При подготовке к любому уроку учитель должен определиться методикой ведения урока с целью активизации обучения для достижения наилучших результатов в обучении детей. Методика ведения урока зависит от темы, целей урока, от контингента обучающихся и других факторов.
За годы работы в школе я использовала разные методики ведения уроков. При изложении нового материала самых лучших результатов добилась, используя метод частично-поисковой работы и метод проблемного изложения. Верное использование и чередование этих методов всегда очень активизирует учащихся, побуждает их к постоянной мыслительной деятельности.
Приведу пример использования этих методов при изучении темы "Соединение вида и разреза" в 9 классе. При подготовке к уроку было использовано пособие для учителя "Сечения и разрезы на уроках черчения в школе" под редакцией Н.Г.Преображенской.
Данный урок является четвертым в организации обучения учащихся по теме "Простые разрезы". К этому моменту дети располагают определенным запасом знаний и умений по построению сечений и полных разрезов, умеют определять целесообразность разреза.
Урок начинается с фронтального опроса по основным вопросам ранее изученного материала по простым разрезам. Ответы детей оцениваются жетонами одного достоинства. Все последующие этапы урока проводятся с использованием презентации PowerPoint (Приложения 1-6). При подготовке презентации учитель должен уметь прогнозировать возможные ответы и предложения учащихся в ходе изучения материала, опираясь на свой опыт и опыт других учителей.
Повторение алгоритма построения полного разреза (Приложение 1) проводится поэтапно (каждый этап построения - 1 щелчок мышью). Учащие под руководством учителя сначала обсуждают очередной этап построения, затем видят его на экране.
После повторения алгоритма построения разреза детям предлагается чертеж детали, заданной тремя видами (Приложение 2). Деталь непустотелая, имеет небольшое отверстие в верхней части. Учащиеся должны определить целесообразность разреза, который необходимо применить на данной детали, представить его (мысленно пройти все этапы построения) и высказать предложения. Учащиеся сразу предлагают применить полный фронтальный разрез и указывают расположение секущей плоскости. Щелчком мышью полный разрез появляется на экране. При обсуждении учитель выстраивает беседу с детьми, результатом которой является выявление нецелесообразности построения полного разреза. Учитель таким образом подводит обучающихся к возможности применения на одном чертеже соединения вида и разреза и понятию местного разреза. Учитель сообщает тему урока (именно сейчас, а не в начале урока!), дает понятие местного разреза и необходимые теоретические основы, дети делают короткие записи в рабочую тетрадь.
На экране появляется следующая деталь (Приложение 3, слайд 1), заданная двумя видами. Основные внутренние элементы этой детали симметричны, но с внешней стороны присутствует элемент, нарушающий общую симметрию детали. Учащимся предлагается определить симметричность детали, целесообразность построения разреза и высказать свои мнения. Большинство учащихся предлагают построить полный фронтальный разрез, а некоторые считают, что местный. Учитель: "Мы с вами только сейчас познакомились с понятием местного разреза и узнали, когда его нужно применять!". Некоторые дети говорят:
"Когда деталь в основном непустотелая и имеет небольшие отверстия или углубления". Учитель: "А разве эта деталь непустотелая? Правильно, нет. Значит здесь нельзя применить местный разрез. Давайте проверим ваше второе предложение, попытаемся представить
полный фронтальный разрез". Делается небольшая пауза, чтобы дети смогли представить полный разрез, и щелчком мышью он появляется на экране (Приложение 3, слайд 2). Учащиеся: "Да, мы так представили этот разрез!". Учитель: "Посмотрите внимательнее, вид спереди заменен полным фронтальным разрезом, передает ли этот чертеж полную информацию о детали?". Некоторые учащиеся: "Нет, так как мы потеряли передний выступ". Учитель: "Правильно, значит нельзя строить и полный разрез! А как же быть?". На экран возвращается деталь в исходном состоянии (Приложение 3, слайд 3). Учащиеся уже знают о возможности соединения вида и разреза и начинают предлагать новые варианты. Верно ведя обсуждение, учитель подводит детей к необходимости соединения части вида с частью разреза, сообщает основные теоретические положения. На экране обучающиеся прослеживают последовательность выполнения данного разреза, под руководством учителя выявляют возможность упрощения чертежа (удаление штриховых линий симметрично расположенных элементов с части вида) и делают короткую запись в рабочей тетради.
