Экскурсионная работа в школе

Разделы: Внеклассная работа


Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Поэтому воспитание гражданско-патриотического самосознания учащихся – приоритетное направление воспитательной работы нашей школы. Это значит, что нам не безразлично, кого вы растим, нам важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важнейшие социальные роли – роль гражданина и роль патриота.

Программа данного направления ориентирована на формирование и развитие у подрастающего поколения духовности, нравственности и патриотизма. Одной из составляющих гражданско-патриотического воспитания нашей школы является экскурсионная работа.

Экскурсия – это не спонтанное, а спланированное, хорошо продуманное мероприятие. Только такая экскурсия способна научить чему-то, оставить в душе ребенка неизгладимый след. В нашей школе различают учебные (тематические) и развивающие экскурсии.

Тематические экскурсии помогают учителям-предметникам более образно, ярко познакомить детей с материалом по какому-либо предмету (литературе, истории, МХК, географии, природоведению и т.д.). Многие педагоги осознали необходимость введения экскурсий в программы обучения, видя в них эффективную форму приобретения знаний и важное средство патриотического воспитания. Так, например, учителя литературы в 10 классе готовят и проводят тематическую экскурсию в усадьбу Ясная Поляна графа Л.Н.Толстого. Эта экскурсия, как правило, является заключительным этапом в системе уроков литературы по жизни и деятельности писателя. Помимо творческой деятельности Л.Н.Толстого, ребят заинтересовали некоторые сведения из жизни писателя, в частности, им стало известно, что Л.Н.Толстой несколько раз совершал пеший переход из усадьбы в Москву, их удивило и то, какой образ жизни он, граф, вел в последние годы жизни. К подготовке этой экскурсии подключились учителя географии, истории, а также руководитель объединения “Патриот”. Был составлен маршрут экскурсии, куда были включены основные достопримечательности и г. Тулы, близ которой располагается усадьба. Ребята были разбиты на группы, которые искали определенную интересную информацию и готовили сообщения. Так сложился очень содержательный, огромный по объему маршрут экскурсии. Из-за ограниченности во времени долго пришлось выбирать музеи, которые хотелось посетить. Решено было побывать не только в Ясной поляне, но и на Тульском оружейном заводе, и в краеведческом музее. На экскурсию выезжали ранним утром, а возвращались поздним вечером. Только проехав путь Москва – Тула, обойдя усадьбу, еще раз услышав рассказ об огромной трудоспособности и подвижнической деятельности Л.Н.Толстого, ребята поняли, насколько нужно было иметь крепкое здоровье, щедрую душу, желание трудиться, чтобы везде управляться. Ребята вернулись уставшие, но под огромным впечатлением от увиденного и услышанного. Такие экскурсии способствуют воспитанию в подрастающем поколении гражданской ответственности, уважения к истории, культуре и выдающимся людям своей страны,. Всегда приятно осознавать себя причастным к истории великого народа. В нашей школе были организованы и проведены экскурсии в с. Константиново, Шахматово-Тараканово, Мелихово, Захарово – Большие Вяземы, Архангельское, Переделкино, Середниково и другие усадьбы. Все они связаны с именами русских деятелей, составляющих гордость нашей страны.

Развивающие экскурсии не связаны напрямую с каким-либо определенным предметом, чаще всего это экскурсии, связанные с общим развитием учащихся.

Работа над такой экскурсией начинается тоже задолго до самой экскурсии: сначала определяется направление, тема экскурсии. После того как выбрана тема экскурсии, начинается подготовка к самой экскурсии. Определяются вопросы, которые заинтересовали ребят, изучается местность, ее достопримечательности, составляется маршрут самой экскурсии. Вся эта работа, проводимая в классе под руководством либо учителя, либо воспитателя, активизирует внимание, мышление, интерес учащегося к предстоящей экскурсии. Таким образом, учащиеся нашей школы на экскурсию отправляются подготовленными к восприятию материала. Слушая экскурсовода, ребята пополняют свои знания.

