Интерактивная версия сказки А.Толстого, 5-й класс, разработка урока информатики "Золотой ключик, или Приключения Буратино"

Разделы: Информатика

Класс: 5


Триединая цель:

  • обучающий аспект: проверить качество и прочность усвоения учащимися материала, изученного в III четверти;
  • развивающий аспект: развитие речи, формирование у учащихся навыков правильного воспроизведения знаний и умений, развитие навыков коммуникативности в информационном обмене, развитие способности понять, присвоить и реализовать инструкцию, развитие способности оценивать результаты деятельности своей и одноклассников, формирование здорового образа жизни;
  • воспитывающий аспект: создание условий для воспитания культуры учебного труда, воспитание организованности, ответственности, сосредоточенности, концентрации внимания, воспитание чувства сопереживания успехам и неудачам товарищей.

Тип урока: урок корректировки, проверки и оценки знаний, знаний, умений, навыков.

Форма урока: сказка-соревнование.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация (Приложение 1), заготовки для практической работы, интерактивный тест, коробочка с жетонами (сольдо), распечатки с творческим домашним заданием, листочки для проведения рефлексии.

Ход урока

1. Организационный этап

Учебно-воспитательная задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

– Взаимное приветствие, приветствие учителя.
– Определение отсутствующих (рапортичка дежурного).
– Проверка готовности учащихся к уроку.
– Проверка подготовленности кабинета к уроку.
– Организация внимания.

Слайд 1а (См. Приложение 1). Здравствуйте, ребята, садитесь... Рада видеть всех присутствующих здесь и учащихся, и гостей. Хорошо, что на уроке нет отсутствующих (жаль, что отсутствуют ...). Сегодня у нас будет необычный урок и не только потому, что это последний урок информатики в этой (III) четверти, а еще и потому, что будет урок-сказка для пятиклассников: слайд 1б. Вижу, что на рабочем месте у всех порядок, сели правильно, спинки выровняли. Итак, сказка начинается... слайд 2а.

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

2. Этап подготовки учащихся к активной и сознательной деятельности на уроке

Учебно-воспитательная задача: организовать и целенаправить деятельность учащихся на уроке, подготовить их к сознательному повторению изученного материала.

– Сообщение темы урока.
– Мотивация учащихся к повторению материала.

Думаю, что вам хорошо известна сказка Алексея Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, но я вас познакомлю с другой версией этой сказки – интерактивной: слайд 2б. Интерактивной она называется потому, что вы примите в ней непосредственное участие. И ваша цель: помогать Буратино выпутываться из тех трудных, казалось бы, безвыходных ситуаций, в которые он постоянно попадает.

Выручая Буратино, мы повторим основной материал, изученный в III четверти, прочное знание которого необходимо вам для успешного выполнения итогового теста. Тест будет проведен в конце урока с помощью компьютера. Оценки получат все, их вам выставит компьютер. Предупреждаю, что оценка за тестирование может повлиять на четвертную оценку, поэтому, надеюсь, вы сегодня будете предельно внимательными и активными, и, надеюсь, что Буратино не разочаруется в вас, а гости не пожалеют, что пришли к нам сегодня на урок.

Кстати, Буратино мне передал коробочку с сольдо. (Учитель берет коробочку в руки, открывает крышку, достает из нее сольдо и показывает детям, рис.1.)

Рис. 1. Сольдо.

Буратино предупредил, что за каждый правильный ответ, дополнение к ответу, помощь однокласснику выдавать вам по одному жетону-сольдо. И, в зависимости от количества заработанных на уроке сольдо, вы имеете возможность получить еще одну оценку. (Например, трем ученикам, набравшим наибольшее количество жетонов – “5”, ученикам, набравшим меньшее количество жетонов – “4”...) Поэтому у нас сегодня будет не просто сказка, а сказка-соревнование.

Вопрос. А теперь посмотрите на слайд 3 и назовите тему сегодняшнего урока. (Интерактивная сказка-соревнование “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)

Вопрос. Перечислите цели, поставленные перед вами, и задачи, которые вы должны решить в ходе сегодняшнего урока. (Быть внимательным и активным, помогать Буратино, повторить материал, выполнить практическую работу, выполнить тест, заработать сольдо.)

