В последние годы отмечается резкое возрастание интереса и признание необходимости развития творческого потенциала у подрастающего поколения.
Истоки творчества многих выдающихся художников, композиторов, как показывают исследования, обнаруживаются в дошкольном детстве. Дошкольный возраст часто называют "золотым периодом творчества". Детская непосредственность и повышенная эмоциональность, наивность и любознательность, постоянные "открытия" себя и окружающего мира, - все эти особенности дошкольников обуславливают и способствуют пробуждению и развитию ростков творчества.
Педагогов-психологов и родителей волнуют вопросы: "Как своевременно заметить и оценить первые признаки творческого потенциала маленького человека?". Ведь в большинстве школ и дошкольных учреждений, несмотря на актуальность проблемы, не занимаются развитием творчества.
К сожалению, массовое обучение сводится к запоминанию приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное шаблонное повторение одних и тех же действий отбивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Такой подход предполагает традиционный стиль учения, который направлен на развитие конвергентных мыслительных способностей. Он, безусловно, необходим. Однако надо предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление.
Но, в настоящее время есть препятствия на пути решения этой проблемы.
До сих пор отсутствует единое мнение, что такое творчество и чем оно отличается от интеллекта. Существует много определений понятия "творчество", тем не менее, большинство отечественных и зарубежных исследований в области творчества позволяют сделать два общих вывода:
- Высокотворческие люди, в целом, имеют интеллект выше среднего, но высокоинтеллектуальные - не обязательно обладают высокой креативностью.
- Кроме того, психологические исследования показывают, что дети всех интеллектуальных уровней, включая детей с задержкой умственного развития способны к творчеству, т.е. творческое мышление можно развивать у всех детей.
Также на сегодняшний день отсутствуют учебные программы и пособия в этой области. В основном акцент делается на развитие традиционного стереотипного мышления, а творческое мышление является случайным или побочным продуктом учебного процесса, связанным не с обучением, а с активностью самих учащихся.
И последнее - непонимание сущности творчества многими педагогами, что не только тормозит процесс творчества у детей, но и приводит к дискриминации учащихся, проявляющих творчество в своих действиях и поведении.
Как показывают психологические исследования, каждый человек хочет быть важнейшим судьёй и экспертом в оценке своей деятельности. Природа творчества заключается в создании чего-то нового, уникального и неизвестного, являющегося таковым, прежде всего, для данного человека, и в получении от этого настоящего удовольствия. Чтобы научиться творить, создавать необычную оригинальную продукцию, ребенок должен отойти от шаблонного мышления и социальных стереотипов, научиться опираться в своей деятельности на собственную точку зрения и ощущать её важность.
Работая с детьми с речевыми нарушениями, наблюдая за ними, я не устаю удивляться и радоваться тому, как маленькие непоседы стремятся к экспериментированию с предметами, образами, словами. Становятся усидчивыми, когда фантазируют, рисуют замысловатые картинки, проявляют инициативу и активность в процессе творчества.
Возникла проблема - как своевременно заметить, не загубить ростки раскрывающегося творческого потенциала ребенка-дошкольника.
Появилась необходимость в разработке курса занятий, целью которых было бы не только развитие креативности на основе творческого мышления и воображения, но и развитие эмоционального мира ребенка.
При разработке данного курса придерживалась концепции дивергентного мышления Дж. Рензулли, Дж. Гилфорда, которыми и была первоначально разработана программа для одаренных детей. Нашим соотечественником Ю.Б. Гатановым данная программа адаптирована для детей различного возрастного и интеллектуального уровня. Несмотря на то, что программа первоначально была разработана для одаренных детей, мой опыт показывает, что способностью к творчеству обладают дети всех интеллектуальных уровней и даже дети с проблемами в речевом развитии.
В течение пяти лет реализую программу Ю.Б. Гатанова по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Данную программу дополнила играми, этюдами, упражнениями на развитие эмоционального мира, произвольных процессов.
1. Работу с детьми осуществляю в два этапа:
1 этап - диагностический.
Цель - выявление у детей способностей к творчеству.
В процессе подготовки к началу развивающей работы с детьми провожу диагностику уровня познавательного, речевого и эмоционально-личностного развития детей. Использую следующие методики:
Цветовой тест Люшера
М. Элиот "Нарисуй свои чувства"
Кинетический рисунок семьи
Г.П. Торренс, А.Дъяченко "Незаконченные фигуры".
2 этап - развивающий
Цель - развитие креативности через развитие творческого мышления, воображения и эмоционального мира ребенка.
Курс содержит 36 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю.