Так, например, выбрав экскурсию в Монино, ребята узнали, что там под открытым небом и в ангарах собрана авиационная техника Великой Отечественной войны (и не только), узнали о количество единиц техники, о площади музея и многом другом. Казалось, ничего нового эта экскурсия не даст детям. Каково же было удивление ребят, когда они воочию увидели размеры самолетов, на которых совершали боевые вылеты советские летчики. Чувство гордости за свою страну, за подвиг советских летчиков переполняло сердца детей. Многие именно в Монино поняли, насколько героической и самоотверженной была война 1941-1945 г.г. Отправляясь на экскурсию в Монино, зная, что они будут смотреть, многие взяли с собой фотоаппараты, чтобы сфотографировать увиденное, рассказать и показать своим близким, поделиться своими впечатлениями. И как итог экскурсии – выпуск стенгазеты или отклик в школьной газете о поездке. Такие поездки, такие экскурсии детям дают гораздо больше, чем просмотр фильма о войне по телевизору (которые чаще всего не смотрят). На экскурсиях ребята нередко выступают “помощниками” экскурсовода, не только задают вопросы, но на многие вопросы знают ответы. Дети чувствуют себя уверенно, они горды тем, что знают историю своей страны.

За недолгое существование школы (нам будет 6 лет) наши ученики побывали в Кубинке, в Снегирях, в Петрищеве, в Дубосекове, в Нелидове, в Бородино, в Коломне, в музее истории танка Т- 34, во многих военно-исторических музеях г. Москвы. Каждой экскурсии предшествует долгая, кропотливая работа всего ученического коллектива. Такая работа сближает детей, учит их работать сообща, вместе готовить отчеты о проделанной работе и экскурсии.

Наша школа проводит много экскурсий на производства, где ребята не только знакомятся с историей основания, развития отрасли, но и участвуют в мастер-классах, организованных на большинстве предприятий. Очень хорошо, что такая форма работы с детьми становится обычной. Дети часто на собственном опыте узнают о специфике определенного производства. Так были организованы и подготовлены экскурсии на производства “Дулевский фарфор”, “Гжель”, на завод игрушек в Клину, на молочный завод “Очаково”, в агропромышленный комплекс “Московский”, на кондитерскую фабрику “Красный Октябрь”, на парфюмерную фабрику “Новая заря”, на хлебокомбинат “Новые Черемушки”, на завод по изготовлению напитков “Кока-кола” и другие. Конечно, в таких экскурсиях детей прельщает не только знакомство с производством, но и дегустация продукции. Такие экскурсии служат профориентации учащихся средней и старшей школы.

Не остаются без внимания и места исторические, где дети знакомятся с историей Государства Российского. Так, неоднократно ребята бывали в Коломенском и Царицыно, в Горках Ленинских и Новом Иерусалиме, в Звездном городке и Коломне, в Павловском Посаде и в Сергиевом Посаде, побывали ребята и в Александровской слободе, почти ежегодно организуются группы в Санкт – Петербург и по городам “Золотого кольца”. Очень значимы в наше время экскурсии, организуемые в бывшие союзные республики. Наша школа сотрудничает с одной из школ Белоруссии. Стали традиционными ежегодные поездки наших детей в Минск, а белорусских детей к нам. Программу каждой экскурсии ребята обсуждают и готовят. Эти экскурсии – всегда соприкосновение с историей, с темными и светлыми ее пятнами. Мы стараемся донести до детей простую истину, заключающуюся в словах: невозможно стать достойным гражданином своего Отечества, не зная его историю. Во время таких экскурсий происходит не только знакомство с чем-то новым, но обязательно проходит выступление ребят. В последнюю поездку ребята готовили литературно-музыкальную композицию, посвященную юбилею К.И.Чуковского. Если сначала ребята ездили просто в Белоруссию, то теперь они едут к своим друзьям, с которыми подружились. А теперь у нас есть даже семьи, которые дружат и посещают друг друга.

Работая в школе, главное не забывать, что вся наша урочная и внеурочная деятельность направлена на воспитание энергичного, неравнодушного члена общества, способного сохранить и приумножить достижения наших предков.