Происходящий в современной России процесс информатизации общества влечет за собой информатизацию образования. Информатика стала одной из основных научных дисциплин в системе среднего, высшего и дополнительного образования. Важнейшей составляющей образования в современных условиях является начальное формирование информационной культуры. В связи с этим, формирование нового (информационного) подхода к изучению окружающей действительности имеет огромное мировоззренческое значение, которое необходимо в полной мере использовать в школьном образовании.
Изучение информатики и использование информационных систем в обучении влияет на формирование у учащихся нового типа мышления, направленного на выбор оптимальных и системных решений.
В 2006-2007 учебном году в нашей школе открыта экспериментальная площадка по теме «Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс начальной школы».
Ответственный за работу экспериментальной площадки – заместитель директора по экспериментальной работе, Почетный работник общего образования РФ, Отличник народного просвещения Новикова Надежда Алексеевна.
Целью экспериментальной работы является:
- выявить причины недостаточного уровня информационной культуры учащихся начальной школы;
- разработать и провести апробацию инновационных организационных форм и методов обучения на основе применения средств НИТ, трансформация на этой основе существующих и формирование новых моделей обучения;
- внедрить результаты экспериментально-практической работы в учебно-воспитательный процесс.
Гипотеза: Внедрение информационных технологий и связанных с этим инновационных методик обучения в учебно-воспитательный процесс начальной школы обеспечит повышение качества обучения по всем учебным предметам и, как следствие, будет способствовать повышению уровня обученности выпускников начальной школы.
Информатизация современного общества ставит перед школой проблему воспитания у учащихся самостоятельно и творчески использовать средства информатики и информационных технологий в решении учебных задач.
Планируемые результаты работы:
- введение информационных технологий в учебный процесс;
- освоение методик исследовательской и проектной деятельности;
- корректировка учебно-методических комплектов на основе разноуровневого подхода в обучении детей;
- улучшение показателей уровня обученности знаний выпускников начальной школы.
Курс информатики в начальной школе вносит вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков. На уроках формируем умения и навыки работы с информацией.
Сформированные умения и навыки работы с информацией учащиеся применяют в практической деятельности и в повседневной жизни.
Методическое объединение учителей начальных классов убеждено, что внедрение НИТ – необходимая реальность обучения в начальной школе, где закладываются основы знаний и формируются основы учебной деятельности.
В результате освоения навыков работы с информацией ожидаем, что учащиеся будут уметь:
- оценивать потребность в дополнительной информации;
- работать со словарями, энциклопедиями, справочниками;
- анализировать полученные из наблюдений сведения;
- составлять несложные алгоритмы;
- готовить к защите небольшие проекты.
Информационные технологии в школе рассматриваем в двух аспектах:
- Изучение компьютерных технологий в рамках предмета;
- Использование компьютера в качестве средства общения.
Мы стремимся создавать условия для обучения, приобретения опыта творческой деятельности. Учителя создают благоприятную среду для всестороннего развития личности. Уроки информатики сочетаются с другими школьными предметами.
Все поставленные задачи реализуются через различные приемы и методы обучения и, в частности через проектную деятельность.
Реализация экспериментальной работы была бы невозможна без материально-технической базы школы. Мультимедийное оборудование, программное обеспечение позволяет реализовать работу эксперимента, развивая творческий потенциал учащихся и учителей.
Для создания системы учебно-воспитательной работы мы используем различные формы:
- проведение интегрированных уроков;
- проведение конкурсов;
- проведение внеклассных мероприятий.
Для формирования ученического коллектива мы используем такие формы и методы работы, как индивидуальная работа, коллективная, групповая.
Олимпиады, конкурсы, интеллектуальный марафон, интеллектуально-познавательные игры – все это способствует формированию остроты ума, навыков коллективной деятельности, расширению кругозора и эрудиции. В декабре мы проводим «Неделю начальной школы». В план мероприятий была включена проектная деятельность «Неизвестная флора».
Метод проектов является наиболее актуальным. Он немыслим без применения новых информационных технологий, компьютерных в первую очередь. Создаваемые проекты разнообразны: исследовательские, творческие, ролевые, информационные, прикладные, межпредметные. Проекты выполняются в рамках внеурочной, внеклассной деятельности.
Формы организации деятельности учащихся при работе над проектами различные: индивидуальные, парные, групповые.
В целях исследования используются все доступные учащимся источники информации – библиотеку, школьную медиатеку, опросы. интервью, выход в Интернет.
Информационные технологии мы используем не только на учебных занятиях, они активно применяются во внеурочной деятельности.
Проведенные беседы, опросы учащихся показали, что они мало знакомы с историей, символикой, культурой, природой родного края. Поэтому выделили из компонента часы на экскурсионную деятельность, цель которой – знакомство с культурно-историческими памятниками города.
