Интегрированный урок математики и истории "Культура Руси X–XIII вв. Пропорции", 6-й класс

Разделы: Математика, История и обществознание

Класс: 6


Цели:

  • Главная дидактическая: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока.
  • Обучающие: Выявить качество и уровень овладения знаниями умениями и навыками, полученными на предыдущих уроках, основами научного мировоззрения через интеграцию истории и математики.
  • Развивающие: Развитие монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес.
  • Воспитывающие: Воспитание положительного отношения к знаниям к процессу учения. Создание условий для воспитания гуманного чувства отношения человеку к человеку; для сотрудничества в группе.

Формы организации: Фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая.

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
  2. Повторение правил игры. Представление команд.
  3. Входной контроль – учебные действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний.
  4. Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний; проводится диагностика усвоения системы знаний и умений ее применения для выполнения практических заданий стандарта с переходом на более высокий уровень.
  5. Итоговый тест.
  6. Рефлексия
  7. Подведение итогов урока
  8. Разноуровневое домашнее задание.

Ход урока

1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь пожалуйста. Мы начинаем наш урок. (работа со сл.1)

1 вопрос. Как вы готовились к сегодняшнему уроку?

Ответы учащихся.

Учитель: Молодцы, поработали хорошо.

2 вопрос. А какое задание было вам дано на сегодняшний урок?

Ответы учащихся.

Учитель: Серьезное задание. Вы готовились к этому уроку довольно долго.

3 вопрос. Я уверена, вы без труда назовете мне тему сегодняшнего урока, раз приложено столько усилий.

Ответы учащихся.

Учитель: Действительно, тема нашего сегодняшнего урока “Культура Руси X-XIII вв. Пропорции”

4 вопрос. Если вы готовились, столько всего сделали, то зачем мы здесь собрались? Какая цель нашего сегодняшнего урока?

Ответы учащихся.

Учитель: Вы правы, молодцы. Вот мы наметили наши цели, и именно к этому мы должны прийти в конце нашего урока. Работать мы сегодня будем по плану, который вам хорошо известен, так как такие уроки у нас уже проходили.

Объявление плана. (сл. 2)

2. Повторение правил игры

Представление команд. (сл. 3)

На этом этапе команды вспоминают правила игры, представляют свои команды.

Жюри получает инструкции о правилах заполнения итоговых листов, в которых жюри фиксирует количество баллов за каждый правильный ответ. (см. Приложение)

Очередность представления команд на данном уроке, была оговорена заранее с учащимися. Первой представляется команда “Литература”, затем команда “Архитектура” и завершает представление команда “Живопись”.

–Давайте представимся нашим гостям!

Мультимедиа представление команд. (см. Презентации 1, 2, 3 (См. Приложение 1)

– Спасибо!

3. Входной контроль

Учебные действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний.

Учитель: Вы мне сказали, что тема нашего сегодняшнего урока “культура Руси X–XIII веков. Пропорции”.

1 вопрос. Как вы понимаете значение термина “культура”? (работа со сл.4,5)

На какие слои можно разделить древнерусскую культуру?

Какие составляющие мы можем включить в понятие культура Руси?

2 вопрос. Что вы знаете о пропорциях? (работа со сл.4,6,7)

Сформулируйте основное свойство пропорции. (сл.7)

4. Игровые действия

Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний; проводится диагностика усвоения системы знаний и умений ее применения для выполнения практических заданий стандарта с переходом на более высокий уровень.

– Итак, мы начинаем игровые действия (сл. 8)

1) В той же очередности, в которой команды представлялись, капитаны начинают задавать вопросы.

Перед каждым вопросом учащихся включено вводное слово учителя, разбор основных определений. (Возможно проведение вводной беседы самими учащимися).

2) После вопроса команды вопрос задает учитель.

Тексты задания, основные определения, выводятся через мультимедиа проектор.

