Форма урока: практическое занятие
Задачи урока:
- Предоставление студентам возможности выбора содержания, формы представления и способов проработки задания.
- Формировать умения студентов использовать разные виды игр в развитии познавательных психических процессов.
- Развивать профессиональные умения:
- публичных выступлений;
- преобразования учебного материала в интегрированные знания проблемного характера;
- рефлексии;
- Формировать профессиональные умения использовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком.
Межпредметные связи: педагогика, психология.
Предварительная работа:
- Определение со студентами темы, формы, содержания и хода урока.
- Подбор игр и игровых упражнений для развития познавательных психических процессов.
- Составление блок-схем по теме урока.
- Консультации по педагогике /Тема: Игра/, по психологии: познавательные психические процессы (память, мышление, внимание, воображение).
- Интегрированная консультация.
- Анализ и использование результатов наблюдений за работой воспитателя и развитием детей на педагогической практике.
- Подбор литературы в помощь студентам.
Оборудование: компьютер; блок-схемы; таблицы; игровое оборудование; лазерный проектор.
Ход урока
1. Вводная часть (организационный момент; Постановка цели и задач урока, деление на подгруппы, инструкция по выполнению задания, выбор экспериментальной группы из числа студентов).
Инструкция для студентов:
Урок будет организован как коллективная мыслительная деятельность. Каждой группе необходимо раскрыть особенности развития познавательных психических процессов в дошкольном возрасте и согласно этому обозначить основным методом их развития игру. При этом необходимо, прежде всего, определить эффективность разных видов игр для развития познавательных психических процессов.
Основная задача экспертной группы - разработка педагогических рекомендаций на основе предложений каждой подгруппы.
Работа групп будет оцениваться по следующим критериям:
- Владение профессиональной терминологией.
- Интеграция знаний педагогики и психологии.
- Владение профессиональными умениями: умение анализировать повседневную реальность с позиции теоретических знаний педагогики и психологии.
- Логичность изложения; грамотность речи; эмоциональность.
Организационные умения работы в подгруппе.
Время для работы подгруппы и презентации результатов - 15 минут
2. Основная часть
Идет работа в подгруппах, используются:
1. Презентация теоретического материала;
2. Дидактические игры, игрушки, игровые атрибуты для фрагментов театрализованных игр и т.д.
а) Выступление студентки "Классификация игр" (презентация);
б) работа в подгруппах;
- "Память"
- "Мышление"
- "Внимание"
- "Воображение"
- Экспертная группа - по работе над методическими рекомендациями
На основе работы подгрупп эксперты предлагают педагогические рекомендации по развитию познавательных психологических процессов с использованием различных видов игр.
Педагогические рекомендации
Каждый психический познавательный процесс имеет свои особенности и характеристики развития. Игра как основной вид детской деятельности обладает уникальными возможностями для развития всех качеств и свойств личности ребенка. Тем не менее, каждый вид игры, имея свои преимущества, эффективен для развития определенного психического познавательного процесса.
Таким образом, для развития:
- Мышления - дидактические игры (настольно-печатные, словесные и т.д.);
- Воображения - творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режисерские);
- Памяти - дидактические, театрализованные, подвижные, сюжетно-ролевые игры;
- Внимания - дидактические игры (строительные, подвижные игры с предметами).
В связи с этим необходимы условия:
- Создание развивающей среды в дошкольном образовательном уреждении;
- Включение игр в режим дня (занятия, самостоятельная деятельность, прогулки, режимные процессы и т.д.);
- Понимание воспитателем необходимости использования игр для развития познавательных психологических процессов.
3. Заключительная часть.
Анализ работы студентов.
Работа студентов оценивается по предложениям экспертов и членов групп согласно предложенным ранее критериям.