Цели и задачи:
- Научить выделять признаки, присущие только объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы.
- Воспитывать бережное отношение к природе, друг к другу.
- Развивать внимание, мышление, речь.
Оборудование: учебники «Мы и окружающий мир» 1 класс Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, карточки с изображением объектов природы, мел кусковой, цветок в горшке, компьютер на рабочем месте учителя, медиапроектор , экран, авторская компьютерная презентация, сделанная в программе Power Point по теме: «Живая и неживая природа. Признаки живой и неживой природы.»
Аннотация конспекта:
1. Организационный момент. Презентация «Живая и
неживая природа. Признаки живой и неживой
природы» – Приложение 1,
слайды 1-2.
2. Работа по теме. Приложение 1,
слайды 3-13.
3. Итог урока. Приложение 1,
слайды 14-15.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (Слайд 1)
II. Вступительная беседа
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (природа) (Слайд 2)
Учитель: Ребята, а что же такое природа?
Ученики приводят примеры.
Учитель: Давайте посмотрим все ли мы правильно назвали. (Слайд 3).
III. Объяснение нового материала
1. Опыт
В пакете разбить кусковой мел.
Учитель: Что произошло?
– Мел перестал быть мелом? Изменились ли его
свойства?
– Как вы думаете, мел – живой?
– А можно ли так поступать с живым?
– Что произойдет, если я сломаю цветок?
2. Работа с учебником
Учитель: Откройте, пожалуйста, свой
учебник на стр. 18. Рассмотрите рисунки. Как вы
думаете, какие из объектов относятся к неживой
природе?
– Какие относятся к живой природе?
– Что общего у объектов живой природы?
3. Опыт с учеником
Пригласить к доске ученика.
Учитель: Ребята, посмотрите,
пожалуйста, наш Юра с 1 сентября подрос?
Дети: Да, немножечко подрос.
Учитель: А еще что делает Юра?
Дети: Он дышит.
Учитель: Правильно. А после первого
урока в столовой что он делал?
Дети: Кушал.
Учитель: Верно, для того, чтобы расти
необходимо питание. А на перемене в коридоре что
делает наш Юра?
Дети: Он бегает.
Учитель: Какому объекту природы
можно отнести Юру?
Дети: К объекту живой природы.
4. Работа с учебником
Учитель: Карина, прочитай, пожалуйста,
вопрос в голубой рамке учебника.
Карина читает: «К каким объектам
природы можно отнести все следующие признаки:
рождение, дыхание, питание, движение, рост и
умирание?»
Дети: К объектам живой природы.
Учитель: Молодцы, совершенно верно.
5. Физминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер выше, выше, выше,
Деревцо все ниже, ниже…
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, а
о каких объектах природы говорилось в
стихотворении физминутки?
Дети: Ветер и деревцо.
Учитель: А к живой или неживой природе
они относятся?
Дети: Ветер – неживая природа. Деревцо
– живая природа.
Учитель: А теперь поиграем.
6. Игра «Живое – неживое» (Слайд 4)
– Что видно только ночью?
– Луна, звезды. Неживая природа.
– Белые кораблики по небу плывут, белые
кораблики дождики везут. (Слайд 5).
– Облака. Неживая природа.
– Дышит, растет, а ходить не может. (Слайд 6)
– Растение. Живая природа.
– Что всех людей на земле греет? (Слайд 7)
– Солнце. Неживая природа.
– В лесу на одной ножке выросла лепешка? (Слайд 8)
– Гриб. Живая природа.
– Без рук, без ног, а бежит. (Слайд 9)
– Вода. Неживая природа.
– В воде под мостиком виляет хвостиком. (Слайд 10)
– Рыба. Живая природа.
– На всех садится, никого не боится. (Слайд 11)
– Снег (снежинка). Неживая природа.
– Ползун ползет, иглы везет. (Слайд 12)
– Ежик. Живая природа.
– На шесте дворец, во дворце певец. (Слайд 13)
– Скворец.
Учитель: Замечательно! Мы справились!
IV. Индивидуальная работа
Учитель: А теперь возьмите, пожалуйста, свои карточки и выберите из них 3 объекта живой природы и 3 объекта неживой природы.
Проверка задания.
Учитель: Давайте посмотрим на экран и выполним задания. (Слайд 14)
Слайд 15
V. Итог урока
Учитель: Итак, ребята, что же нового мы узнали сегодня на уроке?