Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Экологическая безопасность"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Показать неразрывную связь человека с окружающей средой
  2. Учить выполнять правила личной экологической безопасности.
  3. Формировать основы поведенческой культуры младших школьников.
  4. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
  5. Прививать любовь к родному краю, к своей Родине.

Оборудование: глобус, бытовой фильтр, минеральная вода, нефть, мяч, 3 подноса, 18 стаканов, перо гусиное, салфетки, экран, 2 тарелки.

ТСО: магнитофон, компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент (Музыка)

Здравствуйте, ребятишки!
Хотите со мной учиться?
Хотите знанья получать?
Хотите новое узнать?

- Слово учителя.

II. Сообщение темы и целей урока.

Cегодня на нашем уроке мы будем говорить об опасностях, угрожающих нашей земле, о том, как защитить себя от загрязнённого воздуха и воды и решить, что вы такие маленькие сможете сделать для охраны своего края, для сохранения своего здоровья.

III. Актуализация знаний.

(выходит Капелька)

Здравствуйте, ребята! Я - капелька. Меня направила к вам Земля, ведь всё живое зародилось в воде. Помогите мне своими хорошими знаниями стать полноводной рекой.

- Ребята, давайте поможем капельке. Она принесла нам интересное задание - кроссворд. Отгадав его, мы скажем, без чего не возможна жизнь на земле. (на экране)

  1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на земле? (Солнце)
  2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях? (вода)
  3. Верхний слой земли, в котором растут растения? (почва)
  4. Через нос проходит в грудь
    И обратный держит путь.
    Он невидимый, и все же
    Без него мы жить не можем (воздух)

IV. Проверка домашнего задания.

Вопрос: Что называется окружающей средой? (почва, вода, воздух)

Сообщения детей:

  • загрязнение воды
  • загрязнение воздуха
  • загрязнение почвы.

Отдайте свои сообщения Капельке.

Проверку сообщений осуществляют эксперты.

Слово экспертам.

Данные по Саратовской области. (на экране)

Вывод: вот почему в настоящее время постоянно изучается и контролируется качество воды, воздуха, ведётся мониторинг глобальных процессов.

V. Объяснение новой темы.

1. Знакомство с понятием "Эколог"

"Ситуация не совсем благоприятная, но стабильная" - вот как оценили состояние окружающей среды в Балакове экологи на совещании, которое проходило в декабре 2006 года

Давайте заглянем в тайны "живого слова". (показ словаря, на экране слова "Экос" по - гречески значит "дом", " логос" - ученье, наука.)

Экология - это наука о нашем общем доме.

Эколог - специалист по экологии

Эколог - почётная и необходимая в наше время профессия.

2. Экологические беды

Природа переживает сегодня немалые потрясения. (на экране картинка)

Заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ: газов и пыли. Суда оставляют нефтяные пятна. Нефть попадает в океан при перегрузке её в танкеры, при авариях. Гибнет всё живое.

Опыт с нефтью

- Сейчас я при вас капну в воду нефть, посмотрите, что получится. Что произошло с нефтью? (она не растворяется в воде, остались пятна, затем опускаю гусиное перо)

Человек засоряет почву бытовым мусором.

Со всем этим природа не может справиться. Проливаются кислотные дожди, происходят ураганы и тайфуны, скорость которых достигает 120 км\час. Вот это снимки январского урагана Кирилл. В сентябре над нашим городом нависло облако. Смог накрыл город. Жители жаловались на тяжёлый неприятный запах. Трудно было дышать. Многие жители обратились в больницу.

- Что нужно сделать каждому в такой ситуации? (зайти в дом и закрыть окна)

Цепь загрязнения. (опережающие задания)

- Ребята, дома вы можете проследить новую цепь загрязнения и оформить её к следующему уроку.

Пути поступления загрязнённых веществ в организм человека.

(работа в парах.)

- Может ли человек оставаться здоровым, если будет пить загрязнённую воду, дышать грязным воздухом, есть некачественные продукты?

- Какими путями поступают загрязнённые вещества в организм человека, мы узнаем, поработав в парах. (работа с карточками)

- Сравним свой ответ с культурным аналогом. (проверка на экране).

Экологическая безопасность

Можем ли и мы уберечься от влияния загрязнённого воздуха, воды и почвы? Всегда ли задумываемся о существовании вокруг нас источника опасности?

Существует защита от вредного воздействия - это экологическая безопасность. (на экране)

Многое делается для охраны воды и воздуха в нашем городе:

  • БАЭС - одно из экологически чистых предприятий.
  • Балаковцы очищают берега Волги от мусора, сажают деревья и цветы.

Но проблема экологической безопасности пока не решена, и человек должен знать и соблюдать правила личной экологической безопасности.

VI. Физминутка под музыку.

VII. Работа с учебником.

- Сейчас вы самостоятельно будете добывать знания - работать с учебником.

- Откройте учебник, внимательно прочитайте рассказ и составьте памятку по экологической безопасности.

1 ряд: Как защитить себя от загрязнённого воздуха? С. 31-32

2 ряд: Как защититься от загрязнённой воды. С.32

3 ряд: Как защититься от некачественных продуктов питания. С.33

Проверка.

VIII. Составление памяток личной безопасности.

1 ряд: Как защитить себя от загрязнённого воздуха?

2 ряд: Как защититься от загрязнённой воды

3 ряд: Как защититься от некачественных продуктов питания.

Проверка

Экологические знаки

Показ знака "Экологически чистый продукт"

IX. Игра "Контрольная закупка"

- Сейчас мы с вами проведём независимую экспертизу воды. Специально для нашего урока была выбрана вода под номерами 1,2,3.

По правилам, став участником экспертизы, ты можешь проголосовать только один раз.

Право принять участие получили те, у кого есть на парте голубая капелька.

Пока участники экспертизы голосуют, внимательно послушайте:

  • Досье на воду.
  • Всё под контролем
  • По секрету всему свету.

(Сообщения делают ученики, получившие опережающие задания. Информацию отдают Капельке.)

Итоги экспертизы

На территории Саратовской области есть минеральный источник рядом с санаторием "Светлана".

Профильтрованная вода (фильтр - показ, практическое задание уход за фильтром)

Нельзя пить воду из крана, она хлорируется, чтобы погибли в ней болезнетворные микробы.

X. Самостоятельная работа.

Работа с карточками. Проверь себя.

Взаимопроверка.

Проверка с экрана. Повторение основных терминов.

XI. Практическая работа - применение новых знаний.

XII. Итог урока.

Выставление оценок с комментированием.

Д\З: Общее - с.29-34, прочитать.

Индивидуальное: оформить памятку экологической безопасности

Практическое: уход за бытовым фильтром.

Капелька дарит детям книгу "Наш край".