Урок русского языка в 5-м классе "Путешествие в созвездие Существительных"

Разделы: Русский язык


Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное", научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации; развивать орфографическую зоркость, знания основных разделов "Имени существительного; воспитывать в детях любовь к Родине, её людям, прививать интерес к родному языку.

Оборудование: запись песни "Земля в иллюминаторе", на каждого ученика бортовые журналы, в которых помещены задания, карта звёздного неба и созвездия Существительного, сигнальные карточки М, С, Ж, карточки с загадками.

Ход урока

Организационный момент

Предстартовая подготовка.

(Проверка бортовых журналов, космических билетов, ручек).

_Сегодня мы с вами совершим путешествие в созвездие Существительных.

Перед вами бортовые журналы, куда вы будете записывать ответы на задания.

Обобщение по теме.

Ключ на старт

- Чтобы ракета полетела, нужно включить зажигание. Для этого выполним экспресс-тест.

Выбрать верные ответы и обвести в кружок.

Имя существительное - часть речи, которая обозначает:

а) действие; б) признак; в) предмет

2. Имя существительное изменяется по:

а) числам; б) падежам; в) лицам

3. В предложении имена существительные чаще всего бывают:

а) определением; б) подлежащим; в) дополнением

2. Полёт нормальный. 1-я остановка на планете "РОД"

(Работа с сигнальными карточками М. С, Ж)

Звезда, космос, созвездие, Земля, корабль, путешествие, солнце, Родина, космонавт, ракета, дом.

3. Полёт нормальный. Пролетаем метеорный поток И, Р, Д, В., Т, П.

- Послушать предложение, выписать существительные и определить падеж.

Если с другом вышел в путь - веселей дорога.

- Открываем следующую страничку бортового журнала. Там написано 2 предложения. У существительных определить падеж.

Люди всегда стремились разгадать тайну глубин нашей планеты.

Что находится в центре Земли?

4. Летим дальше. Выход в открытый космос. ФИЗМИНУТКА.

(Склонение имен существительных).

- Соберём звёзды в мешочки и привезём на Землю.

Ответьте, какие существительные относятся к I скл., II скл., IIIскл. Как определяется склонение имён существительных.

(На доску поместить таблички с окончаниями каждого из склонений, 3 мешочка с прорезью , куда будут опускаться звёздочки со словами )

- Берём звёздочку, определяем склонение написанного слова и опускаем в нужный мешочек.

От улыбки, дом, молодёжь, деревней, в окно, дичь, берёза, о Родине, в школу, в марте, цветок, товарищ, ключ, ночью, в тетради, дочь, радость.

5. Полёт продолжается. Следующая остановка на планете "Угадай-ка".

(Задание в конверте )

- Отгадки записать в 2 столбика у себя в журнале.

Какие существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлённые?

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут. (месяц)

Скатерть бела, всю землю одела. (Снег).

Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт. (Собака)

Под кустами, под ёлками катится клубок с иголками. (Ёж)

По веткам скачет, а не птица. Рыжая, а не лисица. (Белка)

Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами, песни распевает, время считает. (Петух)

Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.(Книга)

6. Остановка на планете "РОБОТОВ"

- Они подготовили нам испытание. Нам нужно его преодолеть, чтобы лететь дальше.

(На доске написаны слова. )

- Когда у существительных на конце после шипящих пишется Ь знак?

Карандаш(?), мыш(?), много туч(?), доч(?), малыш(?), около дач(?), брош(?), мимо рощ(?), ключ(?).

7. Летим дальше. Остановка на планете "Размышляй-ка".

- В бортовом журнале в 5 задании найти лишнее слово и его вычеркнуть.

- Какие существительные относятся к именам собственным, а какие к нарицательным?

Мама, кошка, брат, Ушаково.

Школа, А.С.Пушкин, Волга, "Жигули".

Возвращаемся на землю.

- В бортовом журнале на следующей странице даны два предложения. Найти имена существительные, подчеркнуть их как члены предложения.

- Какими членами предложения могут быть имена существительные?

Давно отгремели последние залпы войны. Синее небо дышит спокойствием и ласковой тишиной.

Итог урока.

Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось оно? А что вам больше всего запомнилось? Я проверю ваши журналы и оценю ваши знания по теме.

Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему "Путешествие в космос".