Цели поставлены, задачи определены, приступим к их реализации...

3. Этап всесторонней проверки знаний

Учебно-воспитательная задача: закрепить, уточнить, систематизировать, проверить знания учащихся, организовать в ходе опроса отдельных учащихся коллективной познавательной деятельности всех учащихся, развитие речи отвечающих учеников, формирование у учащихся навыков правильного воспроизведения знаний и умений, развитие аналитичности и критичности мышления учащихся, воспитание чувства сопереживания успехам и неудачам товарищей.

– Проверка различными методами объема и качества усвоения материала отдельными учениками.
– Проверка образа мышления отвечающих учеников.
– Проверка сформированности общеучебных и социальных навыков и умений.

Итак, каморка папы Карло: слайд 4а, рис.2.

Рис. 2. Буратино и Сверчок

На стене висит старый холст с изображением очага, перед ним сидят Буратино и Сверчок. Сверчок поведал Буратино о том, что в каморке кроется какая-то тайна, и чтобы ее узнать, надо правильно выполнить задания и ответить на вопросы, которые, оказывается, записаны на холсте. Буратино – мальчик шустрый, но деревянный, поэтому ему нужна ваша постоянная помощь.

Вопросы и задания с холста

Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. На любом компьютере установлены специальные программы, предназначенные для обработки текстовой информации: текстовые редакторы и текстовые процессоры.

Задание. Установите соответствие: слайд 4б, рис. 3.

Рис. 3

(Проверка: слайд 4в. Так как урок имеет временные рамки, то материалы, расположенные ниже и заключенные в квадратные скобки, рассматривается по усмотрению учителя, при наличии времени, учитывая индивидуальные особенности класса.)

Переходим к следующему заданию.

[Задание. Продолжите предложение: “Любой текст, созданный с помощью текстового редактора (процессора), вместе с включенными в него нетекстовыми материалами, называется... (документом.)]

Окно текстового процессора WordPad имеет следующий вид: слайд 5, рис.4.

Рис. 4. Элементы окна WordPad.

Задание. Сейчас я буду перечислять элементы окна WordPad, а вам требуется называть номера, под которым они изображен на рисунке. Но отвечать будет не тот ученик, который первым поднимет руку, а тот, которого назову. И только в том случае, если ученик затруднится ответить или ответит неправильно, то вы можете поднять руку и помочь ему или исправить его ошибку. (В ходе выполнения задания учитель называет те элементы, в проговаривании которых пятиклассники традиционно испытывают затруднения, например: кнопки управления состоянием окна, панель Форматирование, строка состояния. Обращает внимание на те элементы, которые ученики часто путают: название приложения, строка заголовка.)

Вопрос. Какие элементы окна WordPad я не перечислила, и под какими номерами они изображены на слайде? (Ответы учащихся.)

Продолжим: слайд 6.

Задание. Перечислите основные этапы подготовки текстового документа на компьютере. (Ввод (набор) текста, редактирование, форматирование, печать).

[Вопрос. С помощью какого устройства, как правило, осуществляется ввод (набор) текста? (Клавиатуры.)

Вопрос. Как можно преобразовать текст на этапе его редактирования? (На этапе редактирования можно исправить обнаруженные ошибки, например, в правописании, внести необходимые изменения: удалить, вставить, переставить, заменить символ, фрагмент и т.д.)

Вопрос. Для чего необходимо осуществлять форматирование текста? Как можно преобразовать текст на этом этапе? (Форматирование текста необходимо осуществлять для придания документу такого вида, который он будет иметь на бумаге. На этом этапе можно выравнивать абзацы, менять шрифт, размер шрифта, его начертание, цвет, маркировать списки и т.д.)

Вопрос. Как называется устройство для вывода документа на бумагу? (Принтер.)]

На вопросы, записанные на холсте вы ответили, и вам открывается тайна – за холстом есть потайная дверь: слайд 7, рис.5. А что за этой дверью – не знает никто. Дверь можно открыть только золотым ключиком, который хранится у старой черепахи Тортилы.

Рис. 5. Потайная дверь.

