Урок математики в 5-м классе "Решение задач с помощью уравнений"

Разделы: Математика


Цели урока:
Образовательные:

  1. продолжить формирование у учащихся умения решать задачи с помощью уравнений;
  2. обеспечить понимание содержания учебного материала всеми учащимися.

Развивающие:

  1. развивать навыки устной и письменной речи, вычислительные навыки учащихся;
  2. развивать у учащихся аккуратность оформления записей, интерес  к предмету, память и мыслительные операции;
  3. формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли, задавать вопросы.

Воспитательные:

  1. способствовать выявлению и раскрытию способностей учащихся;
  2. воспитывать познавательную активность учащихся;

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний и умений.
  3. Изучение нового материала. «Решение задач с помощью уравнений».
  4. Физкультминутка!
  5. Проектная работа.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска
  2. Карточки для проектной работы.

Ход урока

I. Организационный этап.
Определение темы, целей и задач урока, плана работы на урок.
Актуализация опорных знаний и умений.
Приложение 1(презентация)

Слайд № 1. Найти корень уравнения:

1) Х + 63 = 163
А.    226
Б.    100
В.     98

Слайд №2.  3) Х – 54 = 254
Х =
Ответ:

 

2)28 + Х = 228
А.   256
Б.    100
В.    200

4)   258 – Х  = 56
Х =
Ответ:

Слайд № 3. Проверь корень уравнения:
          1) Х + 12 = 32         Х = 29
          2) Х + 15= 25          Х = 10
          3) 24 + Х = 31         Х = 7
          4) 55 – Y = 40         Y = 10
          5) Y – 35 = 20         Y = 55

Слайд  №4. Назовите слагаемые в сумме:
        (125 + m) + 75           56 + (Х – 43)
Слайд  № 5. Назовите уменьшаемое и вычитаемое в разности:
         (525 + m) - 75          656 - (Х – 43)
Приложение 2(интерактивная доска)
         Работа с правилами решения уравнений.

III. Изучение нового материала.

Слайд № 6.

Обезьянок сотня резвых
Всласть поевши развлекались.
Их  немного кувыркалось на поляне.
А 15  загорали.
40 по лианам
стали прыгать и скакать.
Ты скажи мне, в этой стае,
Сколько резвых обезьянок кувыркалось
на  поляне?

- Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче? Что делали обезьянки?
- Что нужно узнать в задаче?
- С помощью чего можно решить данную задачу?

Слайд № 7. Запишите тему урока:
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЯ»

Давайте теперь составим схему к нашей задаче:

Всего (обезьянок) Кувыркалось (обезьянок) Загорали (обезьянок) По лианам (обезьянок)
    100               =
  (           Х             +      15         )         + 40

Составим и решим уравнение:
( х + 15) + 40 = 100
х + 15 = 100 – 40
х + 15 =  60
х = 60 – 15
х = 45
1) 45 обезьянок – кувыркалось на поляне.
Ответ: 45 обезьянок
Задача № 377(б, в, г) – решают у доски 3 ученика, остальные в тетради с дальнейшей проверкой.

IV. Физкультминутка!

- Ребята, встаньте со своих мест, закройте глаза!
- Когда я, буду называть четные числа – вы будете поднимать руки вверх, а когда нечетные – приседать.
- Начнем физкультминутку!

V.  Проект.

Каждой парте выдается лист со схемой уравнения. От вас требуется составить задачу и решить ее с помощью  уравнения. Уравнение должно соответствовать схеме:

Приложение 3(задание проекта)

VI. Итог урока. Оценки.

Чтение более интересных задач и их решение у доски.
Проекты сдаются в конце урока.

VII. Домашнее задание.
НА ОЦЕНКУ «4» -  №№396, 397(А, Б)
НА ОЦЕНКУ «5» -  №№396, 397(А, Б) И

ЗАДАЧА –  По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов,
Насчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Индюки и жеребята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было индюков?
Спросим также у ребят:
Сколько было индюшат?