Цели: образовательные
- познакомить учащихся с условиями жизни комнатных растений на их родине ;
- расширить и углубить знания учащихся о роли природы в жизни человека;
- повторить основы агротехники выращивания растений и ухода за ними;
развивающие:
- развивать умение рассуждать, доказывать своё мнение;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к комнатным растениям;
- чувства сопричастности, личной ответственности за происходящее вокруг.
Задачи:
- обеспечение тесной взаимосвязи воспитательного и образовательного процессов;
- сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
- формирование исследовательских навыков.
Возраст учащихся: III класс.
Время работы над проектом: 1-я и 2 –я четверти.
Оборудование:
- источники литературы для каждого ученика;
- справочная литература для учителя;
- личные наблюдения учащихся.
Прогнозируемые результаты:
Ученик будет знать:
- названия комнатных растений и условия жизни этих растений на родине;
- правила ухода за комнатными растениями;
- действия природных факторов (света, тепла, влаги, состава почвы) на жизнедеятельность комнатных растений;
Ученик будет уметь:
- работать с дополнительной литературой;
- наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;
- работать в группе;
- оформлять результаты своей деятельности согласно плану.
Ученик будет воспитывать в себе:
- любознательность;
- самостоятельность;
- толерантность;
- организованность.
Критерии распределения ролей в группе:
(ученики разделены на 5 групп по желанию)
Ботаник – лидер группы.
- распределяет роли в группе;
- руководит работой членов группы;
- назначает оратора, распределяет роли в презентации;
- отвечает за деятельность каждого члена в группе и всей группы.
Цветовод
- предлагает идеи по решению проблемы;
- ведёт поиск и выбор информации;
- анализируют информацию;
- предлагают пути решения проблемы.
Эколог-критик.
- внимательно слушает;
- опровергает или защищает точку зрения членов группы;
- предлагает альтернативные идеи;
- работает с источниками информации;
- предлагают пути решения проблемы.
Журналист.
- внимательно слушает;
- фиксирует все выдвинутые идеи и предполагаемые пути решения;
- готовит план работы группы над проблемой;
- готовит план выступления группы.
Этапы работы над проектом
“Уход за комнатными растениями”
Учитель |
Учащиеся |
1- й этап. Разработка замысла проекта. |
|
Формулирует мысль о проекте, которая возникла при изучении темы “Комнатные растения в твоём доме”, когда учащиеся заинтересовались, откуда завезены эти растения, какие условия их жизни на родине, какие условия необходимо создать для их лучшего произрастания в помещении. | Принимают предложение учителя. |
Помогает наблюдать за комнатными растениями и понять, что они привлекательны лишь в том случае, если они здоровы, ухожены, правильно подобраны и со вкусом размещены. Разыгрывает ситуацию, в которой учащиеся формулируют причины заболевания и гибели комнатных растений. Вывод: необходимо знать правила ухода за комнатными растениями, чтобы научиться их беречь. Предлагает создать справочник “Уход за комнатными растениями”. | Урок-экскурсия в ботанический сад города Екатеринбурга с целью наблюдения за растениями, привезёнными из разных климатических зон земного шара. Заинтересовались предложенной учителем темой. |
2 –й этап. Реализация проекта. |
|
Предлагает классу разделиться на 5 групп (по интересам). Выдаёт карточки с критериями. | Делятся на 5 групп по желанию. |
Распределяет обязанности между группами. Предлагает каждому ученику подготовить информацию о комнатном растении Планирует деятельность группы: сбор информации в литературе, выбор четырёх комнатных растений из разных климатических зон. | Распределяют роли: ботаник, цветовод, эколог, журналист. Планируют работу: выбрать представителей комнатных растений из разных климатических зон; составить план оформления работы; оформить работу. |
Помогает оформить работу. | Оформляют работу. |
Консультация по мере необходимости: каких представителей комнатных растений из разных климатических зон лучше выбрать; какую информацию исключить или добавить; показывает образец сообщения о комнатном растении; оформляет выставку книг о комнатных растениях. | Каждый ученик в соответствии со своей ролью выполняет работу. |
Контролирует (наблюдает, фиксирует работу группы по критериям) | Консультируются по необходимости. |
Показывает, как правильно выбрать главное из литературы и оформить работу. | Находят недостающую информацию. |
Оказывает помощь учащимся при подготовке презентации работы. | Во внеурочное время готовятся к презентации. |
3-й этап. Защита выполненного проекта. |
|
Принимает отчёт. Обобщает результаты работы группы. Подводит итоги обучения (комментирует новые способы деятельности группы). Оценивает работу каждой группы. | Показывают умение планировать и осуществлять работу: 1.Что решили делать и для чего. 2. Как создавали замысел проекта. 3. Какие проблемы и как решали. 4. Что получилось в результате. Задают вопросы о деятельности другой группы. |
За работу над проектом ставится две оценки: за коллективную деятельность по теме и за презентацию.
Критерии оценивания:
- качество выполнения работы по теме;
- самостоятельность работы над проектом;
- артистизм и выразительность выступления;
- умение отвечать на вопросы;
- убедительность презентации.
