Процесс ознакомления детей с предметным миром имеет большое значение в познании социальной действительности.
Предметы характеризуются признаками, которые ребенок познает сенсорным путем, то есть зрительно, осязательно, тактильно и т.д. и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности.
Познакомить детей с предметным миром, значит направить восприятие, мышление, желания детей действовать на предмет с целью изучения (овладеть сведениями о предмете), освоения (вполне овладеть предметом, научившись пользоваться им), присвоения сделать его своим), потребления (удовлетворить им свои потребности преобразования (изменить предмет).
Развивающая среда не побуждает ребенка к целостному познанию предметного мира
В каждой вещи отражаются достижения человека. Вещь представляющая "свою меру жизни", свой отсчет времени, выражает целостное мировидение. Ее ценность в воспитательном плане чрезвычайно высока. Необычные, яркие предметы народного искусства доступны детям дошкольного возраста. Эти вещи вечны, но в то же время на каждом историческом этапе в них вносится что-то новое, оригинально
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники, изобретений.
Задачи:
- познакомить детей с историей изобретения и развития телефона;
- развивать логическое мышление и сообразительность;
- закрепить правила пользования телефоном.
Материал:
- схемы;
- спичечные коробки;
- телефонные аппараты разных видов;
- барабан;
- кора дерева с деревянной палочкой.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы об изобретениях и изобретателях;
- рассматривание иллюстраций;
- занятие "Кто такие изобретатели?", "Как изобрели велосипед?" и другие.
Ход занятия
Ритуал "Приветствие".
"Гимнастика ума".
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, кто такие изобретатели? (ответы детей). Правильно, эти люди очень наблюдательны, любознательны и стараются найти ответы на любые вопросы. А как вы думаете, кто самый главный учитель у человека? (ответы детей: природа).
А я знаю изобретателя, его фамилия Белл, он изобрел очень нужный и важный аппарат . А что это за аппарат, вы назовете сами, если отгадаете загадку:
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам -
Скажешь здесь, а слышно там.
(Ответы детей: телефон)
Правильно, это телефон. Зазвонил телефон, как удобно взять трубку и поговорить. А как же общались люди, когда не было телефонов? (предположения детей).
Вы хотели бы отправиться в прошлое? Я тоже решила побывать в роли изобретателя. Я придумала мыслелёт. При помощи мыслелёта мы сможем перенестись в древние времена. Давайте закроем глаза, послушаем музыку и перенесемся в прошлое.
(На сенсорной решетке расположены схемы: лица людей, изображающие чувства; гонец; телефонный аппарат; рисунки - схемы, изображающие действия людей).
- Раньше люди не разговаривали. Как они могли общаться между собой, выражать свои чувства? (ответ найти на сенсорной решетке).
Упражнение "Скажи комплимент жестами".
А теперь, давайте перенесемся на мыслелёте во времена, когда человек научился рисовать углем на скалах, (показываются рисунки - схемы). О чем мальчик хотел рассказать в своих рисунках? (ответы детей).
Древние племена жили на большом расстоянии друг от друга. Как они могли предупредить о большой опасности?
Дети делятся на две подгруппы (два племени), выбираются вожди - мальчики (они смелые, сильные, мудрые), высказывают свои предположения. На столе лежат подсказки (барабан, кора дерева с палочкой). Вожди имитируют движения, "Соплеменники" повторяют за ними.
Мыслелёт переносит нас в другое время, когда люди научились писать. Как в то время передавались сообщения, известия? (ответы детей, используя схему сенсорной решетки).
И вот наконец, мы добрались в то время, когда появились телефоны. Главное, что есть в телефоне, это магнит и мембрана. Мембрана - это тонкая пленка. Когда на нее попадает звук, она начинает колебаться. Где человек мог подглядеть такое устройство? (предположения детей). Первый телефон был изготовлен в виде двух воронок. Одну подносили к уху, а в другую говорили (рассматривание иллюстраций). А какие еще бывают телефоны? (предположения детей: кнопочные, дисковые, сотовые, таксофоны, телефон-автомат, радиотелефоны).
С появлением телефона, появилась профессия - телефонист. Телефонист протягивает кабель, устанавливает телефон. По проводам этого кабеля бежит электрический ток.
Игра "Найди вилку от телефона".
- А вы хотели бы передать секрет по телефону? (ответы детей, изготовление телефона из спичечных коробков). Обратить внимание на то, что нитка вибрирует и звенит, как у настоящеготелефона.
Итог.
- Ребята, для чего нужен телефон? Как правильно разговаривать по телефону? Чего нельзя делать?
Чтение стихотворения.