Проблемно–поисковый метод при изучении темы "Электрический ток"

Разделы: Физика


Формирование физической картины мира как части естественно – научной картины мира достигается при условии, что изучение физики как учебного предмета является, прежде всего, средством, обеспечивающим развитие познавательных способностей личности, расширение ее интеллектуальных возможностей.

Необходимость применения проблемно-поискового метода в обучении обусловлена требованиями модернизации образования о совершенствовании форм и методов учебной работы. Проблемно-поисковый метод в обучении – такая организация учебного процесса, которая включает в себя создание поисковой ситуации на уроке, возбуждение у учащихся познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально-значимых мотивов учения и образования.

Функции проблемно-поискового метода в обучении:

  • Воспитание познавательного интереса;
  • Создание положительной мотивации учения и образования;
  • Формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
  • Развитие интеллектуальной сферы личности;
  • Формирование умений и навыков самообразования, т.е. формирование способов активной познавательной деятельности;
  • Развитие познавательной активности и самостоятельности.

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, увидеть картину природы как единого целого.

Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей, сравнение, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез, перенос знаний в новую ситуацию, поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы, планирование исследования, оформление результатов проведенного исследования.

Именно проблемно-поисковый подход в обучении ставит учащихся в позицию творческого участника процесса познания, а не пассивного потребителя готовой информации.

Содержание теоретического материала соответствует программе обучения физики в 8 классе (программа А.В. Перышкин).

Урок сопровождается компьютерной презентацией материала в PowerPoint (Приложение 1).

Задача урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять полученные знания и осуществлять их перенос в новые условия при изучении нового материала, формирование умений работать с физическими приборами и оформлять результаты опытов.

Цели урока:

  • Образовательная: изучить физические особенности действий электрического тока сформировать понятия: тепловой, химическое, магнитное действие, рассмотреть особенности и практическое применение различных действий тока.
  • развивающая:формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом разными способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.
  • воспитательная: воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел «Электрический ток»

Повторим и вспомним:

  • Что такое электрический ток?
  • Условия существования электрического тока

Мы узнаем:

  • Какие явления называют действиями тока?
  • Какие действия тока существуют и в чем они проявляются?

План урока.

  • Актуализация знаний.
  • Формирование знаний.
  • Подведение итога урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией.

Актуализация знаний.

Действия учителя Действия учеников

В качестве эпиграфа к уроку я бы хотела взять одну из восточных мудростей: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне сделать самому – и я пойму»

Учитель предлагает проанализировать эпиграф:

- исходя из эпиграфа урока, какие формы работы будут вам предложены?

Вопрос к обучающимся: что представляет собой электрический ток?

Для ответа на данный вопрос предлагается выполнить практическое задание: на столах у обучающихся находятся собранные электрические цепи, необходимо определить, какие ошибки допущены при сборке цепи, выяснить причины отсутствия электрического тока в цепи, сделать вывод об условиях существования электрического тока.

Анализируют эпиграф и предполагают, что предстоит экспериментальная работа.

Обучающиеся работают в группах, каждая из которых анализирует свою электрическую цепь. Предложены варианты:

  • Цепь разомкнута (не горит одна из последовательно соединенных ламп в гирлянде)
  • Источник тока подключен не верно (оба провода подключены к одному полюсу источника)
  • Цепь с резистором вместо лампы, собранная верно.
  • Цепь без источника тока.

Обучающиеся выполняют практическое задание и делают вывод: для существования электрического тока должны выполняться следующие условия:

  • Наличие свободных заряженных частиц;
  • Наличие электрического поля;
  • Электрическая цепь должна быть замкнута.

Формирование знаний.

Действия учителя Действия обучаемых

При выполнении практического задания, мы вспомнили условия существования тока.

- как узнаем, что в цепи существует электрический ток?

-что может делать ток в проводнике?

Учитель дает определение:

Действия – это явления, которые вызывает ток, проходя по проводнику.

-какие действия может осуществлять электрический ток, проходя по проводнику?

Обобщение:

При прохождении тока по проводнику наблюдаются следующие действия тока:

  • Тепловое
  • Химическое
  • Магнитное

Наша задача выяснить, в чем заключается каждое действие тока и где оно используется на практике.

Тепловое действие тока: при прохождении тока проводник нагревается. Демонстрирует опыт: нагревание и провисание проволоки при прохождении электрического тока.

Магнитное действие тока: при прохождении тока вокруг проводника порождается магнитное поле.

-как это утверждение можно доказать?

Опыт: магнитное взаимодействие катушки с током и магнита.

Рассказывает о действии электрического тока на человека, знакомит с правилами безопасности при использовании электроприборов.

Предполагаемый ответ: о наличии электрического тока мы узнаем по действиям, которые производит ток.

Обучающиеся предлагают возможные действия электрического тока.

 

 

 

 

 

Наблюдают опыт и анализируют его. По итогам опыта делают вывод.

По результатам опытов обучающиеся заполняют таблицу «Анализ результатов» (Приложение 2)

Обучающиеся работают в группах, выполняют практическое задание: зависит ли тепловое действие тока от того, какой резистор включен в цепь. По итогам практического задания делают вывод, что тепловое действие тока зависит от того, какой резистор включен в цепь.

Рассматривая магнитное действие тока, учащимся предлагается выяснить причины неисправности в работе предложенных электроизмерительных приборов и возможности их устранения.

Работа ведется в группах.

 

Знакомятся с действиями тока на человека и правилами безопасности при использовании электроприборов

Закрепление полученных знаний. Подведение итогов урока.

Действия учителя Действия обучаемых

Предлагает заполнить отчет о проведенных опытах и сделать вывод

Контроль и самоконтроль усвоения знаний. Отчет групп о проведенных исследованиях, заполнение листка- отчета о проведенных опытах /Приложение 3/. Руководитель группы оценивает каждого участника /приложение 3/. Оценка, выставленная группой, сверяется с оценкой, поставленной учителем.

 Таким образом, систематическое выполнение экспериментальных и исследовательских заданий развивает в учениках такие умения, как самостоятельная сборка экспериментальных установок, измерение физических величин, представление результатов опытов в виде таблиц, выводы из экспериментов и объяснение результатов своих наблюдений с теоретической позиции. Ученик, делая для себя открытие, практически подтверждает то, что узнал теоретически, и у него появляется мотивация к обучению и саморазвитию. Изучение действия тока на человека раскрывает практическое значение данной темы.

Работа учащихся в группах позволяет развивать коммуникативную компетентность, учит анализировать и оценивать ответы товарищей.

Кроме того, применение на уроках компьютерных технологий дополняет практический эксперимент и объяснение учителя, позволяет глубже понять суть практической работы, учит творчески мыслить и расширяет кругозор учащихся.