Урок математики. Изучение нового материала по теме "Приемы вычислений для случаев вида: 27+2, 27+20, 60+18"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Образовательные: обеспечить усвоение основных приемов вычислений вида 27+2, 27+20, 60+18; совершенствовать вычислительные навыки на материале этого урока; проконтролировать степень усвоения умения решать задачи;
  • Задачи развития учащихся: формировать умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия; развивать самостоятельность мышления, внимание; формировать у учащихся умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечить ситуации эмоциональных переживаний;
  • Ценностно-ориентационные: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих и математических понятий; в целях решения санитарно- гигиенического воспитания развивать работоспособность учащихся в соответствии с профилактикой утомления.

Оборудование:

  • Для учителя: запись на доске, компьютер, проектор, презентации (Приложение 1, Приложение 2), телевизор, видеомагнитофон, запись отрывка из видеофильма "Незнайка", магнитофон, аудиокассета.
  • Для учащихся: "Лист самоконтроля", индивидуальные карточки, палочки, пучки палочек (10 шт.)

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель - Добрый день! Я рада вас видеть, и мы отправляемся с вами в путешествие по "Дороге Успеха", но сегодня я пришла не одна.

Голос, записанный на магнитофонной ленте или компьютере

"Говорила ему: "Сиди дома", а он все свое, никак он от меня не желает отставать"

Учитель: А кто? и зачем ? вы мне ответите, посмотрев фрагмент из мультфильма "Незнайка на Луне".

Видеофильм "Незнайка" (фрагмент " Знайки")

Ответы учащихся

Учитель:

"Прозвенел долгожданный звонок.
Знайка с нетерпеньем встречи с вами ждет,
Задания интересные приготовил для вас,
Чтобы дружно работал весь 2-б класс"

Что интересного приготовил нам Знайка?

Чему мы должны научиться на уроке, отправляясь в путешествие с первой станции?

- Расшифровав данную запись, вы узнаете тему урока?

На доске:

6 5 10 30 4 7 1 30 11 20

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

1) Устный счет.

Цель: Мы сможем эту запись расшифровать, если будем верно считать и очень внимательно проверять.

а) Работа в парах. Учащимся выдан "Лист самоконтроля"

Компьютерная презентация "Домики" ( Приложение 1)

- Вычисли и вставь полученное число, чтобы получилось верное равенство.

Индивидуальная работа - карточки (слабым учащимся)

б) Самопроверка "Оцени себя" (выбери личико и наклей его в "Листе самоконтроля" задание №1

(на доске заполняется лист самопроверки)

с к л а д ы в а т ь
6 5 10 30 4 7 1 30 11 20

Обобщение: Кто скажет тему и цель нашего урока? Молодцы! В путь!

2) А для начала как всегда "Гимнастика для ума"

"Великое дело - задачи решать!
Быстро складывать и вычитать,
Чертить, преобразовывать рассуждать"

а) коллективная работа

1) Работа с учебником стр. 48 №4 №3

- прочитать задачу и написать ответ в "Лист самоконтроля"

2) Самопроверка

Оцени себя ("Лист самоконтроля")

(выбери личико и наклей)

б) Индивидуальная работа

Задача на смекалку. Учащиеся работают самостоятельно.

"Коля, Рома и Толя сели на скамейку в один ряд. Сколькими способами они это могут сделать?"

на доске (квадраты, ромбы, треугольник) наборное полотно у учащихся (??^)

- запись ответа под пунктом 2б в "Лист самоконтроля"

2) Фронтальная проверка

один ученик у доски

Оцени себя (выбери личико и наклей "Лист самоконтроля")

в) групповая работа

1) Игра " Кто быстрее?"

- Представьте в виде суммы разрядных слагаемых.

Цель: повторить разрядный состав чисел.

Работа у доски (по рядам):

17 = * + * 26 = * + * 43 = * + *
32 = * + * 65 = * + * 58= * + *
95= * + * 74= * + * 39= * + *

Индивидуальная карточка (для учащегося):

12 = 10+2 14= 10+ *
13 = 10 + * 21= 20+ *

2) Проверка учителем

Оцени себя ("Лист самоконтроля")

(выбери личико и наклей)

Обобщение: - Как вы думаете, зачем Знайка нам такие задания прислал? (ответы учащихся)

Вывод учителя: Молодцы! Материал, который мы сейчас повторили необходим для изучения нового материала на уроке.

3) Внимание! Знайка нам письмо прислал.

Что же на конверте написано "Домашнее задание"

- "Расшифруй и зашифруй" (каждому выбрать игру).

