Цели:
- Выяснить особенности общественно-политической жизни страны, выделить черты, характеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
- Продолжить формирование умений анализировать исторические документы и делать выводы на их основе, работать в группах, оценивать свою работу.
Оборудование урока:
- История России. XX - XXI века. 11 класс/ А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. - М., Просвещение, 2003.
- Комплект документов.
Термины и понятия: "большой террор", ГУЛАГ, культ личности, тоталитаризм.
Принцип: технология обучения в сотрудничестве.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение новой темы.
План урока:
- Политическая структура СССР, конституция 1936 года.
- Изменение социально-классовой структуры общества.
- "Большой террор".
- Тоталитарный режим в СССР - сталинизм.
1. Политическая структура СССР, конституция 1936 года
Слово учителя: мотивация и определение главной задачи урока.
Характеризуя государство, сформировавшееся на рубеже 20-30-х годов, историки называют его тоталитарным (с лат. "всеобщий").
Тоталитаризм - это режим, регулирующий все стороны жизни человека, вплоть до внутреннего мира.
Автором понятия "тоталитарное государство" принято считать Муссолини, который выступал за абсолютное всесилие государства: "Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства".
Основная задача урока: доказать или опровергнуть, что Советское государство в 30е годы действительно являлось тоталитарным.
Фронтальный опрос.
20-30-е годы - модернизация в СССР. Назовите основные направления модернизации? (Индустриализация, коллективизация, культурная революция)
Какие цели были достигнуты в ходе модернизации? (Построен социализм в основном).
Слово учителя:
Изменение в обществе было необходимо закрепить, что и сделано в конституции 1936 года - конституции "вне времени и пространства".
Самостоятельная работа с учебником. параграф 50, стр.215, абзац 1-2. Задание: составить схему, ответить на вопросы.
Какие органы власти существуют по конституции?
Какие демократические и социальные права и свободы объявлялись конституцией?
2. Изменение социально-классовой структуры общества
Самостоятельная работа с учебником. Параграф 50, стр.216, абзац 3 и далее. Задание: составить схему "Социально-классовая структура".
номенклатура
|
интеллигенция
|
рабочий класс
|
крестьянство
|
заключенные
3. "Большой террор"
Слово учителя
Мы помним, что уже в 20е годы начинается борьба за власть. Назовите основные этапы этой борьбы.
1. 1928-1929г. - Сталин, Каменев, Зиновьев -> против Троцкого;
2. I (1936г.) и II (1936-1937г.) Московский процесс - Сталин, Бухарин, Рыков -> против Каменева, Зиновьева, Троцкого.
3. III (1938г.) Московский процесс - Сталин -> против Бухарина, Рыкова, Томского.
1928 год - Сталин сформировал тезис о том, что по мере продвижения вперед сопротивление капиталистических элементов будут возрастать, классовая борьба будет обостряться.
1 декабря 1934 года был убит Киров. Сталин воспользовался этим и начал "большой террор".
Смысл массовых репрессий (записать в тетради):
- навести порядок в стране;
- устранение врагов советской власти;
- переложить ответственность за неудачи на "врагов народа";
- стремление уничтожить думающую часть общества;
- необходимость большого количества подневольной рабочей силы.
4. Тоталитарный режим в СССР - сталинизм.
Слово учителя
Попробуем выделить особенности политической системы СССР на основе документов и сделаем вывод о политическом режиме страны.
Самостоятельная работа в группах с документами: (класс делится на пять групп, каждая группа получает комплект документов для изучения; на основе этих документов учащиеся должны сформулировать основные черты сталинизма - тоталитаризма).
С помощью учителя учащиеся формулируют основные черты тоталитарного режима, записывают их в тетради.
Основные черты сталинизма - тоталитаризма:
- установление однопартийной системы, сращивание партийного и государственного аппаратов;
- общеобязательная государственная идеология;
- контроль над СМИ;
- массовые репрессии;
- огосударствлевание экономики, централизованное руководство экономикой, господство государственной собственности;
- монополия на оружие, на управление вооруженными силами;
- культ вождя.
Итог урока: закрепление изученного материала.
Домашнее задание: параграфы 49, 50, конспект.
Список использованной литературы.
- Волкогонов Д.А. Семь вождей. - В 2-х книгах. - Кн. 1. - М.: АО "Новости", 1995.
- Гренин Л.Е. История России XX века. С 20-30-х годов до настоящего времени. Ответы на экзаменационные вопросы по истории Отечества за курс средней школы: Пособие для учащихся 11 класса и поступающих в вузы. Часть вторая. - Волгоград, Учитель, 1994.
- Дмитриев В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. школ. - М.: Дрофа, 1996.
- История России. XX - XXI века. 11 класс/ А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. - М., Просвещение, 2003.
- Кириллов В.В., Чернова М.Н. История России: поурочные методические разработки, 11 класс. - М.: Эксмо, 2006.
- Хрестоматия по истории России: Учебн. пособие/ А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004.
- Хрестоматия по истории России. 1917-940: Пособие для учащихся ст. классов с углубл. изучением истории, гимназий и лицеев / Сост. М.Е.Главацкий и др.; Под ред. М.Е.Главацкого. - М.: АО "Аспект Пресс", 1994.