Цели урока:
Оборудование: портреты писателей Аксакова С.Т., Одоевского Ф.О., Бажова П.П. Гаршина В.М., выставка книг данных писателей разных лет, подборка творческих детских работ, компьютер, принтер, дискеты 3,5 с рабочими детскими материалами и наработками.
Ход урока
1. Орг. Момент
2. Минутка чтения
- произношение скороговорок
- "Жужжащее чтение" по индивидуальным карточкам.
У: Почему некоторые слова подчёркнуты?
Д: С этих слов можно начинать ответы.
3. Введение в тему: (музыка)
У: Сказка, кажется, само это слово светится и звенит серебряным волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящей нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес. Когда же к народной сказке прикасается талантливый писатель, то происходит еще одно чудо: мир сказки становится ещё шире, богаче, многообразнее.
У: Ребята, как вы думаете, почему я так необычно начала урок?
Д: Возможно это урок, на котором мы будем продолжать знакомиться с литературными сказками.
- А, судя по учебнику это последний урок, а на последнем уроке, мы обобщаем все то, что изучали.
У: Да, вы правы. Сегодня на необычном уроке мы не только обобщим то, что узнали, изучая произведения из раздела "Литературные сказки", но и возможно узнаете что-нибудь новое.
4. Обобщение и систематизация материала:
У: Вспомните фамилии авторов, изученных произведений данного раздела.
Догадайтесь, о каких авторах я рассказываю. Назовите фамилию, имя, отчество.
"Выздоровлению мальчика мешала бессонница. По совету тётушки позвали ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки".
Д: Сергей Тимофеевич Аксаков. (Под портретом писателя помещают табличку с надписью "Сергей Тимофеевич Аксаков, 1791-1859")
У: Когда ему исполнилось тридцать лет, вышла его книга "Пёстрые сказки" сказки рассказывал магистр философии и член разных учёных обществ Ириней Модестович Гомозейкин. Сказки так и называются - "Сказки дедушки Иринея"
Д: Владимир Фёдорович Одоевский. (Под портретом писателя помещают табличку с надписью "Владимир Фёдорович Одоевский, 1803 или 1804-1869")
У: От любимой бабушки Авдотьи Петровны, большой выдумщицы и хорошей сказительницы, мальчик впервые услышал в детстве много сказов, легенд и рассказов. Слышал он и других сказителей, но особенно ему запомнился семидесятилетний Хмелинин из рудника.
Д: Павел Петрович Бажов (Под портретом писателя помещают табличку с надписью "Павел Петрович Бажов, 1879-1950")
У: К семи годам, когда дети только идут в школу, он перечитал массу книг - как детских, так и взрослых. В четвёртом классе написал поэму, сочинял фельетоны в газету.
Д: Всеволод Михайлович Гаршин. (Под портретом писателя помещают табличку с надписью "Всеволод Михайлович Гаршин, 1855-1888").
У: Какие сказки вам особенно запомнились? Почему?
(Ответы детей)
У: Почему данные сказки объединены в группу литературных произведений?
Д: Тексты составлены конкретным лицом-автором, возможно на основе реальных событий, создаётся в письменной форме, внесение изменений не допускается, известно создание сказки, не ограничивается определённым жанром - они включили черты и бытовой сказки и волшебной и сказки о животных и даже фантастику.
5. Целепологание:
У: Готовясь к сегодняшнему уроку, вы готовили большой поисковый, творческий материал. Будет обидно, если этот материал останется в классе, в ваших рабочих тетрадях. И я предлагаю объеденить ваши работы в единое целое, чтобы вашими работами могли воспользоваться не только ваши сверстники,но и все желающие. Предлагаю создать детский журнал.
Итак, сегодня мы свой классный кабинет превращаем в редакцию детского журнала "Литературный дилижанс"
(На доску вывешивается табличка "Издательство детского журнала "Литературный дилижанс")
-Почему вы предложили такое название? (старинный транспорт, путешествие в прошлое)
6. Ход игры: распределение ролей
У: Для успешной работы нам понадобятся должностные поручения:
-библиографы - это кто?
Д: Люди, изучающие биографию известных людей
- корректоры (чем занимаются)
Исправление орфографических и других ошибок.