А теперь скорее в путь!

3. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Цель: совершенствование навыков вычисления.

1) групповая работа

аудиокассета "Мы едем, едем:"

1 группа 2 группа 3 группа  
(КаштановП. +1 ряд) (ОвчинниковаП. +2 ряд) (НиконовГ. +3 ряд) * индив. карточка
40+5 10+7 13-7 18-9
36+20 60+18 36+2  

2) Проверка: фронтальная (на доске ответы)

Оцени себя ("Лист самоконтроля")

(выбери личико и приклей)

Обобщение: Какие выражения вам было трудно сосчитать? Почему?

- Кто сможет объяснить, как выполнили данную операцию сложения?

- А сейчас нас ждут в кинотеатре. В путь - дорожку!

4. Этап первичной проверки понимания изученного.

1)Объяснение операции сложения на числах учащимися.

Цель: закрепить понятие о сложении.

а) коллективная работа. (Приложение 2)

Знайка прислал нам Презентацию, на котором показал свое рассуждение о сложении двух чисел.

Внимательно просмотрите слайды Презентации и объясните, как Знайка прибавил к 42 число 3, 35+ 20 , а также к 50+16.

Компьютерный слайд (со стр. 48 рисунок с палочками). Сложение вида 42+3.

Объяснение учащимися.

Компьютерный слайд (со стр. 48 рисунок с палочками). Сложение вида 35+20.

Объяснение учащимися.

Компьютерный слайд. Сложение вида 50+16.

Объяснение учащимися.

- Выведите правило сложения?

Обобщение: Работа с учебником стр.48 .

Чтение правила (хором)

Мы с вами живем в век компьютерных машин. Для чего человек их изобрел?

А на чем считали раньше?

Книга "Букварь"

Счеты у учащихся на партах

2) Устная коллективная работа.

на счетах №1 стр. 48

Вывод: Как вы думаете, в век компьютеризации человеку необходимо считать в уме и почему? Оцени себя ("Лист самоконтроля")

выбери личико и наклей

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий (контроля и самоконтроля)

Цель: закрепить знания учащихся

1) фронтальная работа №2 стр. 48

У доски по цепочкепо желанию

Остальные учашиеся шепотом

Дополнительно (кто быстро справился с выполнением задания):

Индивидуальные карточки "Цепочки"

Оцени себя ("Лист самоконтроля")

выбери личико и наклей

2) Игра "Рынок"

Цель: проверить знание разрядных слагаемых и способов сложения.

- Я зачитываю выражение, а вы вспоминаете правило сложения чисел.

Если вы считаете, что по правилу необходимо сложить единицы с единицами, то должны положить маленький кружок в корзину, если десятки с десятками, то большой кружок.

Помощники (2 ученика у них в руках плетеные корзины, сделанные на уроках труда)

Обобщение: Кто сделает вывод, чему мы научились на уроке?

Оцени себя ("Лист самоконтроля")

выбери личико и наклей

3) Самостоятельная работа. (Если остается время на уроке)

Цель: проверить усвоение учащимися нового правила сложения.

*Разноуровневые задания (карточки)

1 уровень

Реши по образцу.

57+3 = (50+7)+3 = (3+7)+50=

31+9= (30+1)+9=

23+7=(20+3)+7=

28+30= (20+8)+30=(20+30)+8=

44+40= (40+4)+40=

2 уровень

Вставь пропущенные числа и найди значение суммы:

57+3=50 + * +7=

31+9= * + * + 9=

23+7= * + 3 + * =

28+30= 20 + 8 + * =

44+40= 40 + * + * =

3 уровень

Найди значение выражения:

57+3 = 23+7= 44+40=
28+30= 31+9=  

Оцени себя ("Лист самоконтроля")

выбери личико и наклей

6. Этап информации о домашнем задании.

1) Знайка прислал вам игру "Расшифруй и зашифруй".

Внимательно посмотрите и задайте вопросы по домашнему заданию.

2) Решить удобным способом №5 стр. 48. Откройте дневники и запишите задание на дом.

7. Этап рефлексии и подведения итогов урока.

Посмотрите на результаты своей работы в "Листе самоконтроля"

- Кто считает, что он сегодня на уроке достиг цели обучения?

Кто доволен своей работой на уроке?

Кто в течение всего урока верно шел "по дороге успеха", награждается поощрительным призом (Красным квадратом, приклеивают его на "Дорогу успеха".

Спасибо за урок.

Урок окончен.

Приложение 3.