Хочу поделиться опытом экологического воспитания на примере внеклассного мероприятия по географии 8 классе. При изучении темы "Внутренние воды Восточно-европейской равнины" с ребятами рассматривали вопрос о бедственном положении великой русской реки-Волги, поэтому возникла идея проведения "экологического конкурса".
Цель: воспитание у учащихся любви, бережного и доброго отношения к природе.
Задачи:
- научить детей чувствовать и понимать природу (видеть, что она представляет собой огромную ценность как источник природных ресурсов);
- развивать творческую самостоятельность учащихся.
Участники: учащиеся 8-х классов: 2 команды ("синие" и "зеленые").
Домашнее задание командам: девиз, эмблема экологического содержания, газета о проблемах охраны природы.
Жюри: старшеклассники, учителя биологии и географии.
Вступительное слово учителя.
Великая российская река многие века играла исключительную роль в истории Российского государства, его хозяйстве и культуре. Современная Волга - во многом рукотворная река, поставленная на службу человеку. Волга - это и нефть, рыба и электроэнергия, крупнейшие города и заводы, исторические памятники и уникальные ландшафты.
Конкурсы
I. Представление команд
(капитаны объясняют значение формы своей команды, ее название). Команды хором произносят свой девиз.
Девиз команды "синих": "Спасем природу - Родину спасем".
Девиз команды "зеленых":
"Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если мы: и я, и ты, - если мы сорвем цветы,
Не останется природы и не будет красоты!".
II. Приветствие команд
Ребята из команды "синих" исполняют под гитару частушки на экологическую тему:
На Волге мы построили
Каскад волжских ГЭС.
Вместе с тем каскадом
Осетрам - конец!Воздух в Волгограде
Весь пропитан ядом.
Предприятия дымят,
Противогаз надеть велят!Раньше ели мы арбузы,
Были очень рады.
А теперь нельзя их есть,
Говорят - нитраты!
Команда "зеленых" показывает свой танец.
III. Представление экологических газет, эмблем.
IV. Разминка.
Команды задают друг другу вопросы:
- В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток, фей и нежных эльфов. Его родина Персия. Оттуда он перекачивал в Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на 3 луковицы цветка были куплены 2 каменных дома. (Тюльпан)
- Латинское название этого цветка (галактус) происходит от греческих слов "гала" - молоко и "актус" - цветок, то есть молочно-белый цветок. Древняя легенда глоссит: когда Адам и Ева были, изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. От сюда символом этого цветка стала надежда. (Подснежник)
- Что означает понятие "икебана"? (Живые цветы или цветы, которые живут)
- Какой цветок считают последней улыбкой осени? (Астра)
- На 5, 6 и 7 вопросы (одинаковые) и отвечают обе команды.
V. Домашнее задание
Команды представляют театральные миниатюры на экологическую тему.
Команда "синих": театральная миниатюра под названием "Плачь Волги и ее детей - Оки и Камы". (На сцену выходят девочки в костюмах и коронах на головах с надписями: "Волга", "Ока", "Кама". Звучит мелодия русской народной песни.)
Волга: В древности называли меня Ра - значит, радость, река бога Солнца. Еще вчера я радовалась жизни, гордилась знаменитыми волжскими просторами, своими детьми - малыми притоками, своей чистой водицей, которая давала богатырскую силу всем русичам, дарила людям вдохновение для песен и стихов да вкусную рыбицу. Испокон веков я была колыбелью, носительницей жизни. А сегодня я умираю:Люди, очнитесь, меня, Волги, может не стать вовсе! Болит мое тело, ломит кости!
Ока: Копают наши берега до уреза, срывают перекаты, храмы затопили, понаставили плотин - говорят, что ток России нужен! Но нам с матерью Волгой в бетонных тесках совсем худо!
Кама: А мою водицу разбирают хозяйства - ведомства, заводы уральские. Раньше моя водица была чиста, как слеза. А сейчас она сама может стать сырьем для любого химкомбината!
Волга: А что волгоградцы думают? Их заводы всю нечисть в меня сливают, оставшихся осетров сделали инвалидами, все деревца вдоль реки летом стоят с желтыми листьями! Люди, опомнитесь! Хватит надо мной эксперименты проводить! Не нужно переделывать того, что создано матерью - природой! Она отомстит вам не раз! А что скажете внукам своим? Ведь они не простят вам погибшей Волги!!!
Выступление команды "зеленых". (Вывешивают на сцене плакат "2093 год" с изображением голой пустыни, грязной реки и т.д.)
Ведущий: С далекой планеты на Землю прилетели инопланетяне. (Выходят инопланетяне в облегающих костюмах, на головах - маски из капроновых чулок с прорезями для глаз и антенны из алюминиевой проволоки и пластилина, в руках - мешочек с надписью "Семена" и саженцы деревьев.)
Инопланетяне (говорят холодным, "металлическим" голосом по слогам): Дорогие земляне, здравствуйте! Мы прилетели к вам с далекой планеты Альфа - Центавра и привезли вам саженцы деревьев и семена овощей.
Земляне: Спасибо большое! Но как вы узнали, что на Земле ничего не осталось, все растения исчезли? На месте лесов осталась пустыня, в реках давно нет рыбы и пресной воды!
Инопланетяне: нам передали о вашей беде жители созвездия Рыб. Они прислали в подарок вам вот этот букет цветов.
Земляне (благодарят, нюхают цветы): А мы уже и забыли, как прекрасно пахнут цветы! А ваша планета, какая?
Инопланетяне: Наша планета чистая, если смотреть из космоса - голубая. Такая, какой была ваша Земля еще 150 лет назад.
Земляне: Мы обязательно посадим сад из ваших саженцев и вырастим овощи из семян. Уберем нашу Землю и станем беречь ее. Ведь это наш дом!
Инопланетяне: Земляне! Мы улетаем к себе, но скоро вернемся, чтобы помочь вам спасти вашу Землю. Иначе будет плохо всем нам! До встречи! (Машут руками, уходят).
VI. Конкурс болельщиков.
Ведущий задает вопросы:
- Определите, гнездо какой птицы у вас в руках. (Гнездо синицы - ремез, жаворонка).
- Отгадайте животного этих мест по его темному силуэту. (Тарпан, выхухоль, дрофа, стрепет).
- По звукозаписи отгадайте голос, какой птицы звучит. (Используем грампластинки из серии "Голоса птиц в природе").
После всего ведущий экологического конкурса организует соревнование между болельщиками на знание и исполнение песен и стихов о природе.
VII. Конкурс капитанов.
Ведущий предлагает капитанам ответить на вопрос:
"Что бы я предпринял, если бы стал министром по охране и преобразованию природы России?".
В заключение мероприятия жюри объявляет итоги конкурса и каждого в отдельности, отмечает самых активных участников и болельщиков, и награждает победителей призами, грамотами, медалями, изготовленными школьниками.