4.2)

Вводная беседа к вопросу команды “Литература” (работа со сл. 9-17)

1 в. – Какие жанры древнерусской литературы вам известны? (сл.9)

Дайте определения.

2 в. Что возникло ранее устное народное творчество, или письменное?

3 в. Как иначе мы можем назвать устное народное творчество?

4 в. Что включает в себя это понятие?

Задание № 1. Команда “Литература (сл.10)

Задание конанды 1

Решите пропорции и расшифруйте три буквы слова. Полностью слово вы узнаете, когда объедините свои буквы с буквами другой команды.

I команда: а) ; б) ; в)

Шифр 6 – “Н”, 3 – “М”, 10 – “Е”, 7 – “Г”, 24 – “О”, 5 – “С”

II команда: а) ; б) в)

Шифр 15 – “Т”, 2 – “Н”, 8 – “О”, 11 – “И”, 4 – “В”, 25 – “Р”

Ответ: НЕС  ТОР – НЕСТОР

Выполнение задания командами “Архитектура” и “Живопись” проходит на фоне фрагмента, созданного в Windows Movie Maker на тему “Литература”. (cл.11).

Команда “Литература” получает дополнительное задание по фильму.

Какие составляющие культуры, которые не разбираются подробно на сегодняшнем уроке, будут представлены вам в фильме?

Фильм на данную тему каждый учитель создает самостоятельно, включая в фильм тем составляющие культуры, которые подробно не разбираются на данном уроке. Учащиеся команды “Литература”, просматривая фильм, должны определить эти составляющие и дать ответ, который разбирается после выполнения и проверки заданий 2 других команд. (То же с командами “Архитектура” и “Живопись”) – смотри ниже…

Вопрос № 1. (работа со сл.12-14)

1 в. Кто такой Нестор? Что вам известно об этом человеке? (сл.12)

2 в. Какой материал использовали для письма на Руси? (сл. 12)

Правильные ответы на задание 1-1 и 1 часть вопроса 1-1 появляются на экране мультимедиа проектора. (сл.14)

Правильный ответ на 2 часть вопроса 1-1 (сл. 13)

После ответов на вопрос команды “Литература” 2-х других команд, производится проверка ответа команды “Литература” на вопрос по фильму. (сл.15)

Вопрос учителя. (работа со сл. 16-17)

Перед вами даты жизни двух Киевских князей.

Вспомните, кто княжил на Руси в это время и определите основные литературные произведения, созданные в этот период.

Около 980 — 1054 и 1053-1125

Ответ: (сл.17)

Ярослав Мудрый “Русская Правда”

Владимир Мономах “Поучение детям”

Вводная беседа к вопросу команды “Архитектура” (работа со сл. 18-26)

– Что такое “Архитектура”? (сл.18)

Задание № 2. Команда “Архитектура” (сл.19)

На постройку 6-ти палатных княжеских хором потребуется

789 кубометров древесины. Сколько древесины потребуется на постройку 8-ми палатных княжеских хором?

Ответ: 1045 кубометров древесины.

Выполнение задания командами “Литература” и “Живопись” проходит на фоне фрагмента, созданного в Windows Movie Maker на тему “Архитектура”. (сл.20)

Команда “Архитература” получает дополнительное задание по фильму.

Какие составляющие культуры, которые не разбираются подробно на сегодняшнем уроке, будут представлены вам в фильме?

Вопрос № 2. (сл.21)

1 в. С каким архитектурным сооружением Новгорода можно связать эту дату?

2 в. Дайте краткую справку о соборе.

Правильные ответы на задание 1-2 и вопрос 1-2 появляются на экране мультимедиа проектора. (сл.22-23)

После ответов на вопрос команды “Архитература” 2-х других команд, производится проверка ответа команды “Архитература” на вопрос по фильму. (сл. 24)

Вопрос учителя. (работа со сл.25,26)

1 в. С каким архитектурным сооружением Киева, символизирующим мощь города, можно связать XI век?