Курс занятий группируется по двум серия А (18 занятий) и Б (18 занятий). Занятия серии Б предполагают игры и упражнения в усложненном варианте.
Длительность занятия от 30 до 40 минут. Продолжительность зависит от качества внимания и поведения детей.
Каждого занятия включает в себя:
А) Разминку, в ходе которой дети учатся понимать, как лучше выполнить задание и на что при этом следует обратить внимание.
Б) Основное задание, направлено на развитие творческих способностей (творческого мышления, воображения).
Все упражнения основного задания предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей: беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке сюжетов, идей, рисунков.
В) Дополнительное задание, направлено на развитие эмоционального мира ребенка.
У детей с речевыми нарушениями отмечается недостаточный уровень сформированности произвольного внимания, регуляции своего эмоционального состояния, низкий уровень коммуникативных умений, а также недостаточный тонус спонтанной психической активности, что приводит к быстрому утомлению и двигательной расторможенности. В качестве отдыха использую игры, этюды и упражнения для релаксации, элиминации импульсивности, развития самоконтроля, эмпатии.
В работе с детьми создаю благоприятную возможность для развития творческого потенциала каждого ребенка, используя:
- Создание атмосферы психологической безопасности, в которой, безусловно, принимается ценность каждого ребенка.
- Принцип безоценочной деятельности - т.е. освобождение детей от страха делать ошибки (для этого используются задания, в которых не существует неправильных ответов).
- Принцип мягкого соревнования, что побуждает детей не только к большему количеству идей, но и к их оригинальности.
- Во избежание обид, а также в качестве стимулирования детям вручаются сюрпризы (звездочки, снежинки, календарики и др.)
Игра "Комплименты"
Игра "Придумай животное"
Если работы одаренных детей характеризуются высокой степенью гибкости, оригинальности, то детям с проблемами в речевом развитии необходимо подробно разбирать инструкции, иногда повторить несколько раз, пока дети не поймут смысл поставленной перед ними задачи. Опыт показывает, что для таких детей необходимо использовать больше наглядности, приводить несколько своих примеров для того, чтобы дети окончательно уловили смысл задания.
Календарное планирование занятий
(серия А)
№ | Тема | Цели |
1 | Размышления о словах | Развитие беглости мышления; Развитие произвольного внимания; Снятие психоэмоционального напряжения Осознание детьми того, что люди по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию. |
2 | От точки к точке | Развитие гибкости при работе с
информацией; Развитие творческого воображения; Развитие способности творить в условиях значительных ограничений; Снятие мышечного напряжения |
3 | Настроение | Развитие гибкости и беглости мышления; Осознание того, что разные ситуации могут создавать одно и то же настроение; Элиминация импульсивности, снятие психоэмоционального напряжения |
4 | Праздник | Развитие символической беглости и
гибкости; Развитие умения создавать дополнительный смысл имеющимся объектам через разработку деталей; Развитие творческого воображения; Развитие самоконтроля. |
5 | Рассказ по картинкам | Развитие воображения и вербальной
оригинальности; Развитие способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков; Развитие эмоционального мира ребенка, снятие психоэмоционального напряжения. |
6 | Нарисуй лица | Воспроизведение и закрепление эмоций
радости, грусти, страха; Развитие символической беглости и гибкости; Развитие способности к разработке деталей; Развитие произвольного внимания, выразительности движений, способности определить эмоции по схематичным изображениям; Снятие психоэмоционального напряжения. |
7 | Что ты видишь? | Развитие способности к невербальной
разработке деталей и оригинальности; Развитие способности к созданию рисунков с помощью разработки деталей исходных изображений; Развитие творческого воображения; Развитие выразительности движений; Снятие психоэмоционального напряжения. |
8 | Истории и сказки | Развитие вербальной беглости; Развитие способности придумывать альтернативные окончания для историй и сказок; Развитие связной речи; Развитие творческого воображения; Развитие выразительности движений, коммуникативных умений. |
9 | Одежда | Развитие способности
усовершенствовать объект с помощью разработки
деталей; Развитие творческого воображения; Развитие произвольного внимания; Снятие психоэмоционального напряжения. |
10 | Забавы с геометрическими фигурами | Развитие умения использовать имеющиеся
объекты для разных целей; Развитие умения создавать имеющийся смысл объекта из нескольких элементов, которые сами по себе, не имеют никакого значения. |
11 | О чем ты думаешь? | Развитие образной беглости и гибкости; Осознание детьми того, что одно и то же событие может иметь разное значение; Развитие творческого воображения; Снятие психоэмоционального напряжения. |