- внештатные корреспонденты (их обязанность)
Сочинительство, создание кроссвордов, тестов, литературных игр.
- Кто будет руководить работой нашего издательства? (Главный редактор)
-Хорошими помощниками успешной творческой работы, является независимая комиссия. Поэтому, предлагаю создать отдел критики, целью, которой является - объективность оценки нашей обобщающей работы, т.е. журнала. Если не возражаете, это наши гости.
У: Какую цель поставим в работе?
Д: К концу урока создать и выпустить номер журнала "Литературный дилижанс"
- Как вы думаете, что бы нам справиться с поставленной задачей, как мы должны работать?
- правильно задавать вопросы
- выразительно читать
- думать, делать выводы,
- отстаивать своё мнение
- подводить итог
- грамотно преподнести накопленный материал
Ход игры: определение темы журнала:
У: И так, приступаем к работе.
Авторы любых изданий задаются вопросом - какова главная тема выпуска журнала
Как вы считаете, какова главная тема нашего нового журнала?
Д: Познакомить читателей, наших сверстников, с авторами литературных русских сказок - Гаршина, Одоевского, Аксакова и Бажова.
У: Почему именно этих писателей вы предлагаете объединить в единый номер журнала?
Д: При создании произведений эти писатели не ограничивались определённым жанром - они включили черты и бытовой сказки и волшебной и сказки о животных и даже фантастику.
У: Предлагаю, вам, коллегам, распределиться на "редакционные отделы" по творчеству данных писателей. (Уч-ся объединяются в группы и рассаживаются за столы с соответствующими табличками)
Ход игры: содержание журнала:
У: Какие разделы вы предлагаете внести в журнал?
Д: Биографию, портреты.
У: С какой целью?
Д: Произведения, написанные данными писателями
У: Какие и почему? (ответы детей)
У: Чем ещё предлагаете заинтересовать читателей нашего журнала?
Д: Кроссвордами, ребусами, тестами, иллюстрациями.
У: Весь этот материал приготовили библиографы и внештатные корреспонденты. А теперь в своих "редакционных отделах" обсудите вместе с корректорами, что вы предложите внести в журнал. (Обсуждение в группах)
Предоставление материала в "Редакционный совет":
(Распечатка страниц журнала в "типографии" производится во время обсуждения работ).
Ход игры: работа библиографов:
Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859)
Гимназист младшего класса Казанской гимназии Сережа Аксаков, открыв однажды вечером книгу "Детское училище", почёл сказку "Красавица и зверь". Мальчик сразу вспомнил сказку, которую в имении деда рассказывала ему ключница Пелагея. Начиналась её сказка так: ":Собрался купец за море, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит дочерям: - Коли будите жить честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, какие сами захотите:"
Конечно многие узнали сказку "Аленький цветочек". Сказку ключницы Пелагеи об аленьком цветочке, прекрасный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, помнил всю жизнь, а записал только за год до своей смерти - ко дню рождения своей любимой внучке Оленьке.
Он напечатал эту сказку в качестве приложения к книге "Детские годы Багрова-внука" (1858г.).
В этой книге Аксаков описал свою жизнь от младенчества до десятилетнего возраста.
Родился Аксаков в г. Уфе, в семье прокурора. Окончив казанский университет, переезжает в Петербург и поступает на службу государственным чиновником. Женился на дочери суворовского генерала, в дружной семье насчитывалось 14 детей.
Те, кто знаком с творчеством Аксакова, считают, что главным героем его произведений является русская природа. Ей посвящены "Записки ружейного охотника Оренбурской губернии", "Записки об ужении рыбы", "Семейные хроники". Писатель видел природу каким-то особым, проникновенным взглядом художника.
Но единственная сказка Аксакова - это оригинальное литературное произведение. Выразилось это в образе главной героини. Она влюбляется в "чудище противное и безобразное" за его "ласки и угощения", за его "душу добрую", за его "любовь несказанную", а не за красоту, силу, молодечество или богатство.
