Задачи:
- Знакомить детей с вежливым общением, вежливой речью, вежливым поведением.
- Научить детей уместному употреблению вежливых слов.
- Воспитывать уважение к старшим и доброжелательное отношение к друг другу.
Оборудование:
- учебник-тетрадь "Детская риторика в рассказах и рисунках", 3 класс, часть 1,
- плакат с пословицами,
- тексты стихотворений С.Михалкова "Лапуся" и А.Барто "Вежливый вальс".
I Организационный момент. Приветствие
- "Добрый день" - повторяем каждый день
- "Добрый день" - скажем мы друг другу
- "Добрый день" - солнцу и птицам
- "Добрый день" - улыбчивым лицам.
II Упражнение для тренировки дыхания
Учитель - "Я принесла игрушку. Хотите узнать какую? Чтобы отгадать, вам необходимо задать мне 5 вопросов, на которые я могу ответить только "да" или "нет" (дети задают вопросы).
- Вы любите играть в игры с мячом?
- Назовите ваши любимые игры?
- Этот мяч не новый, да еще в нем есть дырочка. Если я его легонько
сожму, какой звук он будет издавать?
- Давайте произнесем с - с - с
- А сейчас сильнее с - с - с
- Повторим легонько с - с - с, сильнее с - с - с
- Молодцы.
Тренировка речевого аппарата
- Прочитайте скороговорку
Шла Саша по шоссе
Несла сумку на шесте
И сосала сушку.
- Объясните значение слова "шест" - какой звук чаще всего повторяется?
а) медленное чтение скороговорки хором
б) чтение первой строки скороговорки девочкам, второй - мальчикам, третьей - хором с убыстрением.
в) чтение скороговорки в парах с грустью
г) чтение скороговорки в четверках друг другу весело, радостно.
Учитель - "На следующем занятии вы постараетесь рассказать скороговорку по памяти с любой интонацией. Дома можно прорепетировать с родными".
III Аукцион
Учитель - "Вы знаете добрые и вежливые слова? Сейчас проведем аукцион добрых и вежливых слов. Последнему сказавшему достанется приз - вот такой забавный и добрый теленочек Боря".
IV Работа с учебниками
Вступительное слово учителя.
"Мы с вами уже знаем, что о вежливости написано и сказано очень много, но к сожалению, мы часто встречаемся с проявлением грубости. Это говорит о том, что среди нас есть еще очень невоспитанные, невежливые люди. Сегодня на занятии будем с вами продолжать учиться вежливой речи и вежливому обхождению".
C. 112, № 126 - учебник
а) Представьте себе, что вы попали в такую ситуацию (№1, №2, №3). Какими словами вы бы охарактеризовали данные выражения, а может быть еще что-то добавили. Напишите.
б) Ваш маленький братик или сестренка нарисовал такой рисунок. Какое выражение будет более правильным? Почему?
в) с.113, №127 - самостоятельно
- Почитайте те выражения, которые, по вашему мнению, следует говорить. Почему вы решили так?
г) с.113, №128. Чтение вслух анекдота Насреддина. Затем учащиеся отвечают на поставленные вопросы в учебнике.
V Инсценирование. "Лисичка и бычок" (входят два ученика в костюмах лисички и рыбы-бычка).
Учитель - "Знаете этих героев? Чтобы вы им посоветовали, услышав их диалог при встрече".
Увидела лисичка бычка и запела:
- Бычок, бычок, пучеглазый
- Бычок, бычок, большеротый
- Бычок, бычок, колючий бочок!
А бычок ей говорит:
- А ты косматая, и глаза у тебя круглые
И в море ты жить не можешь.
VI Работа над стихотворением С.Михалкова "Лапуся"
- Прочитайте стихотворение и подчеркните слова, с которыми взрослые обращаются к мальчику, а так же ответы. (Текст стихотворения у каждого ученика).
- Вежливы ли слова мальчика? Почему? (Обратить внимание на последние строчки стихотворения и объяснить, что нельзя грубостью выражать свои обиды).
VII Работа над пословицей
Хорошее слова всегда к месту (Чтение пословицы и выяснение ее смысла)
- Как вы думаете, выражает ли она главную мысль нашего занятия?
- Как тема сегодня нашего урока?
- Я рада, что вы смогли сами определить тему.
- Какие пословицы вы знаете о добрых словах?
Дополнительно можно вывесить на доску пословицы:
- "Доброе слово и кошке приятно"
- "На добрый привет - добрый ответ"
- "Живи добрее - будешь всем милее"
- "Доброе слово окрыляет"
- "Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивает".
VIII Итог
- Я довольна вашими ответами, высказываниями. Думаю, что теперь вы лучше сможете отличить вежливость от грубости, и, надеюсь, что в дальнейшем будете более осмотрительнее в выборе слов, выражений друг к другу. В заключении я предлагаю всем вместе спеть песню на стихи А.Барто и музыку Д.Кабальского. Она так и называется "Вежливый вальс" (Текст песни на доске).
IX Домашнее задание с.114, №129