Формирование физической картины мира как части естественно – научной картины мира достигается при условии, что изучение физики как учебного предмета является, прежде всего, средством, обеспечивающим развитие познавательных способностей личности, расширение ее интеллектуальных возможностей.
Необходимость применения проблемно-поискового метода в обучении обусловлена требованиями модернизации образования о совершенствовании форм и методов учебной работы. Проблемно-поисковый метод в обучении – такая организация учебного процесса, которая включает в себя создание поисковой ситуации на уроке, возбуждение у учащихся познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально-значимых мотивов учения и образования.
Функции проблемно-поискового метода в обучении:
- Воспитание познавательного интереса;
- Создание положительной мотивации учения и образования;
- Формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
- Развитие интеллектуальной сферы личности;
- Формирование умений и навыков самообразования, т.е. формирование способов активной познавательной деятельности;
- Развитие познавательной активности и самостоятельности.
Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, увидеть картину природы как единого целого.
Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей, сравнение, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез, перенос знаний в новую ситуацию, поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы, планирование исследования, оформление результатов проведенного исследования.
Именно проблемно-поисковый подход в обучении ставит учащихся в позицию творческого участника процесса познания, а не пассивного потребителя готовой информации.
Содержание теоретического материала соответствует программе обучения физики в 8 классе (программа А.В. Перышкин).
Урок сопровождается компьютерной презентацией материала в PowerPoint (Приложение 1).
Задача урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять полученные знания и осуществлять их перенос в новые условия при изучении нового материала, формирование умений работать с физическими приборами и оформлять результаты опытов.
Цели урока:
- Образовательная: изучить физические особенности действий электрического тока сформировать понятия: тепловой, химическое, магнитное действие, рассмотреть особенности и практическое применение различных действий тока.
- развивающая:формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом разными способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.
- воспитательная: воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел «Электрический ток»
Повторим и вспомним:
- Что такое электрический ток?
- Условия существования электрического тока
Мы узнаем:
- Какие явления называют действиями тока?
- Какие действия тока существуют и в чем они проявляются?
План урока.
- Актуализация знаний.
- Формирование знаний.
- Подведение итога урока
Урок сопровождается компьютерной презентацией.
Актуализация знаний.
Действия учителя | Действия учеников |
В качестве эпиграфа к уроку я бы хотела взять одну из восточных мудростей: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне сделать самому – и я пойму» Учитель предлагает проанализировать эпиграф: - исходя из эпиграфа урока, какие формы работы будут вам предложены? Вопрос к обучающимся: что представляет собой электрический ток? Для ответа на данный вопрос предлагается выполнить практическое задание: на столах у обучающихся находятся собранные электрические цепи, необходимо определить, какие ошибки допущены при сборке цепи, выяснить причины отсутствия электрического тока в цепи, сделать вывод об условиях существования электрического тока. |
Анализируют эпиграф и предполагают, что предстоит экспериментальная работа. Обучающиеся работают в группах, каждая из которых анализирует свою электрическую цепь. Предложены варианты:
Обучающиеся выполняют практическое задание и делают вывод: для существования электрического тока должны выполняться следующие условия:
|
Формирование знаний.
Действия учителя | Действия обучаемых |
При выполнении практического задания, мы вспомнили условия существования тока. - как узнаем, что в цепи существует электрический ток? -что может делать ток в проводнике? Учитель дает определение: Действия – это явления, которые вызывает ток, проходя по проводнику. -какие действия может осуществлять электрический ток, проходя по проводнику? Обобщение: При прохождении тока по проводнику наблюдаются следующие действия тока:
Наша задача выяснить, в чем заключается каждое действие тока и где оно используется на практике. Тепловое действие тока: при прохождении тока проводник нагревается. Демонстрирует опыт: нагревание и провисание проволоки при прохождении электрического тока. Магнитное действие тока: при прохождении тока вокруг проводника порождается магнитное поле. -как это утверждение можно доказать? Опыт: магнитное взаимодействие катушки с током и магнита. Рассказывает о действии электрического тока на человека, знакомит с правилами безопасности при использовании электроприборов. |
Предполагаемый ответ: о наличии электрического тока мы узнаем по действиям, которые производит ток. Обучающиеся предлагают возможные действия электрического тока.
Наблюдают опыт и анализируют его. По итогам опыта делают вывод. По результатам опытов обучающиеся заполняют таблицу «Анализ результатов» (Приложение 2) Обучающиеся работают в группах, выполняют практическое задание: зависит ли тепловое действие тока от того, какой резистор включен в цепь. По итогам практического задания делают вывод, что тепловое действие тока зависит от того, какой резистор включен в цепь. Рассматривая магнитное действие тока, учащимся предлагается выяснить причины неисправности в работе предложенных электроизмерительных приборов и возможности их устранения. Работа ведется в группах.
Знакомятся с действиями тока на человека и правилами безопасности при использовании электроприборов |
Закрепление полученных знаний. Подведение итогов урока.
Действия учителя | Действия обучаемых |
Предлагает заполнить отчет о проведенных опытах и сделать вывод |
Контроль и самоконтроль усвоения знаний. Отчет групп о проведенных исследованиях, заполнение листка- отчета о проведенных опытах /Приложение 3/. Руководитель группы оценивает каждого участника /приложение 3/. Оценка, выставленная группой, сверяется с оценкой, поставленной учителем. |
Таким образом, систематическое выполнение экспериментальных и исследовательских заданий развивает в учениках такие умения, как самостоятельная сборка экспериментальных установок, измерение физических величин, представление результатов опытов в виде таблиц, выводы из экспериментов и объяснение результатов своих наблюдений с теоретической позиции. Ученик, делая для себя открытие, практически подтверждает то, что узнал теоретически, и у него появляется мотивация к обучению и саморазвитию. Изучение действия тока на человека раскрывает практическое значение данной темы.
Работа учащихся в группах позволяет развивать коммуникативную компетентность, учит анализировать и оценивать ответы товарищей.
Кроме того, применение на уроках компьютерных технологий дополняет практический эксперимент и объяснение учителя, позволяет глубже понять суть практической работы, учит творчески мыслить и расширяет кругозор учащихся.