Цели:
- Познакомить с произведениями Е.И. Чарушина "Кабан". Вспомнить его другие произведения.
- Работать над выразительностью речи, над совершенствованием техники чтения.
- Развивать наблюдательность, внимание.
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным, интерес к предмету.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, иллюстрации Е. И. Чарушина (из папки демонстрационных картин "И зайчата, и лисята, и медведь"), рисунки детей.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка.
a) Жужжащее чтение. (Дети читают любую дополнительную литературу в пол голоса в самом начал каждого урока чтения в течении трех минут.)
б) Слова учителя:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Дети отвечают:
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать.
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
в) Звукоподражание.
Как шипит змея? (ш-ш-ш-ш-ш)
г) Чистоговорка. (Дети повторяют за учителем.)
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Аш-аш-аш - у Марины карандаш.
д) Работа над скороговоркой.
Слышен шорох в камышах
От него шумит в ушах
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шёпотом страшат.
- читают самостоятельно
- читают вслух один ученик
- читают хором
- читают шёпотом, чтобы предостеречь
- как бы эту скороговорку произнесла змея
- читают с усилением голоса
- читают очень быстро в темпе скороговорки.
3. Проверка домашнего задания.
- Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (К.Г.Паустовский "Скрипучие половицы")
- С каким великим композитором вы познакомились? (С.П.И. Чайковским)
- Как Паустовский описывает гибель деревьев? (Зачитывают отрывок)
- Какие чувства он испытывал? (Зачитывают отрывок)
Природа вдохновляла композитора на создание своих произведений. Ему не удалось купца Трощенко переубедить, чтобы не рубить лес.
- Кто попробует убедить купца не губить лес? (Дети зачитывают сочинения.)
4. Формирование новых знаний.
a) Сообщение темы урока.
Сегодня мы продолжим читать произведение из раздела "Природа и мы" и познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Чарушина "Кабан"
б) Вступительное слово.
Он был не просто автором своих произведений, но ещё и сам же их и иллюстрировал. Его называют художник-анималист.
Его книги вам знакомы с самого раннего детства.
- Вам знакомо его имя? Что вы о нём знаете?
в) Рассказы детей.
Маленький мальчик Женя очень любил животных. В доме у них водились кошки, собаки, голубка с перебитым крылом, которую он лечил вместе с мамой, и ещё 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых животных.
На день рождения отец дарил ему книги о природе. Эти книги Женя читал запоем. Особенно хорошо он рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и какие видел в жизни.
Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
г) Обращение к выставке иллюстраций Чарушина.
Давайте представим себя сейчас посетителями на выставке художника. Пусть экскурсоводы - девочки нам их представят.
- На нашей выставке вы видите разных симпатичных малышей и взрослых зверей. Особенно Чарушин любил звериных малышей. Вот оленёнок - слабенький, беззащитный. Сразу видно, что недавно на свет появился на ноги с трудом встает.
А чего раскричался этот рыжий лисёнок? Хвостик напрягся, шерсть растопырилась. И нескладный, и колючий, совсем как задиристая ёлка, что рядом растёт. Испугался, что мама оставила его одного.
Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома.
Много видел интересного в зоопарке. Особенно рано утром, когда там безлюдно. Там он делал альбом наброски - быстрые рабочие рисунки. Таких рисунков за долгие годы накопилось несколько тысяч.
Затихли медвежата, сосут молоко из бутылочки. Видим мы, какие у них мягкие ушки, нескладные лапы, серьезные мордочки, густая мохнатая шерсть, как прильнули друг к другу проголодавшиеся малыши. Таких пушистых, милых и немного смешных зверят умел рисовать только Чарушин, поэтому и называют их "чарушинскими".
д) Обобщение учителем.
Ему хотелось, чтобы ребята смотрели на них и учились понимать природу. Кстати его сын Никита тоже стал художником-анималистом. Хочу обратить ваше внимание на нашу галерею рисунков. У нас тоже есть ребята, которые любят изображать животных. Кто знает, может через несколько лет мы тоже будем читать книги с иллюстрациями этих ребят.
В этом рассказе есть слова, которые вам могут быть непонятны. Давайте разберем их. ( На доске записаны слова).
е) Словарная работа:
- Зоосад
- Олень-марал
- Медведь-губач
- Буянить
- Стегать
- Давайте сядем тихо и побываем вместе с Чарушиным в зоосаде.
ж) Первичное чтение (по цепочке).
з) Беседа по содержанию.
- Каких животных описывает Чарушин?
5. Формирование практических навыков.
а) Беседа по прочитанному.
- Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?
(Наблюдательность)
- Был ли трагический момент?
- Был ли комичный момент?
б) Работа с пословицами и соотнесение их с текстом.
Была бы охота - заладится всякая работа.
Душа в пятки ушла.
У страха глаза велики.
Либо пан, либо пропал.
Дело мастера боится.
Всякому своя честь дорога.
в) Краткий пересказ. (Работа в парах.)
- Представьте, что это случилось с вами. Кратко перескажите, посоветуйтесь с товарищем по парте.
г) Пересказ.
д) Вывод.
- Природа - удивительный мир. Многие ей посвящали ей свои произведения.
- Кто из писателей посвятил свои произведения природе?
- Каких художников знаете?
- Каких поэтов?
- Каких композиторов?
6. Итог.
- С каким произведением мы познакомились?
- Как называют художника, рисующего животных?
- Что хотел нам сказать писатель этим произведением?
Оценка работы класса.
7. Домашнее задание.
Пересказать эту историю в юмористической форме.