2 в. В каком еще городе Руси было создано такое архитектурное сооружение?Вводная беседа к вопросу команды “Живопись” (работа со сл.27-36)

– Что такое “Живопись”? (сл.27)

Выполнение задания командами “Архитектура” и “Литература” проходит на фоне фрагмента, созданного в Windows Movie Maker на тему “Живопись”. (сл.29)

Команда “Живопись” получает дополнительное задание по фильму.

Какие составляющие культуры, которые не разбираются подробно на сегодняшнем уроке, будут представлены вам в фильме?

Задание № 3. Команда “Живопись” (сл.28,32)

Решив цепочку вычислений, вы получите числа, соответствующие порядковому номеру букв алфавита. Составьте из них слово.

После выполнения учащимися задания (до проверки), перейти на сл.30 (по гиперссылке), чтобы учащиеся могли проверить соответствие полученных ответов и букв алфавита.

Ответ: (сл.28,)

1 команда – КИРИЛЛ

2 команда – МЕФОДИЙ

После проверки перейти по гиперссылке на слайд №32

Вопрос № 3. (работа со сл. 31,33) Перейти по гиперссылке со слайда 32 на сл.31

1 в. Каково значение этих святых для истории и культуры Руси?

2 в. Как деятельность одного из святых можно связать с древнерусской живописью?

Правильные ответы на задание 1-3 и вопрос 1-3 появляются на экране мультимедиа проектора. (сл.33)

После ответов на вопрос команды “Живопись” 2-х других команд, производится проверка ответа команды “Архитература” на вопрос по фильму. (сл.34)

Вопрос учителя (работа со сл. 35-36)

… Иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен…

1 в. О каком крупнейшем мастере древнерусской живописи говорится в этих строках?

2 в. Назовите известнейшее его произведение.

Ответ:

Андрей Рублев – “Троица”

В данной презентации представлен дополнительный вопрос учителей (сл.39 – фильм, 40-42), а также сл.45- фильм в зависимости от времени, отведенного на урок. (См.гиперссылки)

Итоговый тест (сл. 43-44)

Для проверки теста, учащиеся передают свою работу соседу слева, который оценивает правильность ответов и выставляет отметку в соответствии с правильностью ответов.

Правильные ответы теста выводятся на экран мультимедиа проектора

Рефлексия (примерное окончание урока) (сл.46)

А теперь, закройте на одну минуту глаза, и вспомните…

Что мы делали сегодня на уроке?

Ответы детей

А как вы считаете, сегодня вы встретились с какими-нибудь трудностями?

Ответы детей.

Н.: У меня не получилось правильно разделить…

У.: А тебе кто-нибудь помог?

Н.: Капитан

У.: Молодец капитан. Он может не только руководить вами, но и помогать в трудную минуту.

А какие ощущения от сегодняшнего урока у вас остались?

А какую цель мы с вами поставили в начале урока?

Обобщить и систематизировать знания

Цель выводится на мультимедиа экран (сл.46)

А как вы считаете, исходя из того, что вы мне сказали, мы ее достигли?

7. Подведение итогов урока (сл.48)

I. Учащимися получены отметки за итоговый тест.
II. Слово предоставляется жюри. Подводятся итоги игры, выставляются отметки в соответствии с установленными правилами игры.

1-е место – отметка “5” каждому участнику группы

2-е место – отметка “4” каждому участнику группы

3-е место – жетоны, дающие возможность повысить отметку на последующих уроках.

III. Капитаны дополнительно выставляют отметки каждому участнику команды за подготовку к игре, независимо от занятого места.

Разноуровневое домашнее задание. (сл. 49)+ разноуровневое задание индивидуально

Разноуровневое домашнее задание.

I уровень – кроссворд.

II уровень – текст с пробелами.

III уровень – таблица. (Cм. Приложения)

Приложение, Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4