрадь.
Что можно сказать об этих глаголах?
(Глаголы употреблены в трех временных формах)
- Как изменяются глаголы?
(Глаголы изменяются по временам, спрягаются, изменяются по числам, по лицам, а в прошедшем времени в ед. числе по родам)
- Как определить род глагола?
(По имени сущ., с которым связан глагол)
- Давайте определим время, лицо, число, спряжение, род глаголов, выписанных из стихотворения.
- Как определить спряжение глаголов?
- Какие глаголы относятся к 1 - спр., ко 2 - спр.?
-у -ю - у (-ю) - ешь - ишь - ет - ит - ем - им - ете - ите - ут (-ют) - ат (-ят)
- Как правильно написать безударное личное окончание глагола?
- Определить время, лицо и число глагола
- Назвать неопределенную форму и по букве гласного звука перед -ть определить спряжение.
6. Физкультминутка.
7. Работа по теме урока
1) Замените фразеологические обороты глаголом, запишите его, определив спряжение:
Бить баклуши (бездельничать), терзать сердце (мучить), сматывать удочки (уходить, убегать), поднимать на смех (высмеивать), наступать на пятки (догонять), намылить голову (выругать), держать камень за пазухой (таить).
2) Работа с учебником. (Т.Г.Рамзаева ч.2)
- С. 140 упр. 564
- С. 141 упр. 565
- С. 142 упр. 568
Дом. задание.
- С. 141 упр. 566.
Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что интересного было на уроке?
- Какое задание вам показалось сложным? Почему?