Урок с применением ИКТ по теме "Механические колебания" (9-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 9


Форма урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока

  • повторить и систематизировать знания по теме «Механические колебания и волны»;
  • совершенство­вать умения применять полученные знания для объяснения физических явлений;
  • развивать познавательные интересы учащихся, интеллектуальные и творческие способности при решении физических задач;
  • воспитывать убежденность в возможности познания природы.

Задачи урока:

  • оценить усвоение основных понятий темы;
  • проверить умение применять теорию для объяснения физических явлений, решать расчетные и качественные задачи;
  • продолжить формирование элементов творческой деятельности.

Оснащенность урока: карточки-задания для учащихся, тесты в программе «КРАБ 2» (Приложение 1), презентация к уроку (Приложение 2).

Оборудование: компьютеры, мультимедиа – проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Девизом урока предлагаю взять следующее высказывание: « Я буду умным, я буду знающим, я буду стараться, и все получится!»
Сегодня на уроке вам предстоит оценить свои знания о механических колебаниях и волнах. Выполняя задания на каждом этапе урока, вы будете самостоятельно выставлять баллы в сводную ведомость, а в конце урока мы подведём итог.

II. Повторение пройденного материала

1. Проверка знаний о колебаниях

8 учеников выполняют на компьютерах тест « Колебания».  Остальные ученики выполняют задание по карточкам, затем в парах осуществляют взаимопроверку.

Задание 1

Привести в соответствие:

Период измеряется в …
Частота измеряется в …
Амплитуда измеряется в …
Период – …
Частота – …
Амплитуда – …
Свободные колебания – …
Вынужденные колебания – …
Затухающие колебания – …
Резонанс – …
время одного колебания
наибольшее смещение от положения равновесия
колебания, амплитуда которых с течением времени уменьшается
в секундах
число колебаний в единицу времени
в герцах
колебания, происходящие благодаря только первоначальному запасу энергии
колебания, совершаемые телом под действием внешней периодической силы
в метрах
явление увеличения амплитуды колебаний при совпадении собственной частоты системы и частоты вынуждающей силы

Проверка знаний о волнах

8 учащихся выполняют на компьютерах тест «Волны». Остальные ученики заполняют пропуски в предложениях, осуществляют взаимопроверку.

Задание 2

  • Возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места их возникновения, называются…
  • При распространении волны происходит…, но …
  • Если смещение каждой частицы происходит вдоль одной линии с направлением распространения волны, то волну называют…
  • Если смещение частиц происходит перпендикулярно направле­нию распространения, то волну называют…
  • Продольные волны распространяются…
  • Поперечные волны распространяются…
  • Расстояние между двумя ближайшими точками, колеблющимися в одной и той же фазе – …
  • Высота звука зависит от …
  • Громкость звука зависит от…
  • Скорость распространения звука в разных средах….

Проверка знаний и умений

  • Работа с графиками

Задание 3

По графику, приведенному на рисунке, найти амплитуду и период колебаний маятника.

Определите по графику, приведенному на рисунке длину волны.

Решение качественных задач

Работа в парах. Учащиеся обсуждают решения, формулируют правильный ответ.

Задание 4

  • Можно, еще не видя поезда, узнать о его приближении, приложив ухо к рельсу. На чем основан этот способ?
  • Зачем у камертона две ножки?
  • В комнате обычного размера эхо вовсе не наблюдается, хотя в ней имеется шесть отражающих звук поверхностей. Чем это объясняется?
  • Почему летучие мыши даже в полной темноте не натыкаются на препятствия?
  • Рабочая пчела, вылетевшая из улья за взятком, делает в среднем 180 взмахов в секунду. Когда же она возвращается в улей, количество взмахов возрастает до 280. Как это отражается на звуке, который мы слышим?

Решение расчетных задач

Задание 5

Вариант 1

1 уровень. Волна распространяется со скоростью 6 м/с при частоте колебания 5 Гц. Какова длина волны?
2 уровень. Расстояние между соседними гребнями волны 8 м. Чему равен период и частота колебаний в этой волне, если скорость ее распространения равна 4 м?

Вариант 2

1 уровень. Определите длину звуковой волны с частотой колебаний 16 Гц.
2 уровень. Рыболов заметил, что за 10с поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними горбами волн равно 1,2 м? Какова скорость распространения волн?

III. Подведение итогов урока

Сводная ведомость

ФИ ученика (цы):

№ задания Максимальное кол-во баллов за задание Набранное кол-во баллов
Задание 1 10  
Задание 2 10  
Задание 3 3  
Задание 4 5  
Задание 5 1 уровень – 1
2 уровень – 2
 
Итого 30  

IV. Домашнее задание

Литература:

  • Физика. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.В.Перышкина «Физика. 9 класс», 2002. Часть II/Сост. И.И. Мокрова – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 96с.
  • Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Г.Н.Стеапнова. – М.: Просвещение, 1995.-256 с.: ил.