Узнав об этом, Буратино решил утром отправиться на поиски ключика. Внимание!!!

Задание: слайд 8, рис.6. Буратино лег спать пораньше, в семь часов вечера, предварительно заведя будильник на восемь часов с тем, чтобы встать утром. Сколько часов он проспал, пока его не разбудил будильник? (1 час.)

Вопрос. Как выровнен текст на слайде? (Текст выровнен по левому краю.)

Рис.6. Будильник.

[Задание: слайд 9, рис. 7. У Буратино в комоде лежали вперемежку три пары чулок с красными полосками и 5 пар чулок с синими полосками. Какое наименьшее число чулок он должен взять из комода в темноте, чтобы иметь не менее пары чулок одного цвета? (3 чулка.)

Вопрос. Как выровнен текст на слайде? (Текст выровнен по правому краю.)]

Рис. 7. Чулки.

Дождавшись утра, Буратино отправился в путь. Дорога предстояла трудная и далекая. На окраине города внимание Буратино привлекла харчевня “Три пескаря”. Проголодавшийся Буратино решил подкрепиться.

Задание: слайд 10, рис.8. Войдя в харчевню, он увидел Карабаса Барабаса, лису Алису и кота Базилио. На вертеле готовилось фирменное блюдо – жарилась утка. У Буратино совсем не было денег, тогда коварный и злой Карабас Барабас предложил ему пойти на сделку. Если Буратино правильно ответит на вопрос, то он его не только накормит, но даст еще пять золотых монет впридачу. Если же Буратино неправильно ответит на вопрос, то его кинут в огонь для приготовления очередного фирменного блюда. Вот какой вопрос задал Карабас Барабас: одна утка на вертеле жарится до готовности один час, за сколько часов зажарятся на одном вертеле сразу две утки? (1 час.)

Вопрос. Как выровнен текст на слайде? (Текст выровнен по центру – центрирован.)

Рис. 8. Карабас Барабас.

Все обошлось как нельзя лучше. Сытый Буратино с пятью золотыми монетами продолжил путь.

Слайд 11а. За городом Буратино увидел красивую лужайку и посреди нее – маленький домик. В нем жила Мальвина – девочка с голубыми волосами. За ее домиком дорога разветвляется на две части. Мальвина сказала Буратино о том, что ему необходимо выполнить два задания (количество заданий, их уровень сложности можно изменять в зависимости от возможностей класса) и только тогда она укажет путь, ведущий к пруду черепахи Тортилы. Поможем Буратино справиться с этими трудными заданиями.

Задание. На слайде 11б, рис.9 – окно графического редактора Paint, требуется называть и показать его основные элементы. К доске пойдет … (желательно вызвать “сильного” ученика). Будьте готовы помочь однокласснику.

Рис. 9. Элементы окна Paint.

Буратино устал, и чтобы не выполнять второе задание сунул свой длинный нос в чернильницу. Мальвина была недовольна, она заставила Буратино умыться, и попросила верного пуделя Артемона провести с несносным мальчишкой физкультминутку.

Физкультминутка

Учебно-воспитательная задача: формирование здорового образа жизни, сохранение здоровья учащихся.

– Организация класса во время выполнения физкультминутки.

Буратино подтянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел
Видно, ключик, не нашел.
Наклонился вправо, влево,
Сел и принялся за дело.

(После того как ученики сели за парты, попросить их написать слово “Буратино” носом в воздухе. И сказать, что Мальвина попросила Буратино сделать тоже самое.)

Графический редактор – это программа, предназначенная для рисования картинок, поздравительных открыток, рекламных объявлений, приглашений, иллюстраций к докладам и других изображений.

Задание. Среди устройств, изображенных на слайде 12, выберите и назовите те, которые предназначены для ввода графической информации. (Клавиатура, мышь, сканер, графический планшет.)

Оба задания решены и Мальвина указала Буратино путь к пруду Тортилы.

Слайд 13, рис.10. Оказывается, лиса Алиса и кот Базилио были свидетелями всего происходящего. Они решили заманить Буратино в Страну Дураков на Поле Чудес и завладеть пятью золотыми с помощью обмана. Они ему посоветовали доверчивому Буратино ...