Учитель демонстрирует учащимся следующий чертеж (Приложение 4, слайд 1), на котором деталь задана двумя видами, имеет фронтальную плоскость симметрии, проходящую через центры отверстий, и предлагает определить симметричность детали и целесообразный разрез.
Учащиеся чаще всего работают по аналогии, поэтому большинство детей сразу предлагают соединить часть вида с частью разреза, но некоторые останавливают свой выбор на полном разрезе. На экране щелчком мышью появляется полный фронтальный разрез, в нецелесообразности которого быстро все убеждаются. Затем проверяется вторая версия - возможность применения соединения части вида с частью разреза.
Учитель: "Если мы применим соединение части вида с частью разреза, где же нам провести волнистую линию?". В результате беседы учащиеся приходят к выводу, что, если изображение разреза симметрично, целесообразно соединять на одном изображении половину вида с половиной разреза. На этом же слайде рассматривается последовательность выполнения данного разреза. Параллельно учитель сообщает необходимые теоретические основы соединения половины вида с половиной разреза. Используя слайд 2 текущего приложения, учитель объясняет особенности нанесения размеров.
На экране поочередно появляются три, разобранные выше детали (Приложение 5), что позволяет повторить полученные на данном уроке теоретические знания. Кроме этого на этом же слайде детям предлагается четвертая деталь для определения целесообразности разреза. Деталь имеет фронтальную плоскость симметрии, и изображение разреза несимметрично. Многие дети в недоумении, как же здесь построить разрез. Если пауза затянулась, учитель: "Можно ли на этой детали применить местный разрез?". Дети: "Нет, так как она имеет много пустот". Учитель: "А, можно ли соединить часть вида с частью разреза?". Учащиеся: "Нет, так как в ней нет симметрично расположенных элементов". Учитель: "И, наконец, может быть здесь надо соединить половину вида с половиной разреза?". Учащиеся: "Нет, так как разрез несимметричен". Учитель: "Как же быть? Может вообще на надо строить разрез?". Учащиеся: "Строить надо, но, может быть, полный разрез?". Так обучающиеся понимают, что не всегда целесообразно совмещать вид с разрезом и делают короткую обобщающую запись в тетрадь.
На следующем этапе урока детям предлагается устно определить целесообразность уже построенных разрезов и найти ошибки, допущенные на демонстрируемых чертежах (Приложение 6, слайды 1 и 2). Ошибки, заложенные в решения, встречаются у учащихся во время самостоятельной работы при решении задач, связанных с построением разрезов.
На этом этапе происходит закрепление теоретических знаний, полученных на данном уроке. В ходе устной работы учащиеся вскрывают ошибки, предлагают верное решение, и на экране
идет поэтапное исправление этих ошибок. Учащиеся, активно участвующие в обсуждении, поощряются жетонами.
После такой работы учитель просит детей самостоятельно решить 1-2 задачи рассматриваемого типа (Приложение 6, слайд 2). Дети могут работать на кальке или на масштабно-координатной бумаге, применив эскизное построение. На письменную работу отводится 5-6 минут, затем учитель быстро проходит по рядам с целью проверки правильности выполнения заданий, поощряя жетонами уже большего достоинства, нежели при устной работе, тех учащихся, которые самостоятельно верно выполнили задания.
После проверки учитель на экране открывает правильные решения и делает комментарии. Урок заканчивается инструктажем по выполнению домашнего задания. По определенному критерию учащимся по желанию выставляются оценки за урок.
На первый взгляд, кажется, что объем материала в рамках одного урока завышен. Но при правильной организации самого урока, и верной логичной подготовке детей к этому уроку, он проходит с большой отдачей, большинство детей справляются с этим объемом и верно выполняют письменные задания, а учитель высвобождает 1 час в календарно-тематическом планировании на отработку полученных знаний на последующих уроках.
На следующих двух уроках отрабатываются, закрепляются умения и навыки построения целесообразного разреза, проверяется качество теоретических знаний учащихся. Эти уроки проводятся в виде решения задач тоже с использованием презентации PowerPoint. В процессе решения задач учитель вводит задания, где нужно при решении применить особые случаи разрезов, тем самым, ставя опять перед детьми проблему и стимулируя их мыслительную деятельность.