Обобщение знаний о глаголе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • образовательные: повторить знания о существенных признаках глагола, формировать умение учащихся правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов, совершенствовать умения распознавать спряжение глаголов, совершенствовать знания о временных формах глагола;
  • развивающие: развивать связную речь, мышление, память, воображение;
  • воспитательные: воспитывать любовь и интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, постановка целей.

3. Массаж рук.

Что такое? Просто смех!
Расколоть нельзя орех.
На ладошку положили
И по очереди били.

(Постукивание по ладони каждым пальцем)

"Я сильней наверняка! " - молвит правая рука,
"Почему же! Вот и нет! " - спорит левая в ответ.

(Руки в "замок ". Пальцы одной руки по очереди сжимают пальцы другой).

4. Чистописание.

Продумать таким образом, чтобы в элементах чистописания использовались только согласные: р, л, м, н.

- Что общего между звуками, которые обозначают эти буквы?

- Составьте из букв слова, которые бы содержали по 2 звука из данных.

(роль, ромб, нора, лимон и т.д.)

Составление и разбор предложения с одним из слов.

5. Работа по теме урока.

- Что такое глагол?

Прочитайте стихотворение на доске и найдите в нем глаголы.

Росинка.

Росинка дрожала
На тонком листке.
Речонка дышала,
Шурша в тростнике.

В росинку гляжу я,
И вижу, что в ней
Играет, ликуя,
Так много огней.

Их ели заметишь
Так малы они.
Но где же ты встретишь
Такие огни?
(К. Д. Бальмонт)

- Прочитайте глаголы и давайте выпишем их в тетрадь.

Что можно сказать об этих глаголах?

(Глаголы употреблены в трех временных формах)

- Как изменяются глаголы?

(Глаголы изменяются по временам, спрягаются, изменяются по числам, по лицам, а в прошедшем времени в ед. числе по родам)

- Как определить род глагола?

(По имени сущ., с которым связан глагол)

- Давайте определим время, лицо, число, спряжение, род глаголов, выписанных из стихотворения.

- Как определить спряжение глаголов?

- Какие глаголы относятся к 1 - спр., ко 2 - спр.?

-у -ю - у (-ю)
- ешь - ишь
- ет - ит
- ем - им
- ете - ите
- ут (-ют) - ат (-ят)

- Как правильно написать безударное личное окончание глагола?

  • Определить время, лицо и число глагола
  • Назвать неопределенную форму и по букве гласного звука перед -ть определить спряжение.

6. Физкультминутка.

7. Работа по теме урока

1) Замените фразеологические обороты глаголом, запишите его, определив спряжение:

Бить баклуши (бездельничать), терзать сердце (мучить), сматывать удочки (уходить, убегать), поднимать на смех (высмеивать), наступать на пятки (догонять), намылить голову (выругать), держать камень за пазухой (таить).

2) Работа с учебником. (Т.Г.Рамзаева ч.2)

  • С. 140 упр. 564
  • С. 141 упр. 565
  • С. 142 упр. 568

Дом. задание.

  • С. 141 упр. 566.

Итог урока.

- Чем занимались на уроке?

- Что интересного было на уроке?

- Какое задание вам показалось сложным? Почему?