Дети путешествуют по улицам, паркам Москвы, продумывают маршруты экскурсий. Проводят интервью, опросы и оформляют результаты в доклады, рефераты. Работа завершится созданием компьютерной презентацией. В итоге мы планируем создать компьютерную энциклопедию (или электронное пособие по москвоведению) «Памятные места Москвы», куда войдут все собранные о Москве материалы. Все учащиеся школы смогут получить наглядную увлекательную информацию о своем городе.
Для развития целостного учебно-воспитательного процесса в условиях эксперимента мы создаем условия развития воспитательной работы не только в ходе учебных занятий, но и во внеклассной работе.
В школе проводится большая работа по организации праздников и внеклассных мероприятий. Важное значение имеет кружковая работа, которая стимулирует учащихся к творчеству, к расширению познавательного кругозора, развивает способность нестандартного мышления. Большое внимание уделяется приобщению детей к народным традициям.
Работая над данной темой, мы ознакомились с мнением родителей и детей о роли компьютера в семье и школе. Нам важно было узнать, какую роль выполняет компьютер в семье и стоит ли использовать его как элемент образовательной среды.
Было проведено анкетирование «Роль компьютера в семье и школе».
Родителям и детям были предложены следующие вопросы:
- Какую роль занимает компьютер в Вашей семье?
- Как Вы используете компьютер в профессиональной (для родителей) или учебной (для детей) деятельности?
- Сколько времени Вы проводите за компьютером в день?
- Нужен ли компьютер в начальной школе как элемент образовательной среды?
- Перечислите предполагаемые преимущества и недостатки компьютера как элемента образовательной среды?
- Чему бы Вы хотели научиться с помощью компьютера?
Полученные результаты представлены в следующей таблице.
Результаты анкетирования «Роль компьютера в семье и школе»
№№ п/п | Вопрос | Ответ родителей | Ответ детей |
1 |
Какую роль занимает компьютер в Вашей семье? |
Досуг, обучение, Интернет, игра. |
Игра. |
2 |
Как Вы используете компьютер в профессиональной (для родителей) или учебной (для детей) деятельности |
Поиск необходимой информации в Интернете, работа с материалом. |
Рисование, раскрашивание предметов, набор рефератов. |
3 |
Сколько времени Вы проводите за компьютером в день? |
1 – 2 часа в день. |
1 час в день. |
4 |
Нужен ли компьютер в начальной школе как элемент образовательной среды? |
Да, нужен. |
Да, нужен. |
5 |
Перечислите предполагаемые преимущества и недостатки компьютера как элемента образовательной среды? |
Преимущества:
Недостатки:
|
Преимущества:
|
6 |
Чему бы Вы хотели научиться с помощью компьютера? |
Овладеть компьютерной грамотностью. Грамотно использовать ресурсы Интернета. |
Учиться играя. Рисовать, набирать тексты, считать. |
Из полученных ответов были сделаны следующие выводы:
- компьютер в семье играет важную роль, т.к. дает новые возможности получения информации, обучения и досуга;
- по роду своей деятельности родители используют материалы на сайтах в Интернете;
- дети любят играть, используя компьютерные среды («Мир информатики», «Лого», «Роботландия», «Кумир»), а также рисовать, раскрашивать, набирать тексты и многое другое;
- многие родители обеспокоены тем, что ребенок просиживает за компьютером иногда по нескольку часов в день;
- родители и дети стремятся овладеть навыками серьезной работы на компьютере.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности детей и развитии личности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения ребенка, развития его творческих способностей.
Цели компьютеризации обучения и содержание учебно-образовательной деятельности в школе интегрированы на уроках математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения.
Программы «Мир информатики», «Лого» помогают учителям разнообразить свои уроки, сделать их более эффективными в развитии познавательных процессов младших школьников.
Итак, мы пришли к выводу, что применение компьютера как элемента образовательной среды начальной школы развивает познавательные способности учащихся: внимание, воображение, память, логическое мышление; улучшает восприятие мира; воспитывает самостоятельность у учащихся.
Применение информационных технологий в образовательном процессе способствует формированию у учащихся исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию обучения, дифференциацию учебного процесса, способствует активизации познавательной деятельности, повышению успеваемости.
В рамках эксперимента были предусмотрены возможные риски. Это негативные изменения в здоровье учащихся (зрение, осанка), связанные с применением в учебном процессе средств компьютерной техники.
Учителя занимаются не только сохранением и укреплением здоровья учащихся, но и учат их творить свое здоровье в согласии с законами природы, учат их преодолевать трудности в самом себе. На помощь приходит психологическая служба. В течение учебного года проводятся скрининг-диагностика зрения учащихся.
В рамках работы экспериментальной площадки был проведен окружной семинар по теме эксперимента, программа которого публикуется далее.