Павел Петрович Бажов (1879- 1950)
Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода на фотографии Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником - собирателем сказов. Со слов писателя: ":сказ - это описание реальных событий, но с элементами фантастики"
Герои его сказов жили, казалось, не в подходящих местах - в горных шахтах, среди заводского шума, в заснеженной и глухой тайге. Словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь, этот писатель и человек. Детские годы прошли в среде уральских мастеров. От любимой бабушки Авдотьи Петровны, большой выдумщицы и хорошей сказительницы, мальчик впервые услышал в детстве много сказов, легенд и рассказов. Слышал он и других сказителей, но особенно ему запомнился семидесятилетний Хмелинин из рудника. Уже тогда в 12 лет, в душе Бажова зародился интерес к устным рабочим сказам. Летом разъезжает по уральским заводам, собирая пословицы, были и небылицы, подлинные истории и народные предания, песни сложенные 100 лет назад. Все результаты записывает в тетради "Для себя", но к сожалению во время Гражданской войны были потеряны. И всё же ведение записей он продолжал в течение всей жизни в картотеке, которую называл "Узелки на память".
Писательская деятельность Бажова началась в 57 лет созданием особого жанра - уральского сказа, сделавшего автора известным. Первый сказ "Дорогое имечко" появился в 1936 г. Свои произведения Бажов объединил в сборник - "Малахитовая шкатулка" включивший 14 сказов старого Урала. Современные издания сборника включает 27 сказов. Всего же Павел Петрович написал 40 сказов. За эту работу автор был удостоен в 1943 году Государственной премии.
Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888)
Последним произведением этого писателя стала известная многим сказка "Лягушка-путешественница". А первым - рассказ "Четыре дня", после публикации, которого он стал известным русским писателем. Рассказ этот о русско-турецкой войне, в которой Всеволод Михайлович Гаршин принимал непосредственное участие. Позже были "Трус", "Художники", "Красный цветок", "Сигнал" и другие произведения.
Брат его вспоминал, как маленький Сева под впечатлением разговоров старших о недавно закончившейся войне (в которой принимал участие и его отец) тоже начинал собираться в "поход". Он заказывал повару на дорогу пирожки, собирал немного белья, все увязывал в узелок, надевал его на плечи и являлся прощаться с домашними.
Пора " послужить" пришла, когда в 1877 году началась русско-турецкая война. Всеволод Гаршин ушел воевать добровольцем. Солдаты-однополчане любили его: "Все-то он знал, все-то рассказать мог, и сколько он нам историй разных пересказал на походе! Изморимся, язык высунем, еле ноги волочим, а ему и горюшка мало, снует промеж нас, с тем покалякает, с другим ... Чудной такой, живой!". По окончании войны уволили в запас. Теперь он мог полностью посвятить себя литературному творчеству и вскоре стал постоянным сотрудником журнала "Отечественные записки". Его работы объединены темой борьбы с несправедливостью, борьбы за свободу личности, но вместе с тем произведения проникнуты отчаянием и безысходностью.
Так через журнал "Сборник общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным" (1884) с подзаголовком "Для детей" впервые было опубликовано необычное произведение Гаршина "Сказка о жабе и розе". Толчком для сюжета, по свидетельству друга Гаршина В.А. Фаусека, был эпизод на концерте А.Г. Рубейштейна, игравшего в доме поэта Я.М. Полонского. Гаршин заметил, как пианиста пожирал глазами "неприятного вида чиновный старик", похожий на жабу. Это дало повод писателю рассказать детям о красоте человеческой души.
Возможно, писатель бы не раз обратился к созданию произведений для детей, но времени ему было отпущено судьбой немного - он прожил всего тридцать три года связи с тяжёлой болезнью.
Одоевский Владимир Фёдорович (1803 или 1804-1869)
"Какой чудесный старик!" - написал об авторе книжки "Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея" один из литературных критиков. А старика на самом деле не было. Дедушка Ириней - псевдоним (вымышленное имя) Владимира Федоровича Одоевского, которому в год выхода книги не исполнилось еще сорока лет.
Одоевский рассказывает в своих произведениях об устройстве различных вещей - даже таких необыкновенных, как музыкальная шкатулка. Показывает взаимоотношения между людьми. Размышляет об отношении человека к животным. При этом он не говорит назидательно: делайте так-то и так-то! Он просто рассказывает историю или сказку, заканчивая ее словами: "А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь, правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление". Возможно, вы вспомнили при этих словах сказку "Мороз Иванович".
