Идеальная форма развития личности в системе образования

Разделы: Начальная школа


О проблеме идеальной формы развития личности в системе развивающего образования

Принципы обучения и воспитания, заложенные в теории учебной деятельности и теории развивающего обучения, действительно позволяют задать и реализовать иную логику развития личности ребенка, чем в традиционной школе.

Учебная деятельность является ведущей не только в младшем школьном возрасте, но и на протяжении всех лет обучения в школе. Личность развивается, а тип ведущей деятельности остается одним и тем же. Это справедливо, если учебная деятельность рассматривается во всеобщей форме, как процесс развития личности, если лежащая в ее основе потребность в самоизменении позволяет осваивать новые предметные области личностной формы существования. Решающим условием, обеспечивающим такую логику развития личности ребенка, заложенную в теории развивающего обучения, является личность учителя, его позиция по отношению к ребенку. В числе других позиций учителя развивающего обучения: содержательно-предметной (реализующей теоретическое содержание учебного материала), психологической (учитывающей структуру учебной деятельности), методической и управленческой (по организации учебной деятельности учащихся) - личностная позиция является суперпозицией. Она выражена в нравственном принципе, "достоинство ребенка важнее, чем знание".

Логика развития личности, о которой сказано выше, может рассматриваться в современных условиях в качестве идеальной ее формы. Подтверждением этому является возможность объяснения существования частных форм развития личности ребенка в школе. Они возникают в условиях, когда не реализуется принцип деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе и не учитывается взаимообусловленность развития личности и развития коллектива.

Но основное препятствие нормальному развитию личности ребенка заключается в сохранении эмпирического содержания знаний в начальной школе и невозможности субъективного поведения в учебной деятельности.

В этих условиях преобладают две линии аномального личностного развития: невротическая (когда ребенок следует заданным извне учебным и социальным образцам) и асоциальная (группа риска). После многолетней практики развивающего обучения, ее рефлексии имеются все основания рассматривать систему развивающего обучения как прообраз новой системы развивающего образования.

Но для этого надо строить школу развития целостной личности в соответствии с психологическими закономерностями. В истории развивающего образования есть образцы такой работы. Это работа по новой современной технологии действительного члена Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Марка Максимовича Поташника. Его технология подготовки, проведения и анализа открытых уроков ХХI века, предполагает предварительное раскрытие перед педагогами - гостями проекта урока с его полным обоснованием и творческой лабораторией учителя.

Изучив научные рекомендации М.М.Поташника, использую их в своей практике. Опираясь на алгоритм подготовки, проведения анализа открытых уроков в современной школе (начало ХХI века), провела урок русского языка в 3 классе "Определение спряжения слов, называющих действие, по особенностям инфинитива".

Цель:

  • выявить особенности слов II спряжения:
  • 1) основа инфинитива усекаемая (У);
    2) присутствие суффиксов
    - а, - е, - и;
    3) шипящий звук перед - ать.

  • Зафиксировать их в схеме.

Ученик, в сознании которого:

  • Умение правильно определять особенности основы инфинитива с опорой на составленную схему, определять спряжение слов-действий.
  • Продолжить обучение детей умению учиться совместно в малых группах, умению слушать и слышать друг друга.
  • Продолжить работу по овладению компонентами УД.
  • Воспитывать умение выступать в различной роли в результате общения.

Ход урока

1. - О каких основах инфинитива мы говорим на уроках русского языка?

- (У и Н/У)

- Кто умеет определять усекаемую и неусекаемую основу инфинитива? -

Попробуем определить вид инфинитива.

Вертит - : ( ), болит - : ( ), протирают - : ( ), отвечаем - : ( ), прилетать - : ( ).

- Зачем нам надо уметь определять какая основа у инфинитива? - (У, Н/У).

Эта особенность инфинитива позволяет легко и точно определить, к какому спряжению относится слово.

А как это сделать?

Вот на этот вопрос мы и будем сегодня искать ответ.

2. Работа в группах.

а) Задание: записать слова в 2 столбика по спряжениям. В скобках указать вид инфинитива каждого слова - усекаемый (У), неусекаемый (Н/У).

Сказать (1), шептать (1), ехать (1), плакать (1), слушать (1), слышать (2), держать (2), светать (1), чернеть (1), белеть (1), смотреть (2), видеть (2), терпеть (2), колоть (1), бороться (1), гаснуть (1), тянуть (1), сеять (1), гнить (1), любить (2), сушить (2), клеить (2), строить (2).

б) Сверить с образцом на доске.

в) Идет самооценка группы целиком.

г) Работаем с готовыми столбиками

- Что общего вы увидели у слов II спряжения? - (инфинитив усекаемый У).

Теперь мы можем сказать, что ко II спряжению относятся все слова, называющие действие предмета, с усекаемой основой? (нет), т.к. усекаемые инфинитивы есть и в словах I спряжения (сказать (У), шептать (У), ехать (У), плакать (У), колоть (У), бороться (У), гаснуть (У).

д) Выделите в словах в 2 столбика суффиксы (- а, - и, - е)Тогда, может быть, по наличию суффикса можно определить спряжение? (Нет).

Такие же суффиксы встречаются и в словах I спряжения 1 столбика.

Как быть? (Еще раз проверить основы, суффиксы).

Все правильно мы определили.

В чем же дело? (Надо посмотреть на основы повнимательнее).

Одинаковые ли инфинитивы с суффиксами - е, - и в 1 2 спряжении? (Нет). В 1 спряжении - (Н/У).

Можно ли по этому признаку определить к какому спряжению относятся слова, называющие действия на - ить и на - еть? (Можно).

Можно ли утверждать, что все слова на - ать с усекаемыми основами относятся ко 2 спряжению? (Нет). Такие слова есть и в 1 спряжении.

Как быть? (Хорошо рассмотреть основы). Перед суффиксом шипящий звук. (Во 2 спряжении) перед суффиксом - а.

Встречаются ли шипящие в словах 1 спряжения? (Нет).

Сумеете ли вы теперь определить к какому спряжению относится любое слово на - ать?

3. Итак, обобщите признаки слов II спряжения. Составьте схему, по которой можно сразу определить к какому спряжению относится то или иное слово, называющее действие.

Если вы можете определить, какие слова, называющие действия, относятся ко II спряжению, то нужно ли знать признаки слов I спряжения? (нет).

Почему?

Нужно ли что-нибудь проверять в словах на - оть, - уть, - ыть, - ять, - зть, - сть?

Теперь вы сможете определить к какому спряжению относится слово?

4. Мы ответили на ? (Да).

- Для чего нам необходимо уметь определять спряжение? (Чтобы проверить орфограммы в личных окончаниях слов-действий). Но об этом мы будем говорить позже.

А пока будем учиться применять способ определения спряжений на письме. Стр. 11, упр. 247.

5. Домашнее задание: стр. 112, упр. 112 (дифференцированное)

6. Итог урока.