Цели:
- образовательная: повторение знаний о публицистическом стиле речи (подготовка к ЕГЭ), развитие умения анализировать текст публицистического стиля;
- развивающая: развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать;
- воспитательная: воспитание культуры речи, нравственных качеств личности.
Оборудование:
- распечатанный фрагмент выступления А.Г. Тулеева "Не признаю комплекс вины";
- компьютерная презентация "Особенности публицистического стиля речи";
- мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
II. Словарный диктант с последующей самопроверкой.
Задание. Запишите слова, устно объясните их значения. Проверьте написанное (самопроверка).
Дискуссия, аудитория, оратор, красноречие, эмоциональность, публицистика.
Что общего между этими словами? Соответствуют ли они теме "Общение", "Выступление"?
Подберите однокоренные слова к слову "публицистика" (публичный, публика).
III. Основная часть урока.
1). Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.
Слайды 2,3. Заполнение таблицы "ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. Основные особенности публицистического стиля". Таблица в приложении сжата и дана в окончательном варианте. В ходе урока она заполняется.
2). Анализ текста.
- Какова цель оратора (выступающего)? (Воздействовать на слушателя).
Текст
1. Покаявшись, мы признаем взаимную вину и обиды, возвращаемся к изначальному "человек человеку - брат". И это правильно. Неправильно же, когда один грешный все время кается, а другой, воспринимая это как должное, ничего дурного за собой не видит и все время указывает первому: мол, признайся до конца, что ты только пыль.
2. Не так ли воспринимается сегодня Россия в мире? Не смирились ли мы с этим и сами? Комплекс вины, ставший визитной карточкой страны, умело используют наши соседи по мировому сообществу. Бремя грехов наших тяжких, доставшихся в наследство от СССР, велико: политические репрессии и депортация собственных народов, уничтожение военнопленных, аннексия государств-соседей, поддержка тоталитарных режимов в послевоенной Европе и экстремистских движений по всему миру.
3. Все это, действительно, как говорится, имело место быть. И Россия покаялась и повинилась перед миром. Чего же боле? Что было, то было. Продолжать самоедство? Именно к этому нас, россиян, постоянно подталкивают.
4. И добро бы только иностранцы, а то ведь и доморощенные самокопатели сплошь и рядом причитают: да, все-таки мы варвары, Азиопа. В самобичевании мы порой доходим до шизофрении: "стыдно быть русским", "эта страна не создана для жизни людей" и т.д., и т.п. Вы видели на экране (наше телевидение почему-то любит показывать патриотизм американцев), как в День независимости США стоящие под звездно-полосатым флагом вчерашние иммигранты плачут от гордости за свою новую родину? Страну, которая была построена ценой гибели целой цивилизации. Немцы полностью признают свою ответственность за развязывание самой страшной бойни в истории человечества, однако это не мешает им уважать историю своего отечества, гордиться вкладом германского гения в мировую цивилизацию и не чувствовать себя ущербными.
5. Интеллектуалы - и наши, и западные - любят смаковать ужасы опричнины Ивана Грозного или многовековое терпение русским народом крепостного рабства в противовес многовековой истории европейской демократии. При этом "забывается", что в "варварской" России никогда не было ничего подобного многовековому европейскому кошмару - инквизиции. Не было в нашей истории и ни одной религиозной, межрасовой или межнациональной войны. Напомню и то, что именно Россия обеспечила условия для созревания демократии в Европе, веками служа преградой проникновению туда воинственных орд.
6. Сегодня подвергается сомнению даже такое объединяющее все народы бывшего СССР чувство, как гордость за свою страну, внесшую основной вклад в освобождение мира от нацистского порабощения. Нас ставят, чуть ли не на одну доску с фашистской Германией, говорят, что СССР выиграл войну "мясом". Нет, мы выиграли её именно духом, что признавали и наши противники и о чем сегодня нам не напоминают. Говорят, советский режим ловко использовал патриотическую идею, в канун войны, восстановив в исторических правах величайших защитников Отечества со времен Киевской Руси. Может быть. Но подъем национального духа обеспечило не манипулирование патриотизмом, а объективная, правда его проявлений в нашей истории, которые сами по себе и явились связующей поколения нитью, не позволившей нам проиграть.
