Форма урока: обобщение и
систематизация знаний.
Цели урока
- повторить и систематизировать знания по теме «Механические колебания и волны»;
- совершенствовать умения применять полученные знания для объяснения физических явлений;
- развивать познавательные интересы учащихся, интеллектуальные и творческие способности при решении физических задач;
- воспитывать убежденность в возможности познания природы.
Задачи урока:
- оценить усвоение основных понятий темы;
- проверить умение применять теорию для объяснения физических явлений, решать расчетные и качественные задачи;
- продолжить формирование элементов творческой деятельности.
Оснащенность урока: карточки-задания для учащихся, тесты в программе «КРАБ 2» (Приложение 1), презентация к уроку (Приложение 2).
Оборудование: компьютеры, мультимедиа – проектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Девизом урока предлагаю взять следующее
высказывание: « Я буду умным, я буду знающим, я
буду стараться, и все получится!»
Сегодня на уроке вам предстоит оценить свои
знания о механических колебаниях и волнах.
Выполняя задания на каждом этапе урока, вы будете
самостоятельно выставлять баллы в сводную
ведомость, а в конце урока мы подведём итог.
II. Повторение пройденного материала
1. Проверка знаний о колебаниях
8 учеников выполняют на компьютерах тест « Колебания». Остальные ученики выполняют задание по карточкам, затем в парах осуществляют взаимопроверку.
Задание 1
Привести в соответствие:
Период измеряется в … Частота измеряется в … Амплитуда измеряется в … Период – … Частота – … Амплитуда – … Свободные колебания – … Вынужденные колебания – … Затухающие колебания – … Резонанс – … |
время одного колебания наибольшее смещение от положения равновесия колебания, амплитуда которых с течением времени уменьшается в секундах число колебаний в единицу времени в герцах колебания, происходящие благодаря только первоначальному запасу энергии колебания, совершаемые телом под действием внешней периодической силы в метрах явление увеличения амплитуды колебаний при совпадении собственной частоты системы и частоты вынуждающей силы |
Проверка знаний о волнах
8 учащихся выполняют на компьютерах тест «Волны». Остальные ученики заполняют пропуски в предложениях, осуществляют взаимопроверку.
Задание 2
- Возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места их возникновения, называются…
- При распространении волны происходит…, но …
- Если смещение каждой частицы происходит вдоль одной линии с направлением распространения волны, то волну называют…
- Если смещение частиц происходит перпендикулярно направлению распространения, то волну называют…
- Продольные волны распространяются…
- Поперечные волны распространяются…
- Расстояние между двумя ближайшими точками, колеблющимися в одной и той же фазе – …
- Высота звука зависит от …
- Громкость звука зависит от…
- Скорость распространения звука в разных средах….
Проверка знаний и умений
- Работа с графиками
Задание 3
По графику, приведенному на рисунке, найти амплитуду и период колебаний маятника.
Определите по графику, приведенному на рисунке длину волны.
Решение качественных задач
Работа в парах. Учащиеся обсуждают решения, формулируют правильный ответ.
Задание 4
- Можно, еще не видя поезда, узнать о его приближении, приложив ухо к рельсу. На чем основан этот способ?
- Зачем у камертона две ножки?
- В комнате обычного размера эхо вовсе не наблюдается, хотя в ней имеется шесть отражающих звук поверхностей. Чем это объясняется?
- Почему летучие мыши даже в полной темноте не натыкаются на препятствия?
- Рабочая пчела, вылетевшая из улья за взятком, делает в среднем 180 взмахов в секунду. Когда же она возвращается в улей, количество взмахов возрастает до 280. Как это отражается на звуке, который мы слышим?
Решение расчетных задач
Задание 5
Вариант 1
1 уровень. Волна распространяется со
скоростью 6 м/с при частоте колебания 5 Гц. Какова
длина волны?
2 уровень. Расстояние между соседними
гребнями волны 8 м. Чему равен период и частота
колебаний в этой волне, если скорость ее
распространения равна 4 м?
Вариант 2
1 уровень. Определите длину звуковой волны
с частотой колебаний 16 Гц.
2 уровень. Рыболов заметил, что за 10с
поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а
расстояние между соседними горбами волн равно 1,2
м? Какова скорость распространения волн?
III. Подведение итогов урока
Сводная ведомость
ФИ ученика (цы):
№ задания | Максимальное кол-во баллов за задание | Набранное кол-во баллов |
Задание 1 | 10 | |
Задание 2 | 10 | |
Задание 3 | 3 | |
Задание 4 | 5 | |
Задание 5 | 1 уровень – 1 2 уровень – 2 |
|
Итого | 30 |
IV. Домашнее задание
Литература:
- Физика. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.В.Перышкина «Физика. 9 класс», 2002. Часть II/Сост. И.И. Мокрова – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 96с.
- Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Г.Н.Стеапнова. – М.: Просвещение, 1995.-256 с.: ил.