Цели урока:
- Познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены;
- Расширить и углубить знания детей о животных, встречающихся в нашей местности;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Стенд "Как прекрасен этот мир!" (фотографии, рисунки редких животных);
- Выставка книг о жизни животных;
- Мультимедийный проектор;
- Экологические знаки "Правила поведения в природе" (о животных).
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель:
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Проверка домашнего задания
Дети выполняют тест по теме "Размножение и развитие животных".
1. Кто рождает живых детенышей и выкармливает их молоком?
а) звери;
б) птицы;
в) рыбы.
2. Какое слово пропущено: икринка - ... - взрослая рыба?
а) личинка;
б) малек;
в) головастик.
3. Какое слово пропущено: яйцо - личинка - ... - бабочка?
а) куколка;
б) птенец;
в) икринка.
4. Кузнечик - насекомое. Проходит ли он в своем развитии стадию куколки?
а) у всех насекомых бывают куколки;
б) у кузнечиков нет стадии куколки;
в) из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое - большое и с крыльями.
5. В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?
а) весной;
б) осенью;
в) зимой.
III. Введение в новую тему.
(На доске заранее написано стихотворение Игоря Киселева, кузбасского поэта и вывешены картины природы, животных)
Человек,
Богатырскою силой играючи,
Должен помнить про тихие жалобы заячьи
И притом, своему, зная цену величью,
Быть в ответе за каждую песенку птичью!
(Стихотворение читает выразительно вслух заранее подготовленный ученик.)
Учитель: - О чем это стихотворение? К чему призывает автор человека?
Ученик (Человек должен помнить о природе, быть ей другом. Беречь ее).
IV. Изучение нового материала. Лекция учителя.
Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.
...Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью и, конечно, любить природу нашей Родины.
Растительный и животный мир, насчитывающий миллион видов, находится в сложной зависимости от деятельности человека. В настоящее время, когда в результате неразумного хозяйствования и химического истребления животных, многие виды безвозвратно исчезли или почти исчезли, люди повсюду начинают серьезно задумываться над тем, как велик ущерб, нанесенный природе и что надо конкретно сделать, если это возможно.
Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица Земли больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель видов идёт быстрее. И всё потому, что люди, не зная, а часто попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё.
Мы можем подумать: "Ну, исчезают какие-то виды - и пусть исчезают. Обойдёмся без них".
Не обойдёмся. Сейчас мы знаем, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать её, связи нарушатся, а поскольку человек - часть природы, разрушив её, он и сам может погибнуть. Поняв это, люди во всём мире стали объединяться, чтобы вместе охранять Землю.
В 1948 году ученые мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.
- Подумайте, почему выбран красный цвет? Что он символизирует?
Ученик (Красный цвет - это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения).
В 1966 году Международная красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у неё - красная, а страницы разноцветные. Красные, жёлтые, белые и зелёные. Сделано это было не для красоты. А для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение. На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти. На жёлтых страницах напечатали сведения о видах, численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается. На белых говорилось о видах, вообще редких на Земле. А на зелёных - о видах, которые человеку уже удалось спасти. Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. Сейчас уже издано несколько томов Международной Красной книги. В нашей стране такая книга появилась в 1978 году.
Учитель: - Что это за книга?
Ученик (Сюда заносятся редкие и исчезающие виды животных и растений.)
Учитель: Верно, ребята. В Красную книгу заносятся редкие и исчезающие виды животных и растений. Красный цвет всегда был сигналом тревоги, надвигающейся опасности. Красную книгу называют документом человеческой совести. Она обращается к совести человека, призывает его одуматься и с сочувствием отнестись к братьям нашим меньшим, с которыми он разделяет пашу планету.
В нашей стране Красная книга была переиздана в 2-х томах 1984 году.
- Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась?
Ученик (Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.)
Учитель: Красная книга Кемеровской области издана в 2000 году и состоит из двух частей. В основную часть включены виды животных, однозначно нуждающиеся в охране, требующие специальных мер защиты, без которых им грозит исчезновение из фауны Кузбасса.
Красная книга - это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.
Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения.
V. Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимайте руки по команде "раз".
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки по команде "два".
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
"Раз" - наклон и "два" - наклон,
Зашумел листвою клен.
VI. Животные Красной книги
Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги Кемеровской области и встретимся с животными, которые в нее занесены.
Итак, открываем первую страницу Красной книги Кемеровской области. (Презентация).
Учитель: Мы сегодня открыли несколько страниц Красной книги. Я надеюсь, что это вас заинтересовало и к следующему уроку каждый должен приготовить свою страницу Красной книги. Номера страниц с названием животного находятся у меня на столе на карточках, которые вы выберите после урока.
А сейчас вы выполните зад. № 3 в рабочей тетради. Прочитайте и скажите, что вы должны сделать?
Ученик (Мы должны из приложения вырезать рисунки и наклеить их в соответствии с надписью названия животного).
VI. Экологические правила. Работа по учебнику стр. 115.
Учитель: Сейчас мы с вами говорили о том, что охрана животных и растений - проблема государственная, а как мы с вами можем помочь природе? Что мы для этого должны делать?
Ученик (Можем: не будем разорять гнезда птиц, муравейники, забирать маленьких животных домой, ломать деревья и т. д.)
Учитель: Ребята, прочитайте экологические правила (стр. 115 учебника) и найдите соответствующий экологический знак.
После работы над экологическими правилами дети выполняют задание № 5 в рабочей тетради.
VII. Закрепление
Многое делается по охране животных. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. Помогают спасению редких животных и зоопарки. Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим.
Также надо беречь дом животных - это леса, водоемы, луга, поля и т. д.
VIII. Итог урока
Учитель: - Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили?
- Для чего нужна Красная книга?
Ребята, послушайте стихотворение Кузбасского поэта И. Киселева "Благодарю, земля, благодарю...". Скажите о чем это стихотворение?
(Стихотворение можно записано на диск или читает подготовленный ученик)
... Сегодня силы нам не занимать.
Привыкнув побеждать и наступать,
Мы реки поворачиваем вспять.
В руках у нас леса, моря и горы.
Возникнув на погибельном краю,
Не в силах скрыть беспомощность свою,
Приходят лоси к нашему жилью -
Голодные твои парламентеры.
Простите нас, деревья и трава!
Мы забываем, повзрослев едва,
Что общим корнем связаны слова:
Народ, и благородство, и природа.
Прости земля! Пьянея от побед,
Мы мало ценим твой высокий свет.
Без нас жила ты миллионы лет -
Мы без тебя не проживем и года.
Мне кажется, жалеют нас леса и небеса.
И вроде бы - влился
В напевы ветра, в птичьи голоса
Чуть слышный привкус боли непонятной...
А что, если однажды навсегда
Покинут птицы наши города,
И никогда не прилетят обратно!
Легко порвав в бестрепетном зените
Твои, земля, связующие нити.
Учитель: К чему призывает это стихотворение?
Что общего в словах народ, благородство, природа? (Ответы учащихся)
Учитель: Прекрасные строчки этого стихотворения вызывают на размышление всех, кому дорога наша земля и все живое на ней. Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, еж, синица, дятел, лягушки, жабы и др. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе.
IX. Домашнее задание
- Прочитать в учебнике статью "Охрана животных" (стр. 112-115);
- Подготовить ответы на вопросы раздела "Проверь себя" (стр. 116);
- Выполнить задания 4, 6 (рабочая тетрадь, стр. 52,53).
Учитель: Урок окончен, спасибо за труд.