Цель урока:
- сформировать представление о правописании разделительного мягкого знака;
- сформировать понятие о разделительном мягком знаке;
- тренировать способность к правописанию слов с разделительным мягким знаком;
Демонстрационные материалы: таблицы с опорными схемами, образцы и эталоны для самопроверки, рисунки для этапа рефлексии.
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 - 3 минуты)
Здравствуйте!
(на доске пословица "Кто больше хочет знать, тому меньше надо спать".)
- Прочитайте.
- Что вы прочитали? (пословицу)
- Как вы понимаете эту пословицу?
- А вы хотите больше знать?
- Что вам поможет в этом? (ранее изученный материал и внимание)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 - 7 минут)
1. Чистописание.
я е ё ь ю
- Что общего в этой записи? (все буквы обозначают мягкость согласного)
- На какие две группы можно их разделить? (гласные второго ряда и ь)
- Какая буква лишняя? (ь - так как не обозначает звука)
- Что общего у гласных второго ряда? (они обозначают два звука)
- В каких случаях? (в начале слова и после гласной слышим й)
- Прочитайте вновь пословицу и найдите слова, в которых ь не обозначает звука. (больше, знать, меньше, спать)
- Разделите эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделали? (ь на конце слова и между согласными)
- Выпишите эти слова в два столбика в зависимости от позиции ь.
2. Работа с загадками. Запись отгадок на отдельных файлах каждым ребёнком.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год! (декабрь)
Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня? (коньки)Кручу, верчу, заморожу, замету! (вьюга)
Поднимите, пожалуйста, ваши файлы (учитель выбирает несколько вариантов с правильными и неправильными записями и вывешивает их на доску).
III. Постановка проблемы. (3-4 минуты)
- Что вы заметили? (слова: "декабрь", "коньки" записаны у всех ребят одинаково с ь, а слово "вьюга" у всех - по-разному)
- А почему это произошло? (потому что позиция ь разная: мы умеем с помощью ь обозначать мягкость согласных на конце слова и между согласными)
- А чем отличается позиция ь в последнем слове? (в слове "вьюга" ь стоит не между согласными)
- Так почему же у нас возникло затруднение? (мы не знакомы с такой позицией ь)
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
(3 - 4 минуты)
- Какова цель урока? (правописание слов с ь)
- Как вы думаете, как мы сумеем достичь этой цели? (мы должны вслушаться в эти слова, как они звучат)
- Что нам поможет? (звукобуквенный разбор, то есть наши звуковички)
- Какие знания о ь мы должны использовать? (ь не обозначает звука)
- Что вы можете предложить для решения этой проблемы? (попробуем составить алгоритм правописания слов с ь)
V. Реализация построенного проекта. (4 - 5 минут)
- Теперь, зная алгоритм, хотите поработать в группах над построением звуковых схем к словам: варенье, жильё, воробьи, осенью, крылья (1 минута на работу)
- С чего вы начнёте свою работу? (произнесём слово вслух, послушаем, как оно звучит)
- Посмотрите на те слова, с которыми вы работали в группах. (по одному человеку от группы комментируют звуковой состав слов)
- Что вы услышали? ([й'])
- Где вы услышали этот звук? (перед буквами я е ё и ю) (учитель подчёркивает гласные второго ряда на карточках на доске)
- Что вы заметили? (во всех словах ь стоит перед гласными второго ряда)
- Какова функция гласных второго ряда? (обозначают мягкость согласного)
- Какова роль ь в этих словах? (он нужен для того, чтобы мы не прочитали слияние согласного с гласным)
- Как бы вы предложили назвать ь, выполняющий такую функцию в словах? (предложения детей) Он называется разделительным.
- Сделайте вывод.
Вывод: Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными я е ё и ю, если в этих словах слышится [й']. (Учитель вывешивает эталон на доску)
- Проверим ваш вывод по учебнику.
- Вернёмся к слову "вьюга". Объясните правописание ь с помощью алгоритма.
- Что помогало написать эти слова грамотно? (алгоритм правописания слов с разделительным ь)
Физкультминутка.
Раз, два - ручей нашли,
Три, четыре - его перешли
И дальше пошли.
До пригорка дошли,
Землянику нашли.
Пять, шесть - тихо сесть,
Землянику съесть.
(Дети шагают, наклоняются, садятся, показывают, что едят землянику).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5-6 минут)
1. Комментирование по алгоритму.
Определите, в каких из этих слов надо писать разделительный ь.
(Учитель диктует слова: полёт - польёт, семя - семья.)
2. Комментирование в парах с проговариванием друг другу по вариантам:
солю - солью, тюлени - тюленьи.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 - 6 минут)
Теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание и проверить его с помощью эталона? Желаю успеха! Вам даётся 2 минуты.
1 вариант: Я пол.ю грядки. Я пол.ю грядки.
2 вариант: Олен.и живут на севере. Олен.и рога красивые.
Кто уже выполнил задание, может придумать свои примеры на новое правило.
Проведите самопроверку по эталонам на доске.
Эталон для самопроверки
1 вариант: Я полю ([пал'у]) грядки. Я полью ([пал'й'у]) грядки.
2 вариант: Олени ([ал'эн'и]) живут на севере. Оленьи ([ал'эн'й'и]) рога красивые.
Кто допустил ошибки при выполнении задания?
Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (запомнить правило правописания разделительного ь, пользоваться алгоритмом)
Молодцы и те, кто нашёл и исправил свои ошибки. Поставьте на полях знак "+".
У кого ошибок нет? Молодцы!
VIII. Включение в систему знаний и повторение (5 - 8 минут)
Как мы можем применить новое знание? (использовать слова на новое правило в предложениях и в текстах)
Перед вами листочки с напечатанным стихотворением:
Осен., осен.ю, ден.ки,
Мал.чик, окун., окун.ки,
Кол.я, стул.я и скам.я,
Крыл.я, брат.я и сем.я.
Расскажи, зачем и как
Служит в речи мягкий знак. (Н.М. Бетенькова)
Предлагаю вам выбрать задание себе по силам:
Первый уровень: спишите слова, вставляя буквы.
Второй уровень: разделите слова на две группы: с ь - показателем мягкости согласного и с разделительным ь) и запишите в тетрадь.
Третий уровень: придумайте ещё по три слова к каждой из групп.
(По одному ученику от каждого уровня работают у доски).
Проверим. Какие вставили буквы?
IX. Рефлексия учебной деятельности. (2 - 4 минуты)
Рефлексия
- Какую цель ставим перед собой? (узнать правило правописания ь)
- Достигли мы цели?
- Как пишутся слова, в которых перед гласной второго ряда слышится звук [й']? (с разделительным ь)
- С какой пословицы мы начинали урок? ("Кто больше хочет знать, тому меньше надо спать")
- Вы узнали что-нибудь новое? Почему? (узнали, потому что много работали)
- Оцените каждый свою деятельность. Прочитайте данные высказывания:
Я всё понял, но у меня остались вопросы.
Я всё понял, могу работать по алгоритму.
Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.
Если вы согласны с первым утверждением, нарисуйте снежинку, со вторым - ёлочку, с третьим - снеговика.
Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? (высказывания детей)
Как работал на уроке наш класс? (высказывания детей)
На следующих уроках мы будем применять и использовать новое правило.
Домашнее задание.
Повторите правило и запишите по пять слов с разделительным ь. А тот, кто нарисовал снеговика, попробует придумать грамматическую сказку на новое правило.