Развитие логического мышления на уроках математики

Разделы: Математика


Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально-развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Развитие логического мышления является одним из направлений этой деятельности.

Цель: научить детей самостоятельно добывать знания в процессе творческого поиска с любым источником информации; высказывать и проверять предположения, догадки.

Задачи:

  • Формировать у учащихся основные приемы умственной деятельности: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.
  • Развивать творческие способности, интерес к математике.
  • Формировать речевые, коммуникативные умения.
  • Развивать внимание, память.

Для решения этих задач я определила этапы работы над темой.

I этап - организационный:

  • работа с научной , методической , справочной литературой;
  • изучение опыта коллег.

II этап - основной;

  • работа над темой;
  • использование приемов развития логического мышления на уроках математики.

III этап - заключительный;

  • обобщение опыта на школьном и муниципальном уровнях.

При работе над темой я руководствовалась следующими принципами:

  • Свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
  • Максимальное разнообразие предоставляемых возможностей;
  • Возрастание роли внеурочной деятельности по математике;
  • Создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителей. Предоставлять ребятам возможность обсуждать вопросы самим;
  • Индивидуализация обучения.

Условиями успешного обучения на уроках математики:

  • развитие навыков устного счета ("Тренажер устного счета", тесты из книги Узоровой О.В. и Нефедовой Е.А. "Как научиться быстро считать");
  • использование компьютерных программных средств на уроках математики (обучающий комплекс 1:С Репетитор 2.1. Математика, программы "Алгебра не для отличников", "Геометрия не для отличников", "Живая геометрия". Для создания мультимедийной презентации используется Windows - приложение PowerPoint).

Выполнение условий позволит добиться ожидаемых результатов:

  • Повышение качества знаний по математике.
  • Развитие познавательного интереса к математике.
  • Интерес к олимпиадам различного уровня, в том числе и интернет-олимпиадам, сдаче экзамена в форме ЕГЭ по математике.
  • Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития
  • Поступление в вузы и ссузы РТ (на основании договоров с ЕГПУ, Чистопольским сельскохозяйственным техникумом, КГАВМ, с Казанским филиалом Лаишевского сельскохозяйственного техникума, ПЛ-88)

Для решения поставленных задач работу на уроке организую следующим образом:

  • Актуализация опорных знаний;
  • Мотивация и сообщение темы урока;
  • Применение знаний, умений и навыков в стандартной ситуации;
  • Коррекция знаний;
  • Применение знаний , умений и навыков в нестандартной ситуации;
  • Подведение итогов и задание на дом.

Развитию логического мышления учащихся помогают применяемые мною различные методы и формы.

  • Нетрадиционные технологии (элементы развивающего обучения, проблемный метод, использование информационных технологий и др.)
  • Игра (математический бой, КВН, математическое лото, аукцион и др.)
  • Зачеты
  • Рейтинговая система оценки

Для выявления способных ребят, увлекающихся математикой, я стала применять рейтинговую систему, где учитываю не только учебные достижения на уроках, но и на олимпиадах различного уровня, конкурсах, выступления учащихся на предметных неделях . Мои ученики ведут папку своих достижений - портфолио. Считаю, что учитель-предметник , обязательно должен продумать эффективные приемы развития логического мышления и во внеклассной деятельности. Этому способствуют:

  • Школа абитуриента;
  • Математические недели;
  • Математические олимпиады;
  • Интеллектуальные игры;
  • Занятия в заочной физико-математической школе "Авангард";
  • Участие в интернет-олимпиадах;
  • Участие в международном математическом конкурсе "Кенгуру";
  • Индивидуальная работа в кабинете.

Целенаправленная работа по данной теме дает положительные результаты , что отражено на следующем слайде.

Позитивные изменения качества знаний учащихся по математике.

  2003-2004 2004-2005 2005-2006 2006-2007 2007-2008
Успеваемость 100 100 100 100 100
Качество знаний 43 43 50 54 52

Участие в олимпиадах различного уровня:

2005-2006 гг

  • "Авангард" - 3 участника;

2006-2007 гг.

  • "Авангард" - 2 участника;
  • 1 место в районном конкурсе интеллектуалов "Звездный путь".

2007-2008 гг.

  • "Авангард" - 3 участника;
  • "Кенгуру" - 55 участников, из них 4 удостоены дипломов.