Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально-развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Развитие логического мышления является одним из направлений этой деятельности.
Цель: научить детей самостоятельно добывать знания в процессе творческого поиска с любым источником информации; высказывать и проверять предположения, догадки.
Задачи:
- Формировать у учащихся основные приемы умственной деятельности: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.
- Развивать творческие способности, интерес к математике.
- Формировать речевые, коммуникативные умения.
- Развивать внимание, память.
Для решения этих задач я определила этапы работы над темой.
I этап - организационный:
- работа с научной , методической , справочной литературой;
- изучение опыта коллег.
II этап - основной;
- работа над темой;
- использование приемов развития логического мышления на уроках математики.
III этап - заключительный;
- обобщение опыта на школьном и муниципальном уровнях.
При работе над темой я руководствовалась следующими принципами:
- Свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
- Максимальное разнообразие предоставляемых возможностей;
- Возрастание роли внеурочной деятельности по математике;
- Создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителей. Предоставлять ребятам возможность обсуждать вопросы самим;
- Индивидуализация обучения.
Условиями успешного обучения на уроках математики:
- развитие навыков устного счета ("Тренажер устного счета", тесты из книги Узоровой О.В. и Нефедовой Е.А. "Как научиться быстро считать");
- использование компьютерных программных средств на уроках математики (обучающий комплекс 1:С Репетитор 2.1. Математика, программы "Алгебра не для отличников", "Геометрия не для отличников", "Живая геометрия". Для создания мультимедийной презентации используется Windows - приложение PowerPoint).
Выполнение условий позволит добиться ожидаемых результатов:
- Повышение качества знаний по математике.
- Развитие познавательного интереса к математике.
- Интерес к олимпиадам различного уровня, в том числе и интернет-олимпиадам, сдаче экзамена в форме ЕГЭ по математике.
- Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития
- Поступление в вузы и ссузы РТ (на основании договоров с ЕГПУ, Чистопольским сельскохозяйственным техникумом, КГАВМ, с Казанским филиалом Лаишевского сельскохозяйственного техникума, ПЛ-88)
Для решения поставленных задач работу на уроке организую следующим образом:
- Актуализация опорных знаний;
- Мотивация и сообщение темы урока;
- Применение знаний, умений и навыков в стандартной ситуации;
- Коррекция знаний;
- Применение знаний , умений и навыков в нестандартной ситуации;
- Подведение итогов и задание на дом.
Развитию логического мышления учащихся помогают применяемые мною различные методы и формы.
- Нетрадиционные технологии (элементы развивающего обучения, проблемный метод, использование информационных технологий и др.)
- Игра (математический бой, КВН, математическое лото, аукцион и др.)
- Зачеты
- Рейтинговая система оценки
Для выявления способных ребят, увлекающихся математикой, я стала применять рейтинговую систему, где учитываю не только учебные достижения на уроках, но и на олимпиадах различного уровня, конкурсах, выступления учащихся на предметных неделях . Мои ученики ведут папку своих достижений - портфолио. Считаю, что учитель-предметник , обязательно должен продумать эффективные приемы развития логического мышления и во внеклассной деятельности. Этому способствуют:
- Школа абитуриента;
- Математические недели;
- Математические олимпиады;
- Интеллектуальные игры;
- Занятия в заочной физико-математической школе "Авангард";
- Участие в интернет-олимпиадах;
- Участие в международном математическом конкурсе "Кенгуру";
- Индивидуальная работа в кабинете.
Целенаправленная работа по данной теме дает положительные результаты , что отражено на следующем слайде.
Позитивные изменения качества знаний учащихся по математике.
2003-2004 | 2004-2005 | 2005-2006 | 2006-2007 | 2007-2008 | |
Успеваемость | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Качество знаний | 43 | 43 | 50 | 54 | 52 |
Участие в олимпиадах различного уровня:
2005-2006 гг
- "Авангард" - 3 участника;
2006-2007 гг.
- "Авангард" - 2 участника;
- 1 место в районном конкурсе интеллектуалов "Звездный путь".
2007-2008 гг.
- "Авангард" - 3 участника;
- "Кенгуру" - 55 участников, из них 4 удостоены дипломов.