ТЕМА: Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода.
ЦЕЛИ:
- познакомить с окончаниями существительных мужского, женского и среднего рода;
- закрепить и углубить знания учащихся по определению рода имён существительных;
- учить определять основные признаки имён существительных;
- – развивать у детей орфографическую зоркость, коммуникативность, толерантность, психические процессы (мышление, внимание, наблюдательность);
- обогащать речь учащихся через работу с синонимами;
- воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества, аккуратность.
Ход урока
1.Успокаивающее дыхание
вдох | выдох | пауза |
4 с | 4 с | 2 с |
4 с | 5 с | 2 с |
4 с | 6 с | 2 с |
2.
Прочитайте слова, записанные на доске.
Доска: колесо, сок, дядя, блюдце, мать, шофёр, молоко, тётя, баранка, вода, мужчина
– Что общего у этих слов? (имена существительные)
– Какие признаки есть у этой части речи? (одушевлённость, род, число)
– Какие существительные называют одушевлёнными? Назовите из данных слов одушевлённые существительные.
– Какие существительные называют неодушевлёнными? Назовите из данных слов неодушевлённые существительные.
– Знаете ли вы, что есть языки, в которых не 3 рода, как в русском языке, а намного больше? Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют классами. Есть класс, обозначающий людей, есть класс животных, класс вещей, класс круглых предметов и т.д.
– Распределим наши существительные по родам – классам, как в языке народов Африки.
Доска
названия | названия | класс, |
жидкостей | круглых | обозначающий |
предметов | людей |
(Ученики подходят к доске и расставляют карточки в 3 группы)
– Мы распределили слова по родам, как в языке народов Африки. У нас же в русском языке – это называется классификацией предметов по разными признакам, а не по родам.
3.
– А в русском языке сколько родов? (3)
– Что вы знаете о роде имён существительных?
Вывешивается на доску: м.р. ж.р. ср.р.
– Рассмотрите схему и сформулируйте тему урока.
(Окончание имён существительных м.р., ж.р., ср.р.)
– Какова цель урока? (узнать, какие окончания имеют существительные м.р., ж.р., ср.р.)
4.
–Чтобы узнать, какие окончания имеют существительные мужского, женского и среднего рода, мы будем работать в группах.
– Прочитайте задания. Всё понятно? Работаем.
(одна группа работает у доски, остальные группы работают на местах)
- Разделить слова на группы по родам.
- Записать слова по родам в тетрадь.
- Выделить окончания.
- Обозначить орфограммы.
- Сделать вывод: Какие окончания у имён существительных мужского рода? женского рода? среднего рода?
ПРОВЕРКА отвечает группа у доски, остальные проверяют
на доске | м.р. | ж.р. | ср.р. (окончания) |
появляется | – | – | – о |
запись | – а | – а | – е |
– я | – я |
– Посмотрите на окончания существительных всех трёх родов в начальной форме. Род каких существительных мы легко можем определить по окончанию? (средний род)
– Что можете сказать об окончаниях мужского и среднего рода?
– Как же определить род существительного, у которого –_ – _, -а , -я ? (подставить слова ОН, МОЙ – м.р., ОНА, МОЯ – ж.р.)
*Оцените на полях свою работу
5.ФИЗМИНУТКА
Мы отлично потрудились
И немного утомились.
Приготовьтесь все, ребята!
Начинается зарядка! ….
6.
– Отдохнули, а теперь продолжаем работать. Повторяем и закрепляем знания и умения об имени существительном.
I. Сильные – работа с карточкой
- Составь существительные, используя таблицу.
- Запиши полученные слова в тетрадь.
- Выдели окончания, определи род.
- Обозначь орфограммы.
корень |
приставка |
суффикс |
окончание |
||
1. |
подчистка |
ходить |
лес |
сом |
подход |
2. |
понёс |
слово |
курица |
крапива |
|
3. |
съел |
показ |
зарядка |
дочка |
|
4. |
заря |
школа |
лесник |
радость |
|
5. |
поворот |
садик |
свалка |
рыба |
|
6. |
трава |
местный |
вода |
дерево |
Самопроверка по “эталону”
Остальные – с. 25 № 245
– Прочитайте задание.
– Что нужно сделать? (выписать существительные и перечислить их признаки)
Пр.: по океану – (что?) океан , сущ., неодуш., м.р.
*Оцените на полях свою работу
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ + Мобилизующее дыхание
вдох |
пауза |
выдох |
4 с |
2 с |
4 с |
5 с |
2 с |
4 с |
6 с |
2 с |
4 с |
II. – В начале урока мы говорили, что существуют разные группы слов в разных языках – это и названия жидкостей, и названия вещей и др. в русском языке существует множество других групп слов. Например:
Доска загадка, ребус, головоломка, букварь, азбука
– Что вы можете сказать про эти группы слов?
– Что такое синонимы? (слова, близкие по значению)
– Для чего нужны синонимы? (помогают передать свои мысль, чувства выразительно, ярко, красиво. Делают наш язык богаче) с. 26 № 247.
– Прочитайте задание.
-Что нужно сделать? (подобрать синонимы)
– Посмотрите налево – направо. Эти слова помогут нам выполнить задание.
(На стенах развешаны слова, написанные разным цветом: ураган, тайфун, шторм, солдат, боец, витязь, наездник, дождь, музыка, напев)
1 слово – работаем коллективно.
2, 3 слова – 1 вариант самостоятельно.
4, 5 слова – 2 вариант самостоятельно (2 ученика за доской).
ПРОВЕРКА
*Оцените на полях свою работу
– Составьте предложение с любым из слов. Записать, объяснить орфограммы, указать род существительных.
Пр: На море бушевал сильный шторм. Ливень застиг нас на пути домой.
ИТОГ
– Над чем работали на уроке?
– Что нового узнали? Что повторили?
– Можно ли только по окончанию узнать род имён существительных? Почему?
– Что ещё надо сделать, чтобы определить род имён существительных?
– Оцените свою работу на уроке.
Д/З с. 28 № 4 или 5 (на выбор).