Цели урока: совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений учащихся
Задачи:
- учить пользоваться знаниями о языке как инструментом для решения практических задач;
- развивать, совершенствовать чувство языка, языковой интуиции;
- воспитывать любовь к слову, умение внимательно, вдумчиво относиться к слову при чтении текстов.
Тип урока: повторение и обобщение материала.
Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: дидактический материал, справочные материалы, фотографии с видом Байкала, компьютер, проектор.
Урок рассчитан на 2 часа.
Ход урока
1. Повторим орфографию (работа в парах сменного состава)
Этот вид работы позволяет развивать у учащихся орфографическую зоркость.
РАБОТА В ПАРАХ СМЕННОГО СОСТАВА
Карточка №1 | Карточка № 2 | Карточка № 3 |
Вставьте пропущенные буквы | Вставьте пропущенные буквы | Вставьте пропущенные буквы |
покраше….ый пол | прик…сновение | (з,с) доровье |
сваре….ый картофель | выр…щенный | (з,с) делает |
глиня….ый горшок | прил…гательное | (з,с)десь |
лимо….ый вкус | изб…рательный | (з,с)дание |
сушё….ые грибы | выг…рел | (з,с)дешний |
Карточка № 4 | Карточка № 5 | Карточка № 6 |
Вставьте пропущенные буквы | Слитно или раздельно | Вставьте пропущенные буквы |
бе…вкусный | (не)здоровится | стро...щийся |
ра…писание | (не)был | дума…щий |
и…печь | (не)хотелось | слыш…щий |
во…действовать | (не)решил | стел…щий |
ра…делять | (не)годовал | пил…щий |
Карточка № 7 | Карточка № 8 | Карточка № 9 |
Вставьте пропущенные буквы | Вставьте пропущенные буквы | Слитно, раздельно, через дефис |
могуч… | зал…зать на дерево | кисло(сладкий) |
много туч… | зал…зать рану | монголо(татарский) |
плащ… | пос…деть от горя | общественно(полезный) |
рож… | цветы стали ув…дать | северо(западный) |
решение задач | сп..шите данные | вагоно(ремонтный) |
Карточка № 10 | Карточка № 11 | Карточка № 12 |
Слитно или раздельно | Вставьте пропущенные буквы | Вставьте пропущенные буквы |
(не)годующий взгляд | увид…л | они кол…т дрова |
(не)засеянное поле | раска…вшись | они дремл…т |
ещё (не)крашенный пол | накле…л | они пропол…т |
(не)отправленное письмо | услыш…л | они не обид…тся |
письмо (не)отправлен | замет…в | они устро..т |
Карточка № 13 | Карточка № 14 | Карточка № 15 |
Вставьте пропущенные буквы | Вставьте пропущенные буквы | Вставьте пропущенные буквы |
пр…зидент | выйти замуж… | реч…нка |
пр…открыть | брос…те мяч | сгущ..нное молоко |
пр..брежный | старый печ…ник | поговорить с врач…м |
пр…хорошенький | упасть навзнич… | вычерпать ковш…м |
пр…образовать | умнож…те | зайч…нок |
Карточка № 16 | Карточка № 17 | Карточка № 18 |
Вставьте пропущенные буквы | Вставьте пропущенные буквы | Раздельно или через дефис |
провер…нный | пред…стория | (по) осеннему лесу |
смеш…нный | дез…нформация | (по) осеннему холодно |
укуш…нный | сверх…зысканный | иду (по) новому мосту |
постро…нный | меж…нститутский | выполнил (по) новому |
потер…нный | с…грать | жить (по) прежнему |
2. Тренировочные упражнения (работа в постоянных парах).
Учащимся предлагается прочитать текст и выполнить 14 заданий с кратким ответом.
Проверяется задание фронтально с использованием проектора.
Этот вид работы позволяет проверить языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знаний по орфографии, пунктуации и синтаксиса; владения основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях)
БАЙКАЛ
(1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. (2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. 93) Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.
(6) Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одной из самых красивых и ярких на южном Байкале. (7) Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (8) А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист застывшее тих, далеко в воде взблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря.
(9) Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже не представляемой. (10) Всё, что отпущено человеку для впечатлений, в товарище моём было очень скоро переполнено, и он, не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, замолчал. (11) Я продолжал говорить. (12) Я рассказывал, как, впервые попав в студенческие годы на Байкал, был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камушек, до которого затем при замере оказалось больше четырёх метров. (13) Товарищ принял этот случай безучастно. (14) Тогда я догадался, что с ним: скажи ему, что мы за двести-триста метров в глубину на двухкопеечной монете читаем в Байкале год чеканки, - больше, чем удивлён, он уже не удивится. (15) Он был полон, как говорится, с крышкой.
