Цели урока:
Оборудование:
- макет телефона,
- карточки для математического диктанта,
- демонстрационные карточки с терминами,
- плакат-схема "Доходы и расходы семьи".
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания (работа с проверяющими; коррекция допущенных ошибок).
3. Объявление темы и целей урока.
Учитель. Сегодня мы играем в деловую игру. Ребята, кто может объяснить, что такое семейный бюджет?
Учащиеся. Это деньги, которые зарабатывают и получают члены семьи.
Учитель. Сколько человек в данной семье, если живут вместе два отца, два сына, бабушка и мама?
Учащиеся. 5 человек (дед, отец, внук, бабушка и мама).
Учитель. Как вы думаете, что нужно знать и уметь, чтобы правильно вести семейное хозяйство? (ответы учащихся).
4. Устный счет.
Учитель. Верно. Нужно уметь хорошо считать. Сейчас проверим, насколько хорошо вы это делаете. Записываем только ответы.
Раздаются карточки для математического диктанта:
- произведение чисел 20 и 3;
- частное чисел 420 и 7;
- 60 умножить на 8;
- 560 разделить на 8;
- увеличить 420 на 8;
- уменьшить 490 на 200;
- увеличить 100 в 5 раз;
- уменьшить 1000 в 2 раза.
Учитель. Теперь каждый из вас "маленький учитель". Проверьте ответы вашего соседа.
5. Тема урока.
Учитель. Ребята, что еще надо знать, чтобы правильно вести семейное хозяйство?
Учащиеся. План доходов и расходов.
Учитель. Сосчитайте доход, если:
а) зарплата мамы - 4000 руб.;
б) зарплата папы - 6000 руб.;
в) пенсия бабушки - 3000 руб.;
г) пенсия деда - 3000 руб.
Учащиеся. 16000 руб.
Учитель. Расходы в семейном бюджете не должны превышать доходы. Самые необходимые расходы - это питание, так как кушаем мы ежедневно и несколько раз в день.
Решите задачу: Мама каждые три дня заходит в магазин и закупает на 500 рублей продукты. Сколько денег она тратит в месяц на продукты?
Учащиеся. (30:3)*500=500*10=5000 руб.
Учитель. Я предлагаю вам еще одну задачу:
Дед купил 10 стульев по 300 руб.
а) поставьте их так, чтобы у каждой стены было поровну стульев.
Учащиеся пришли к решению:
б) Сколько денег потратил дед?
Учащиеся решают: 30 руб.*10=3000 руб.
Учитель. Ежедневно взрослые ездят на транспорте: на автобусе, троллейбусе, такси. Давайте позвоним на автовокзал, узнаем цену проездного билета.
Итак: цена проездного билета 350 руб.
Сколько тратит семья на транспорт, если на троллейбусе на работу ездят папа и мама?
Ученики решают: 350 руб.*2=700 руб. - стоимость двух проездных билетов.
Учитель. Какие еще покупки делают в вашей семье?
а) одежда, обувь;
б) моющие средства;
в) экскурсия на выставку, билеты в кинотеатр, музей и т.д.
Решите задачу: Бабушка купила внуку куртку за 2000 рублей, моющие средства - 600 руб., себе духи - 240 руб. Сколько денег она потратила?
Дети решают: 2000+600+240=2840 руб.
Учитель. Подумайте, какие еще расходы мы не учли?
Учащиеся.
а) квартплата;
б) газ;
в) свет.
Учитель. Ребята, сколько денег уже потратили, хотя еще не платили за квартиру?
Ученики решают: 5000+3000+700+2840=11540 руб.
Физкультминутка.
Один, два, три, четыре, пять -
Топаем ногами.
Один, два, три, четыре, пять -
Хлопаем руками.
Один, два, три, четыре, пять -
Не будем отвлекаться.
Один, два, три, четыре, пять -
Сядем заниматься.
Учитель. Ребята, всегда есть и непредвиденные расходы. Вот, например, задача:
Папа шел с работы. Он купил 5 лотерейных билетов по 65 руб. и 5 яблок на 60 руб. Помогите раздать яблоки пяти членам семьи так, чтобы:
а) всем досталось по одному яблоку, но одно яблоко осталось в корзине.
б) сколько денег потратил папа?
Ученики решают:
а) одно яблоко в корзине подать маме;
б) 65*5+60=385 руб. - потратил папа.
Учитель. Ребята, расходы всегда нужно планировать. Если своевременно не заплатить за газ, свет, то будут штрафовать, будет начисляться пеня. Давайте подумаем и вычислим, хватит ли семье денег рассчитаться за квартиру, свет, газ, если это 2230 руб. в месяц?
Ученики решают задачу:
а) 11540+385=11925 руб. - уже потратили;
б) 16000-11925=4075 руб. - осталось;
в) 2230 < 4075 руб.
Ответ: денег хватит на квартплату.
6. Итог урока по схеме "Доходы и расходы семьи".
7. Рефлексия.
8. Задание на дом.
Учитель. Теперь вы немного научились планировать; подсчитайте совместно с родителями общий доход вашей семьи, сумму основных расходов и сколько у вашей семьи остается свободных денег.