Дидактические цели проекта:
1. Привлечь внимание учащихся школы и родителей к проблеме нехватки птичьих домиков для скворцов в д. Куштово, д.Старый Бурнаш и на ст. Кильдуразы.
2. Формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в системе "человек-природа-общество", воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
3. Воспитание у детей чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них, делать для них гнездовья, защищать от хищников и хулиганов.
4. Повышение мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, освоение практических навыков.
5. Учить работать в сотрудничестве со взрослыми.
Методические задачи:
1. Расширить представления учащихся о птицах; умение оценить их значимость в природе и жизни человека.
2. Научить учащихся правильно изготавливать скворечники.
3. Вовлечь учащихся школы и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников.
4. Развивать критическое и творческое мышление учащихся, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
5. Вести пропаганду среди учащихся и родителей о пользе птиц.
Предмет (предметы): окружающий мир, русский язык, внеклассное чтение, информатика, технология
Класс: 4 класс
Основополагающий вопрос: Как люди встречают своих пернатых друзей - птиц?
Этапы работы:
1. Интересные факты из жизни скворцов;
2. Скворцы - певчие птицы;
3. Скворцы - защитники садов и огородов;
4. Изготовление скворечников.
Вопросы для самостоятельных исследований учащихся:
- Почему мы реже слышим пение птиц в школьном саду, в родном деревни?
- Как встречали гостей - птиц наши бабушки и дедушки?
- Сколько скворечников в деревне Старые Бурнаши, д.Куштово и ст. Кильдуразы?
- Как заинтересовать всех учащихся школы и родителей и вызвать желание делать скворечники для птиц?
- Что будем делать, чтобы в наших селах поселились скворцы? Наши конкретные дела.
- Только ли из досок можно сделать скворечник?
Результаты представления исследований:
- Презентация
- Информационный бюллетень
- Скворечники
Этапы и сроки проведения проекта:
- "Трибуна мнений" (формулирование тем исследований учеников)
- Распределение на микрогруппы для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем.
- Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися).
- Обсуждение плана работы учащихся индивидуально и в группе.
- Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
- Самостоятельная работа микрогрупп по выполнению заданий.
- Подготовка школьниками презентации
Вопросы для исследований и задания для учащихся:
- микрогруппа "теоретики"- сбор информации о скворцах (то, чего нет в наших учебниках). Интересные заметки, рисунки, фотографии.
- микрогруппа "Математики" - Подсчет скворечников в д. Куштово, д.Старый Бурнаш и на ст. Кильдуразы . Подведение итогов подсчета.
- микрогруппа "журналисты" - Интервью с бабушкой Савельва Максима Александрой Константиновной Митяниной, с дедушкой Ибатуллиной Гузели Талгатом Гильфановичем Гайнуллиным . Запись интервью.
- микрогрупппа "социологи"- Опрос учащихся школы "Умеешь ли делать скворечники?"
- микрогруппа "дизайнеры" - работают над внешним видом скворечника;
- микрогруппа "конструкторы" - работают над чертежами скворечника. Разрабатывают готовый чертеж и конструируют его.
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:
Сбор данных
- Подсчет скворечников.
- Взять интервью у пожилых людей - "Как Вы в свои школьные годы готовились к встрече перелётных птиц?"
- Проведение опроса среди учащихся школы: "Каких перелетных птиц нашей местности вы знаете? Какую пользу приносят скворцы? Сколько скворечников в этом году вы сделали?"
Обработка и анализ данных.
- Подведение итогов социологического опроса.
- Подведение итогов опроса учащихся.
Представление проекта
- Проведение практического занятия по изготовлению скворечников
- (вместе с учителем технологии, родителями).
- Создание презентации.
- .Публичная защита проекта.
- Создание буклета