Цели:
- формировать представление об именах существительных в родительном падеже, воспроизвести признаки этого падежа;
- развивать умение определять имена существительные в родительном падеже в предложении, развивать детское творчество;
- воспитывать ответственное отношение к учёбе.
Оборудование: индивидуальные карточки - картинки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-прочитайте стихотворение Ольги Высотской. На что нацеливает она нас в работе на уроке?
-На доске:
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным - и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
2. Проверка домашнего задания.
-Вот и вам было дано правило. Что это за правило? (2 человека рассказывают об именительном падеже).
-А теперь послушайте, ещё об именительном падеже расскажет ваша одноклассница.
Я именительный падеж
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю.
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
-Что ещё вы узнали об именительном падеже имён существительных?
- Прочитайте текст, который у вас получился дома.
-Докажите, что это текст.
- Озаглавит можно?
-О каком петушке в нём говорится?
-Определите падеж выделенных существительных.
-Каким членом предложения они являются?
-Есть ли у них предлоги?
- Работа по картине «Рябчик». Устно разберите существительное рябчик как часть речи ( Рябчик – (кто?) н.ф. рябчик, одушевл., нариц., м. р., ед. ч., им. П., в предложении является подлежащим.)
3. Работа в тетрадях.
а) Оформление работ в тетрадях.
б) Чистописание. Отрабатываем плавность перехода от буквы к букве.
- На доске слова: р…бота, мастера, всякая, хвалит.
Составьте из данных слов предложение – пословицу. Вставьте пропущенные буквы. Запишите, соблюдая правила написания букв.
- Как вы понимаете смысл пословицы?
в) - Найдите имена существительные. Определите падеж ( работа – им. п., мастера – род. п.)
- Как определили?
- Значит, существительные в родительном падеже отвечают на вопросы …?
- А какое слово – помощник есть у родительного падежа?
4. Изучение нового материала.
а) О чём пойдёт речь сегодня на уроке? Какова его тема?
(Правильно. Сегодня мы продолжим изучать имена существительные, познакомимся с родительным падежом имён существительных, с его отличительными признаками, будем учиться находить имена существительные в родительном падеже в предложениях).
б) Словарная работа.
- Из каких слов выпали согласные?
_е_а_ _о_о_а
_е_ё_а _о_а_а
_е_е_о _о_о_о
-Запишите их, обозначая ударение и орфограммы.
-Проверим, определяя какой частью речи, является каждое слово.
-Какие слова не относятся к нашей сегодняшней теме?
- Почему?
-Устно поставьте эти существительные в родительный падеж
(пенала, берёзы, вороны, собаки).
- Составьте предложение с любым существительным так, чтобы оно стояло в родительном падеже (Около белоствольной берёзки прыгал маленький зверёк. Ученик достал из пенала ручку, карандаш и резинку.)
-Запишите предложения, разберите предложения по членам предложения и частям речи.
- Определите падеж имён существительных.
- Что вы заметили ещё у существительных в родительном падеже? (предлоги)
- Какие?
Физминутка.
5. Работа с учебником.
- стр. 38 упр. 66, подчеркните орфограммы.
- упр. 67
6. На доске:
Не набрать мне столько за год
В лес ходила я с Мариной
Набрала подружка ягод
За черникой и малиной.
- Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение.
- Расставьте знаки препинания.
-Спишите, подчеркните орфограммы (кто больше увидит).
- Найдите существительные в родительном падеже.
- Как вы определили? (по вопросу).
- А как ещё можно определить родительный падеж? (по предлогам)
- А ещё? Кто заметил? (по окончанию а-я, ы-и)
7. Индивидуальная работа (по карточкам - картинкам).
- Составьте предложение с существительными в родительном падеже без предлогов или с предлогами.
- Запишите, обозначьте падеж, выделите окончание, подчеркните предлоги.
- Взаимопроверка.
8. Итог урока.
- На доске:
Родительный падеж кого? чего?
у, около, от, после, из, с, до, без, для, вокруг, возле.
Окончания –а, -я, -ы, -и.
Дом. Задание: стр. 38 – знать всё о родительном падеже.
Стр. 39, упр.69 – все задания к упражнению.