В круг чтения современных детей стали возвращаться и другие забытые сказки О. Tак, вполне заслуженно стала переиздаваться оригинальная сказка "Игоша". Сам автор слышал ее как народное предание о домовых. Но по сути эта сказка посвящена малоисследованной психологии детского творчества, детской фантазии. Главный герой сказки - обыкновенный мальчик - услышал от взрослых рассказы об Игоше - озорном существе без рук и без ног. Он стал с удовольствием играть в этого Игошу. но, увлекаясь, перестал различать, где правда, а где только фантазия. Для него Игоша - своего рода шведский Карлсон для Малыша.
Если же эта сказка вам не знакома, если вы не читали "Разбитый кувшин", индийскую сказку "Четыре глухих", познавательные рассказы-сказки "Червячок", "Анекдоты о муравьях", "Два дерева" рассказы "Столяр" или "Бедный Гнедко",- не поленитесь, откройте книгу "дедушки Иринея"!...
Он был уверен, что его труды, о которых всегда одобрительно отзывался Пушкин, не пропадут. Одоевский писал: "Мысли, которые я посеял сегодня, взойдут завтра, через год, через тысячу лет".
У: Какие произведения введём в журнал, почему?
Д: Почитав, предложенные нами сказки, наши читатели задумаются, потому, что каждая из них чему-то учит. Какая-то из них, учит быть скромными, добрыми, смелыми, а какая-то трудолюбивыми, бескорыстными, отзывчивыми, искренними, воспитанными, справедливыми.
Ход игры: работа иллюстраторов:
Д: Предлагаем данные произведения проиллюстрировать рисунками наших одноклассников. (Весь материал вывешивается на "рабочую редакционную доску")
У: Что предлагаете внести в приложение?
Д: Кроссворды, тесты, сконворды, рисунки с отличиями.
Тест по разделу "Литературные сказки"
(запишите в строчку буквы правильного, на ваш взгляд, ответа)
1. Из скольких веточек были рога у козлика в сказе П.П. Бажова "Серебряное копытце"?
Р) 3
З) 6
Ц) 5
2. Известная сказка В.М.Гаршина:
Г) "Аленький цветочек"
Е) "Лягушка путешественница"
К) "Богатырева Рукавица"
3. В сказке В.Ф.Одоевского "Городок в табакерке" кто из героев говорил такие слова, как "Шуры-Муры"?
Д) Валик
У) Колокольчик
Т) Колёсик
4. Как звали кошку из сказа П.П. Бажова "Серебряное копытце"?
З) Ларёнка
Р) Парёнка
О) Мурёнка
5. Название единственной сказки С.Т.Аксакова:
Б) "Красный цветок"
В) "Цветок на земле"
Л) "Аленький цветочек"
6. Сколько лет Дарёнке - главной героини сказа П.П. Бажова "Серебряное копытце"?
А) 10 лет
О) 6 лет
И) 7 лет
7. Полное имя героини сказа П.П. Бажова "Серебряное копытце"
К) Дарёнка Подарёнка
А) Дарья Николаевна
М) Дарья Григорьевна
Прочитайте полученное слова справа налево, что получилось?
Ход игры. Создание обложки:
У: Конечно, в журнале очень важно всё, что мы помещаем, но не менее важна еще и : обложка, потому что именно она привлекает читателя, рассказывает, какой материал помещен на страницах журнала. Как вы считаете, чем мы сможем привлечь читателя.
Д: Портреты писателей, иллюстрации, сноска, какие-то интересные слова, которые бы заинтересовали и заинтриговали бы читателя, например про Бажова "Реальные события с элементами фантастики", а про Аксакова, 150 лет "Аленькому цветочку"
Ход игры: Скрепление журнала. (Степлер № 30)
Ход игры: работа критиков: (анализ выполненных работ, замечания, рекомендации)
Итог урока: Поздравляю вас с созданием нового номера журнала "Литературный дилижанс". Вы все молодцы, потрудились на славу, думаю, читатели будут рады получить в руки этот интересный познавательный журнал.