Интегрированный урок по психологии и педагогике "Развитие познавательных психических процессов у дошкольников средствами игры"

Разделы: Общепедагогические технологии


Форма урока: практическое занятие

Задачи урока:

  • Предоставление студентам возможности выбора содержания, формы представления и способов проработки задания.
  • Формировать умения студентов использовать разные виды игр в развитии познавательных психических процессов.
  • Развивать профессиональные умения:
    • публичных выступлений;
    • преобразования учебного материала в интегрированные знания проблемного характера;
    • рефлексии;
  • Формировать профессиональные умения использовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком.

Межпредметные связи: педагогика, психология.

Предварительная работа:

  • Определение со студентами темы, формы, содержания и хода урока.
  • Подбор игр и игровых упражнений для развития познавательных психических процессов.
  • Составление блок-схем по теме урока.
  • Консультации по педагогике /Тема: Игра/, по психологии: познавательные психические процессы (память, мышление, внимание, воображение).
  • Интегрированная консультация.
  • Анализ и использование результатов наблюдений за работой воспитателя и развитием детей на педагогической практике.
  • Подбор литературы в помощь студентам.

Оборудование: компьютер; блок-схемы; таблицы; игровое оборудование; лазерный проектор.

Ход урока

1. Вводная часть (организационный момент; Постановка цели и задач урока, деление на подгруппы, инструкция по выполнению задания, выбор экспериментальной группы из числа студентов).

Инструкция для студентов:

Урок будет организован как коллективная мыслительная деятельность. Каждой группе необходимо раскрыть особенности развития познавательных психических процессов в дошкольном возрасте и согласно этому обозначить основным методом их развития игру. При этом необходимо, прежде всего, определить эффективность разных видов игр для развития познавательных психических процессов.

Основная задача экспертной группы - разработка педагогических рекомендаций на основе предложений каждой подгруппы.

Работа групп будет оцениваться по следующим критериям:

  • Владение профессиональной терминологией.
  • Интеграция знаний педагогики и психологии.
  • Владение профессиональными умениями: умение анализировать повседневную реальность с позиции теоретических знаний педагогики и психологии.
  • Логичность изложения; грамотность речи; эмоциональность.

Организационные умения работы в подгруппе.

Время для работы подгруппы и презентации результатов - 15 минут

2. Основная часть

Идет работа в подгруппах, используются:

1. Презентация теоретического материала;

2. Дидактические игры, игрушки, игровые атрибуты для фрагментов театрализованных игр и т.д.

а) Выступление студентки "Классификация игр" (презентация);

б) работа в подгруппах;

  • "Память"
  • "Мышление"
  • "Внимание"
  • "Воображение"
  • Экспертная группа - по работе над методическими рекомендациями

На основе работы подгрупп эксперты предлагают педагогические рекомендации по развитию познавательных психологических процессов с использованием различных видов игр.

Педагогические рекомендации

Каждый психический познавательный процесс имеет свои особенности и характеристики развития. Игра как основной вид детской деятельности обладает уникальными возможностями для развития всех качеств и свойств личности ребенка. Тем не менее, каждый вид игры, имея свои преимущества, эффективен для развития определенного психического познавательного процесса.

Таким образом, для развития:

  • Мышления - дидактические игры (настольно-печатные, словесные и т.д.);
  • Воображения - творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режисерские);
  • Памяти - дидактические, театрализованные, подвижные, сюжетно-ролевые игры;
  • Внимания - дидактические игры (строительные, подвижные игры с предметами).

В связи с этим необходимы условия:

  • Создание развивающей среды в дошкольном образовательном уреждении;
  • Включение игр в режим дня (занятия, самостоятельная деятельность, прогулки, режимные процессы и т.д.);
  • Понимание воспитателем необходимости использования игр для развития познавательных психологических процессов.

3. Заключительная часть.

Анализ работы студентов.

Работа студентов оценивается по предложениям экспертов и членов групп согласно предложенным ранее критериям.

Презентация.