7. Детские психологи говорят, что, если ребенку постоянно твердить, что он тупой и бяка, он таковым себя и станет ощущать, и личность его никогда не раскроется. Не похожи ли и мы на таких вечно судимых детей? Ложно понимаемые принципы либерализма и демократии не позволяют нам трезво судить и даже - не дай Бог! - публично говорить о том, что из поощрения в обществе подобной психологии торчат уши духовного колониализма. Внедрение в нас рабского чувства перманентной вины не есть ли одна из главных целей глобального информационного противостояния Запада по отношению к России как к особой цивилизации, которую он, в силу разных причин, все не может "раскусить" и потому опасается?
Вопросы к тексту:
1) Назовите тему и основную мысль текста.
2) Можно ли сказать, что автор воздействует на читателя? Докажите примерами из текста.
3) Какую важную проблему или какие проблемы затрагивает автор? (Проблему национальной гордости и комплекса вины целого народа). Как иначе можно определить эту проблему? (Проблемы бывают политические, экономические, экологические и моральные, нравственные).
4) Можете ли вы назвать автора данного текста?
5) По каким особенностям текста вы узнали автора?
6) Какой стиль речи характеризуется этими особенностями?
IV. Сообщение ученика о значении слов "мораль", "нравственный".
В.И. Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка" так объясняет слова "мораль" и "нравственный":
- Мораль - нравоучение, нравственное учение, правила для воли, совести человека.
- Нрав - характер, постоянные стремления воли человека.
- Нравственный - согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека; духовный.
- Мораль и нравственность - это этические категории.
- Этика - это раздел философии, который определяет границу между добром и злом, хорошими и дурными поступками.
Выводы и формулировки на слайде 4.
V. Дифференцированные задания (работа в группах). Задания различаются степенью сложности.
Задание для первой группы
Выполните следующие задания.
Прочитайте текст.
Ответьте на вопрос: чем тезис отличается от конспекта? Докажите это на примере (можно использовать материалы прочитанного текста).
Выполните следующие задания к прочитанному тексту:
Составьте и запишите тезисы прочитанного текста. Составьте "цепочку" микротем.
Определите, какую роль в тексте выполняет первый абзац.
Задания для второй группы
Выполните следующие задания.
Прочитайте текст.
Выделите в тексте:
- Красным цветом выделите позицию автора.
- Синим - формулировку проблемы.
- Чёрным - непонятные слова и мысли.
Подготовьте краткое сообщение по теме: "Выражение авторской позиции" (при подготовке используйте материалы прочитанного текста).
Задание для третьей группы.
Выполните следующие задания.
Прочитайте текст
Выполните следующие задания к прочитанному тексту:
Выделите фрагмент текста, содержание которого связано с морально-этической проблематикой.
Составьте и запишите план этого отрывка.
Используя материалы этого текста, подготовьте тезисы публичного выступления.
Задание для четвёртой группы.
Выполните следующие задания.
Прочитайте текст.
1. Докажите, что это публицистический текст:
Жанр
- статья в газете, журнале,
- очерк,
- репортаж,
- фельетон,
- ораторская речь,
- судебная речь,
- выступление по радио, телевидению,
- на собрании,
- доклад.
Найдите примеры образности, достоверности, логичности, эмоциональности, оценочности, обоснованности, конкретности, призывности, точности фактов, страстности, общедоступности.
Покажите (во 2-м абзаце) использование общественно-политической лексики; использование лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, психологии и др.
Есть ли в тексте (во 2-м абзаце) тропы; пословицы, поговорки; стилистические фигуры; цитаты; языковые средства юмора, сатиры, иронии; фразеологизмы; литературные образы; разговорные и просторечные слова?
Имеются ли такие синтаксические особенности, как: использование осложнённых предложений, сложных предложений, сложных синтаксических конструкций; частое использование глаголов-сказуемых в форме повелительного наклонения, возвратных глаголов; использование существительных родительного падежа в роли несогласованного определения (на примере 2-го и 5-го абзацев)?
Задание для пятой группы.
Выполните следующие задания.
Прочитайте текст.
Ответьте на вопрос: что такое "ключевое слово"?
Выполните следующие задания к прочитанному тексту:
Выделите в тексте ключевые слова со знаком " - " и со знаком " + ".
Определите, какую роль в тексте выполняет последний абзац.
Общее задание.
Как вам кажется должен называться этот текст? (Комплекс вины).
VII. Выступление представителей групп. Работа с презентацией.
- Цепочка микротем (слайд 5).
- Ключевые слова (слайды 6, 7).
- Признаки публицистического стиля в данном тексте (слайд 8).
- Определение темы, проблемы, основной мысли, жанра. Вывод о стилевой принадлежности текста (слайд 9).
- Ответ на последний вопрос - название текста (слайд 10)
Приложение: компьютерная презентация "Публицистический стиль речи".