(16) Помню, его доконала в тот день нерпа. (17) Она редко подплывает близко к берегу, а тут нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я, заметив, показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. (18) Она, разумеется, ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго.
(19) Я даю это ничего не значащее само по себе воспоминание для того лишь, чтобы иметь возможность процитировать несколько слов из большого и восторженного письма моего товарища, которое он послал мне вскоре после возвращения домой с Байкала. (20) «Силы прибавились – это ладно, это бывало, - писал он. (21) – Но я теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. (22) Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно делать и чего не нужно. (23) Как хорошо, что у нас есть Байкал! (24) Я поднимаюсь утром и, поклоняясь в вашу сторону, где батюшка-Байкал, начинаю горы ворочать…»
(25) Я понимаю его…
Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Из предложения 6-7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В2. Из первого абзаца выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».
В3. Из предложений 19-24 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: « В суффиксах прилагательных -онн-, -енн- пишется две буквы нн».
В4. Из приведённого ниже предложения 22 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие вводное слово.
Я теперь чувствую, (1) что могу немало сделать, (2) и, (3) кажется, (4) различаю, (5) что нужно делать и чего не нужно.
В5. Из приведённого ниже предложения 10 выпишите цифру, при помощи которой пронумерована запятая, разделяющая части сложносочинённого предложения.
Всё, (1) что отпущено человеку для впечатлений, (2) в товарище моём было очень скоро переполнено, (3) и он, (4) не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться, (5) замолчал.
В6. Из приведённого ниже предложения 24 выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.
Я поднимаюсь утром и, (1) поклоняясь в вашу сторону, (2) где батюшка-Байкал, (3) начинаю горы ворочать.
В7. Замените словосочетание из предложения 9, построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
летнее торжество – …
В8. Из предложения 13 выпишите грамматическую основу.
В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 12.
В10. Среди предложений 9, 10, 11, 16, 21 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений
В11. Среди предложений 19, 20, 22, 23, 24 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В12. Среди предложений 15-21 найдите сложное, в состав которого входит односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
В13. Среди предложений 9-15 найдите сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В14. В предложении 20 замените прямую речь косвенной. Напишите получившееся предложение.
3. Работа над частью С (фронтальная работа)
В этой части урока с девятиклассниками стоит обсудить проблемы, поднятые автором данного текста, авторскую позицию, задать вопросы на понимание содержания текста, определить стиль текста и тип речи, составить план текста, рассказать о приёмах сжатия текста.
Этот вид работы развивает аналитические способности учащихся, вырабатывает лингвистическую зоркость, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, совершенствует творческие способности.
Приёмы сжатия текста:
- выделение микротем (составление плана);
- сокращение отдельных частей (пропуск предложений, содержащих второстепенные факты);
- сохранение последовательности в развитии событий;
- наличие предложений, выражающих мысль для каждой смысловой части;
- выделение ключевых слов и понятий;
- установление смысловых связей между ключевыми словами;
- обязательный перевод прямой речи в косвенную.
Ключевые слова:
- имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли;
- определяют смысловой и эмоциональный контекст;
- высокая повторяемость в тексте;
- несут символический смысл.
4. Творческая мастерская (индивидуальная работа).
Можно предложить учащимся самим выбрать задание из предложенных учителем. Это задание проверяет у учащихся умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.
- Истинной является красота естественная, природная: красота солнечного дня, свобода ветра и моря, буйство летних красок и т. д.
- тезис
- аргумент
- аргумент
- вывод - Как влияет окружающий мир на душу человека?
- тезис
- аргумент
- аргумент
- вывод - Необходимо ли человеку доказывать своё превосходство над природой?
- тезис
- аргумент
- аргумент
- вывод - Передайте прочитанную вами информацию в любой удобной для вас форме.
- Выскажите своё собственное мнение по позиции автора.
- Напишите сжатое изложение.
- Создайте свой текст по аналогии с прочитанным.
- Подготовьте речь публицистического стиля, в которой отразится мысль, что природу надо беречь.
- Создать микротекст по модели второго абзаца.
Учащимся можно предложить самим выбрать задание.