12 | Если б я писал книгу | Развитие способности трансформировать
характеристики знаковых объектов; Развитие невербальной оригинальности и гибкости; Развитие коммуникативных умений, эмпатии, формирование чувства "мы". Снятие мышечного напряжения. |
13 | Новая жизнь старых вещей | Формирование умения придумывать
способы необычного использования обычных
предметов; Формирование умения комбинировать имеющиеся детали в новое целое; Развитие коммуникативных навыков; Развитие творческого воображения. |
14 | Активные буквы | Развитие образной беглости, умения
придумывать глаголы, начинающиеся с
определенной буквы; Умение создавать характерные образы активных букв; Снятие мышечного напряжения; Развитие произвольного внимания; Развитие выразительности движений. |
15 | Только для детей | Развитие вербальной гибкости и
беглости; Умение проводить классификацию предметов и действий; Развитие умения представлять мысли в структурированной форме; Развитие коммуникативных навыков и двигательного контроля. |
16 | Сочинение стихов | Развитие вербальной гибкости; Развитие умения придумывать простые рифмы; Развитие творческого воображения; Снятие психоэмоционального напряжения. |
17 | Придумай животное | Развитие творческого воображения и
образного мышления; Развитие умения создавать необычные образы через комбинирование разных деталей; Снятие психоэмоционального напряжения; Развитие эмпатии, коммуникативных умений. |
18 | Магическая дверь | Развитие творческого воображения и
образного мышления; Формирование умений планирования; Развитие способности к детальной разработке выбранной темы; Снятие психоэмоционального напряжения. |
II. Работа с родителями.
Особое внимание в своей работе уделяю сопровождающей работе с родителями, т.к. большинство из них не понимают, в чем состоит процесс творчества, а стереотипное, шаблонное мышление только приводит к оценке результатов деятельности ребенка. Совместная работа с детьми позволяет им приобрести уникальный опыт и радость общения со своим ребенком. Безоценочное отношение к результатам деятельности ребенка переносится в повседневную жизнь и, несомненно, улучшает качество общения между взрослыми и детьми.
В работе с родителями использую следующие формы:
- Презентация программы с целью ознакомления родителей с проблемой творчества. Моя задача - рассказать о преимуществе людей, обладающих креативностью, а также представить родителям курс занятий с показом рисунков детей, посещающих занятия ранее.
- Тематические консультации, на которых стремлюсь дать квалифицированную помощь в реализации творческих идей и решений, помогаю заинтересовать родителей на совместную деятельность со своими детьми.
- Анкетирование "Любит ли фантазировать Ваш ребенок?", цель которого - выявить творческие возможности и интересы детей.
- Открытые занятия для родителей. Цель - показать родителям специфику занятий, а также продемонстрировать промежуточные результаты деятельности детей.
- Смотры - конкурсы. Одна из тем: "Сочиняем сказку вместе". Цель - сблизить детей и родителей, сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми.
- Памятки и рекомендации для родителей: "Как развить творческие способности ребенка - дошкольника", "Что такое одаренный ребенок?" и др.
- Заключительное занятие совместно с родителями. Цель - подвести итог проделанной работы, продемонстрировать достижения детей в области творческого мышления, воображения и эмоционального мира детей. Педагог имеют уникальную возможность получить обратную связь, впечатления о занятиях. (Приложение 1)
Реализация данного курса занятий на протяжении нескольких лет позволяет добиваться положительных результатов:
- У детей появилась способность быстро генерировать поток идей, решений, подходящих объектов, применяя разнообразные подходы и стратегии при решении задач.
- Появились ростки к придумыванию нестандартных, необычных идей и решений, появилась способность к разработке деталей в рисунках, появление сюжетов.
- Дети научились переносить навыки и умения, полученный на занятиях в повседневную жизнь, значительно повысился уровень мотивации к учебной деятельности.
- У детей появилась уникальная способность самостоятельно оценивать свою творческую продукцию.
- У детей преобладают положительные спонтанные реакции, эмоции, приподнятое настроение, чувство юмора.
- Повысился уровень связной речи, обогатился словарный запас.
- Дети научились работать в коллективе, у многих раскрылись лидерские способности, развилась эмпатия, дети приобрели чувство "мы", появилась уверенность, повысилась самооценка.
- Повысился уровень произвольных процессов, самоконтроля, а также уровень развития мелкой моторики.
- В рисунках детей стали преобладать яркие, светлые краски, дети научились выражать положительные эмоции через рисунок.
- Повысилась психологическая компетентность и мотивация родителей к совместной деятельности со своими детьми.
Результаты диагностики творческого мышления детей старшего дошкольного возраста