Результаты проектной деятельности:
- ученики применяют общеучебные навыки и умения, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне: работа со справочной литературой, оформление сообщения согласно плану, публичное выступление, создание справочника “Комнатные растения в школе и дома”;
- социальная значимость проекта: проведение устного журнала для учеников других классов, создание справочника “Уход за комнатными растениями”.”;
Отчёт по проекту: выступление инициативной группы на школьной конференции.
Отчёт 4-ой группы
“Влияние полива на комнатные растения”
Во время проведения исследовательской работы была выдвинута следующая гипотеза: для лучшего выращивания комнатных растений в помещениях нужно создать необходимые условия, соблюдать правила ухода за ними.
В работе выявлены следующие проблемы:
- От чего зависит количество влаги для полива комнатного растения;
- Как влияют на комнатные растения сезонные изменения на их родине.
Предлагаем следующие пути решения:
- Комнатное растение нужно поливать регулярно и достаточным и количеством воды, учитывая его возраст, объём почвы в горшке;
- Соблюдать правила ухода за комнатными растениями, учитывая условия жизни на их родине.
Наша работа интересна тем, что в ней представлены наблюдения за растениями из разных климатических зон, описаны правила ухода за ними.
Объект исследования: комнатные растения из разных климатических зон.
Предмет исследования: влияние полива на комнатные растения из разных климатических зон.
Полив – один из главных вопросов ухода за растениями. Неправильный полив является причиной, вызывающей болезни и даже гибель комнатных растений.
Мы хотели узнать, какое количество воды для полива необходимо комнатным растениям из разных климатических зон, растущих в одинаковых по размеру горшках.
Что мы делали?
Мы поливали эти комнатные растения ежедневно и одинаковым количеством воды (половина стакана) в течение 2-х недель октября.
Наши наблюдения:
Растение |
Родина |
Полив |
Результат |
Гойя мясистая |
тропическая Азия | ежедневный умеренный |
листья стали тусклыми, тонкими |
Драцена |
тропическая Африка |
ежедневный умеренный |
кончики листьев пожелтели |
Хлорофитум пучковатый |
Южная Африка | ежедневный умеренный |
без изменений |
Циссус |
Австралия |
ежедневный умеренный |
без изменений |
Тропические растения гойя и драцена начали страдать от недостатка влаги, так как их предки приспособились к жизни в глубине тропических лесов, где влажно и сумеречно.
Растения из субтропиков хлорофитум и цисусс выдержали пересушку почвы, так как на их родине чередуются влажный и сухой периоды. У хлорофитума запасы воды были в сочных корнях растения.
Мы поместили горшки с гойей и драценой в сосуд с водой и держали до тех пор, пока не прекратилось выделение пузырьков воздуха из почвы. После этого поливали эти растения обильно 3 раза в неделю. Хлорофиум и цисусс поливали умеренно 2 раза в неделю.
Для тропических растений необходим более влажный воздух, чем в классе, поэтому мы регулярно опрыскивали их и размещали рядом с ними поддоны с водой.
После этого мы увидели, что листья у гойи стали тёмно-зелёными и мясистыми, покрылись восковым налётом, а у драцены появились новые листья с яркой окраской.
Наши наблюдения записали в таблицу:
(Растение |
Родина |
Полив |
Результат |
Гойя мясистая |
тропическая Азия | 3 раза в неделю обильный |
листья стали яркими, мясистыми |
Драцена |
тропическая Африка |
3 раза в неделю обильный |
появились листья с яркой окраской |
Хлорофитум пучковатый |
Южная Африка | 2 раза в неделю умеренный |
без изменений |
Циссус |
Австралия |
2 раза в неделю умеренный |
без изменений |
Мы пришли к выводу:
1. Комнатное растение нужно поливать регулярно и достаточным количеством воды, учитывая условия жизни на его родине.
2. Несмотря на то, что комнатные растения растут в помещениях, где отсутствует смена сезонов, у них сохраняются сезонные изменения. Каждое комнатное растение помнит о своей родине и требует создания таких же условий жизни, к которым когда-то приспособились их предки. У многих комнатных растений есть периоды покоя, в которые необходимо соблюдать особый режим полива.
Анализируя наши наблюдения, материал из справочной литературы, рекомендации учителя и родителей, мы выработали
Правила полива комнатных растений для юных цветоводов:
- количество воды зависит от вида растения, его возраста, величины цветочного горшка;
- нужно поливать отстоявшейся водопроводной водой комнатной температуры;
- весной и летом лучше поливать вечером, а осенью и зимой – утром;
- воду лить по краю горшка слабой струёй, чтобы она не смыла почву с корней;
- появившуюся воду в поддоне сливать на следующий день;
- рыхление почвы – это сухой полив растений.
Нам было интересно узнать о комнатных растениях и правилах ухода за ними и понять, почему для полива необходимо комнатным растениям из разных климатических зон, растущих в одинаковых по размеру горшках необходимо разное количество воды.
Литература
- Гальперин Г. М. Формирование умственных действий. – М., 1967.
- Джонс Дж.К. Методы проектирования. – М., 1986.
- Клинковская Н. И.Пасечник В. В. Комнатные растения в школе. М., 1986.
- Ляхов И. И. Проектная деятельность. – М., 1996.
- Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников. – М., 2000.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.
- Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. – М., 2008.