Рис. 10. Кот Базилио и лиса Алиса.

Задание. Что посоветовали кот Базилио и лиса Алиса Буратино? Вспомните содержание сказки и назовите конечную последовательность действий, которые необходимо выполнить для того, чтобы на дереве выросли золотые монеты, т.е. составьте [линейный] алгоритм. (Алгоритм: 1) выкопать в земле ямку; 3) положить в ямку золотые монеты; 4) посолить; 5) засыпать ямку с золотыми землей; 6) полить водой. Проверку можно выполнять по ходу выполнения задания, а можно и в конце: слайд 14.)

[С понятием “алгоритм” вы познакомились еще в начальной школе. Частично этой темы мы коснемся в III четверти, а более подробно будем изучать в 6-м классе.]

… Лиса Алиса и кот Базилио обманули Буратино. Они направили на него сыщиков, и он, бросив свои монеты, бежал из Страны Дураков. Чтобы вернуться на правильный путь, ведущий к пруду, Буратино пришлось идти через топкое болото.

Задание: слайд 15, рис.11. Если вы хотите узнать, чем это путешествие закончилось, то вам придется последовать за Буратино по “кнопочным” кочкам. Не торопитесь при выполнении заданий, а то можете соскользнуть с кочки и увязнуть в болоте. Если увидели, что допущена ошибка, то исправьте её. (Ученики цепочкой, по одному, называют кнопки (инструменты) и их назначение. Обращается особое внимание на кнопки (инструменты), которые потребуются для выполнения практической работы. Если время не позволяет рассмотреть все кнопки, то учитель может остановить работу, сказав: “Достаточно”. Работу можно построить и по-другому: называть и показывать кнопку, а учащиеся называют ее назначение, или наоборот: назначение – учитель, а кнопку – ученики.)

а) Pait.

б) WordPad.

Рис. 11. Панели инструментов.

Очередное препятствие преодолено, [хотя некоторых оступившихся пришлось вытягивать из болота]. Наконец-то, Буратино подошел к пруду, в котором живут черепаха Тортила и много-много зеленых лягушек. Квакушки со всех сторон окружили Буратино и рассказали ему о своей мечте: слайд 16а.

Практическая работа “Раскраска”

Оказывается, каждая квакушка мечтает стать лягушкой-художницей и раскрасить черно-белые изображения из книжки-раскраски “Буратино” художника Леонида Владимирского: слайд 16б. Давайте поможем Буратино осуществить их мечту. Для этого необходимо выполнить практическую работу “Раскраска”. Вам предлагается на выбор раскрасить один из двух рисунков: “Мальвину” или “Буратино” (слайд 17), используя кнопки панели инструментов графического редактора Paint. На выполнение работы отводится 5 минут. За это время прозвучат две песни из кинофильма “Золотой ключик, или Приключения Буратино”: песня пауков (2 мин) и песня кота Базилио и лисы Алисы (3 мин).

Вопрос. Кстати, а вы помните какого цвета волосы у Мальвины? (Голубые.)

(Если позволяет время, то рекомендуется повторить правила техники безопасности при работе на компьютере.)

Надеюсь, вы не подведете Буратино! Время пошло...

(Ученики садятся за компьютеры и выполняют работу. Звучат песни. Учитель следит за выполнением задания учащимися: хвалит, помогает, затем подводит итог. Сольдо получают лишь те ученики, которые полностью справляются с заданием.)

Гимнастика для глаз

Учебно-воспитательная задача: формирование здорового образа жизни, сохранение здоровья учащихся.

– Организация класса во время выполнения гимнастики.

(Методику проведения гимнастики для глаз можно “обыграть”: движение глаз – перемещение пауков.)

