Сложные условия в разветвляющихся алгоритмах

Разделы: Информатика


Класс 9

Цели урока:

Обучающая

  • актуализировать знания учащихся по теме «Разветвляющиеся алгоритмы»;
  • проконтролировать знания учащихся по теме «Разветвляющиеся алгоритмы»;
  • расширить знания учащихся по теме «Разветвляющиеся алгоритмы».

Развивающая

  • развитие алгоритмического мышления

Воспитывающая

  • повышать и развивать интерес к предмету информатика.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: комбинированный урок.

Способ обучения: практическая работа.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор; презентации учителя «Разветвляющиеся алгоритмы Повторение» (Приложение 1), 3 варианта проверочной работы (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4), презентация учителя «Сложные условия в разветвляющихся алгоритмах» (Приложение 5); программа «treygol.pas» (Приложение 6),  раздаточный материал для ученика (Приложение 7),  система программирования Turbo Pascal 7.0.

План урока

  • Организационный момент (1 мин).
  • Актуализация знаний (12 мин).
  • Проверочная работа (10 мин).
  • Изучение нового материала (6 мин).
  • Практическая работа (10 мин).
  • Домашнее задание (1 мин).

Ход урока

1. Организационный момент
На этом уроке, ребята, мы с вами повторим основные понятия по теме «Разветвляющиеся алгоритмы», выполним проверочную работу и научимся реализовывать ветвление с несколькими условиями.

2. Актуализация знаний
Повторение проводится с использованием презентации учителя «Разветвляющиеся алгоритмы Повторение» (Приложение 1). Повторение проводится в форме обсуждения со всеми учащимися.

3. Проверочная работа
Задания проверочной работы содержат три уровня сложности. Конкретный вариант задания открывается учащимся с диска с учетом дифференцированного подхода (1 Вариант – Приложение 2, 2 Вариант – Приложение 3, 3 Вариант – Приложение 4). Для подготовки некоторых заданий использованы материалы [1], [3].
Ученики вводят фамилию, имя, выбирают из предложенного списка класс и выполняют задания проверочной работы, заполняя форму документа.
Результаты работы ученики сохраняют на компьютер учителя по локальной сети.

4. Изучение нового материала
Для объяснения нового материала, использую подготовленную презентацию «Сложные условия в разветвляющихся алгоритмах» (Приложение 5).
Вводится понятие логических связок и объясняется целесообразность их использования в условиях (слайды 2-3).
Рассматривается решение задачи с использованием связки, заостряется вопрос о применении данной связки в конкретной ситуации (слайды 4-7).
Обсуждаются тесты, на которых учащиеся должны проверить правильность алгоритма (слайд 8).

5. Практическая работа
Учитель:

  • Запустите систему программирования Turbo Pascal 7.0.
  • Откройте с диска программу treygol.pas (Приложение 6).
  • Запустите и протестируйте программу.

Учитель: Как необходимо изменить данную программу, чтобы определить «Является ли треугольник равнобедренным?»
Обсуждение этого вопроса с учениками. «Равенство любых двух сторон треугольника. Следовательно, достаточно чтобы хотя бы одно из условий  a=b или a=c или b=c выполнялось. Поэтому необходимо доработать программу, добавив одно условие и заменив логическую связку and(и)  на or (или).
Проводится редактирование и тестирование программы.
Ученики сохраняют программу, дав имя  treygol1.pas.

6. Домашнее задание
& раздаточный материал по теме «Сложные условия с разветвляющимися алгоритмами (Приложение 7).
Домашняя задача дается с учетом дифференцированного подхода (слайд 8).

Используемые ресурсы:

  1. Глинка Н. В. Школьные олимпиады. Информатика. 8-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 240 с.: ил.
  2. Информатика. 9 класс: поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича/авт.-сост. Л.В. Рябинина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.
  3. Научно-методических журнал Информатика и образование, №9, 1999 г, с.10.