Урок литературного чтения в начальной школе. Е.И. Чарушин. «Кабан»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с произведениями Е.И. Чарушина "Кабан". Вспомнить его другие произведения.
  • Работать над выразительностью речи, над совершенствованием техники чтения.
  • Развивать наблюдательность, внимание.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным, интерес к предмету.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, иллюстрации Е. И. Чарушина (из папки демонстрационных картин "И зайчата, и лисята, и медведь"), рисунки детей.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

a) Жужжащее чтение. (Дети читают любую дополнительную литературу в пол голоса в самом начал каждого урока чтения в течении трех минут.)

б) Слова учителя:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Дети отвечают:

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать.
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

в) Звукоподражание.

Как шипит змея? (ш-ш-ш-ш-ш)

г) Чистоговорка. (Дети повторяют за учителем.)

Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Аш-аш-аш - у Марины карандаш.

д) Работа над скороговоркой.

Слышен шорох в камышах
От него шумит в ушах
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шёпотом страшат.

- читают самостоятельно

- читают вслух один ученик

- читают хором

- читают шёпотом, чтобы предостеречь

- как бы эту скороговорку произнесла змея

- читают с усилением голоса

- читают очень быстро в темпе скороговорки.

3. Проверка домашнего задания.

- Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (К.Г.Паустовский "Скрипучие половицы")

- С каким великим композитором вы познакомились? (С.П.И. Чайковским)

- Как Паустовский описывает гибель деревьев? (Зачитывают отрывок)

- Какие чувства он испытывал? (Зачитывают отрывок)

Природа вдохновляла композитора на создание своих произведений. Ему не удалось купца Трощенко переубедить, чтобы не рубить лес.

- Кто попробует убедить купца не губить лес? (Дети зачитывают сочинения.)

4. Формирование новых знаний.

a) Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим читать произведение из раздела "Природа и мы" и познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Чарушина "Кабан"

б) Вступительное слово.

Он был не просто автором своих произведений, но ещё и сам же их и иллюстрировал. Его называют художник-анималист.

Его книги вам знакомы с самого раннего детства.

- Вам знакомо его имя? Что вы о нём знаете?

в) Рассказы детей.

Маленький мальчик Женя очень любил животных. В доме у них водились кошки, собаки, голубка с перебитым крылом, которую он лечил вместе с мамой, и ещё 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых животных.

На день рождения отец дарил ему книги о природе. Эти книги Женя читал запоем. Особенно хорошо он рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и какие видел в жизни.

Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

г) Обращение к выставке иллюстраций Чарушина.

Давайте представим себя сейчас посетителями на выставке художника. Пусть экскурсоводы - девочки нам их представят.

- На нашей выставке вы видите разных симпатичных малышей и взрослых зверей. Особенно Чарушин любил звериных малышей. Вот оленёнок - слабенький, беззащитный. Сразу видно, что недавно на свет появился на ноги с трудом встает.

А чего раскричался этот рыжий лисёнок? Хвостик напрягся, шерсть растопырилась. И нескладный, и колючий, совсем как задиристая ёлка, что рядом растёт. Испугался, что мама оставила его одного.

Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома.

Много видел интересного в зоопарке. Особенно рано утром, когда там безлюдно. Там он делал альбом наброски - быстрые рабочие рисунки. Таких рисунков за долгие годы накопилось несколько тысяч.

Затихли медвежата, сосут молоко из бутылочки. Видим мы, какие у них мягкие ушки, нескладные лапы, серьезные мордочки, густая мохнатая шерсть, как прильнули друг к другу проголодавшиеся малыши. Таких пушистых, милых и немного смешных зверят умел рисовать только Чарушин, поэтому и называют их "чарушинскими".

д) Обобщение учителем.

Ему хотелось, чтобы ребята смотрели на них и учились понимать природу. Кстати его сын Никита тоже стал художником-анималистом. Хочу обратить ваше внимание на нашу галерею рисунков. У нас тоже есть ребята, которые любят изображать животных. Кто знает, может через несколько лет мы тоже будем читать книги с иллюстрациями этих ребят.

В этом рассказе есть слова, которые вам могут быть непонятны. Давайте разберем их. ( На доске записаны слова).

е) Словарная работа:

  • Зоосад
  • Олень-марал
  • Медведь-губач
  • Буянить
  • Стегать

- Давайте сядем тихо и побываем вместе с Чарушиным в зоосаде.

ж) Первичное чтение (по цепочке).

з) Беседа по содержанию.

- Каких животных описывает Чарушин?

5. Формирование практических навыков.

а) Беседа по прочитанному.

- Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?

(Наблюдательность)

- Был ли трагический момент?

- Был ли комичный момент?

б) Работа с пословицами и соотнесение их с текстом.

Была бы охота - заладится всякая работа.

Душа в пятки ушла.
У страха глаза велики.
Либо пан, либо пропал.
Дело мастера боится.
Всякому своя честь дорога.

в) Краткий пересказ. (Работа в парах.)

- Представьте, что это случилось с вами. Кратко перескажите, посоветуйтесь с товарищем по парте.

г) Пересказ.

д) Вывод.

- Природа - удивительный мир. Многие ей посвящали ей свои произведения.

- Кто из писателей посвятил свои произведения природе?

- Каких художников знаете?

- Каких поэтов?

- Каких композиторов?

6. Итог.

- С каким произведением мы познакомились?

- Как называют художника, рисующего животных?

- Что хотел нам сказать писатель этим произведением?

Оценка работы класса.

7. Домашнее задание.

Пересказать эту историю в юмористической форме.