Благодарные лягушки на кувшинке довезли Буратино до черепахи. Оказывается, Тортила отдала золотой ключик Буратино не просто, как рассказал Алексей Толстой, а совсем иначе. Она предложила ему пройти два испытания. Первое испытание: выполнить интерактивный тест. Тут, ребята, без вашей помощи Буратино никак не обойтись. Отвечая на вопросы, не забывайте, что оценка за тестирование может повлиять на вашу четвертную оценку. (Учащиеся уже знакомы с методикой проведения интерактивных тестов, поэтому после небольшой инструкции приступают к его выполнению. За временем, отведенным на тест, им рекомендуется следить по часам на компьютере. Тест рассчитан на два варианта, оценка выставляется автоматически. Бумажный вариант теста – в Приложении 2 (см. Приложение 2). Помощник – ученик, который первым закончит тест, или сам учитель выставляет полученные оценки в приготовленную ведомость. Получив оценку, учащиеся по приглашению учителя садятся за парты.)

А второе испытание слайд 18, рис.12. было следующим. Черепаха вынесла три коробочки: красную, синюю и зеленую. На красной коробочке было написано “Здесь лежит золотой ключик”, на синей – “Непустая коробочка”, на зеленой – “Здесь сидит змея”. Тортила прочла надписи и сказала: “Действительно, в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой – змея, а одна коробочка пуста, но все надписи неверны. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит золотой ключик, он твой”. Так где же лежит золотой ключик? Кто первым объяснит решение задачи – получит сольдо. (В 3 коробочке.)

img12g.jpg (45302 bytes)

Рис. 12. Тортила.

Получив ключик, довольный Буратино вернулся домой: слайд 19.

С какими результатами вы пришли к концу путешествия? (Ученики подсчитывают количество заработанных ими жетонов.)

Право открыть потайную дверь предоставляется ученику, набравшему наибольшее количество жетонов-сольдо. (Выходит к доске, нажимает на клавишу Enter на компьютере учителя. На слайде “открывается дверь”, и учащиеся видят четверостишье: слайд 20.)

Преодолев так много испытаний,
Вы оказались у дверей в Мир Знаний.
“Входите в нее!” – говорю я вам всем
Учащимся класса 5-го “...”!

За помощь Буратино всем большое спасибо!

4. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учебно-воспитательная задача: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность выполнения домашнего задания, проверить, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения.

§2.9, §2.10 (повторить)./
§3.14, с.136.

Творческое задание*.
(Распечатка с творческим заданием выдается каждому ученику на дом.)

Творческое задание*

Найдите в старых газетах и журналах:

  1. образцы шрифтов: рубленных; с засечками; каллиграфических; декоративных;
  2. образцы текстов, имеющих выравнивание: по левому краю; по центру; по правому краю; по ширине;
  3. образцы текстов, имеющих начертание: полужирное; курсивное; подчеркнутое.

С разрешения взрослых вырежьте найденные образцы и вклейте их в рабочую тетрадь. Сделайте соответствующие надписи.

(Можно приготовить слайды с образцами выполненного предлагаемого учащимся домашнего задания. Так как данный урок является последним в III четверти, то домашнее задание можно не задавать.)

5. Этап рефлексии

Учебно-воспитательная задача: подвести итоги урока, провести рефлексию (настроения и эмоционального состояния, деятельности, содержания учебного материала).

– Охарактеризовать работу всего класса.
– Отметить и оценить тех учащихся, кто работал особенно хорошо.
– Самооценка собственной деятельности учащимися.
– Оценка учащимися деятельности одноклассников.

– У кого были затруднения? Удалось ли вам их преодолеть?
– Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке? Чему вы удивились?
– Оправдались ли ожидания, с которыми вы шли на урок?
– Чью работу на уроке вы хотите похвалить?
– У каждого из вас имеются листочки с лесенкой из пяти ступенек. Оцените свою работу на уроке – поставьте себя на одну из ступенек. (Ставят галочку.)
– Рядом с лесенкой изображен Буратино, но ему забыли нарисовать рот. Дорисуйте ему рот так, чтобы у него было такое же настроение как у вас сейчас. (Рисуют.)

Спасибо за урок. Урок окончен. (Сдают листочки.)

(Звучит финальная песня из кинофильма про Буратино.)

Литература

  1. Владимирский Л. Буратино (книжка-раскраска).
  2. Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 4-е, испр. / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 192 с.: ил.
  3. Толстой А.К. “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.
  4. Уроки информатики в 5–6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 320 с.: ил.