Нестандартные уроки русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщить знания по теме: «Предложение».

Задачи:

  • Закрепить умение составлять предложения.
  • Знать признаки предложения.
  • Уметь правильно оформлять предложение на письме.
  • Развивать речь.
  • Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Предварительная подготовка к уроку: одеть детей в русские народные костюмы, разучить заклички, стихи.

Ход урока

1. Орг. момент.

Здравствуйте, люди добрые! А куда вы собрались? (Учитель спрашивает)

– На ярмарку!!! (Дети хором отвечают)

– Внимание! Сегодня на уроке русского языка мы побываем на ярмарке. Побывать там нам помогут тексты, песни, стихи, игры. Мы вспомним все, что знаем о предложении.

2. Минутка чистописания.

Учащиеся прописывают упражнение с буквой Яя.

яр ям ярмарка

Прочитайте слово, написанное на доске.

– Как вы понимаете значение этого слова? Объясните.

– Слово учителя: А знаете как образовалось слово ярмарка? В этом слове две части, пришедшие к нам из немецкого языка: яр – значит год, марка (маркт) – торг, рынок. Вот и получается, что ярмарка - это ежегодный торг, рынок, базар.

– Запишите слово ярмарка в тетрадь и сделайте звукобуквенный анализ слова.

Ребята выполняют звукобуквенный анализ слова самостоятельно. Проверка.

3. Письмо по памяти.

Слово учителя: В старину на Руси проводились ярмарки. Большие ярмарки проводились раз в год, маленькие чаще. Все люди в красивых одеждах, веселые. Чего только на ярмарке не было. Все можно купить. Приходили люди сюда купить что-то для дома, гостинцы для близких, себя показать и на других посмотреть.

– Послушайте стихотворение И. Токмаковой «Ярмарка».

– Какое настроение передает это стихотворение? Стихотворение читает подготовленный ученик.

Ярмарка
Ярмарка, ярмарка,
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая.
Глянешь налево –
Лавки с товаром.
Глянешь направо –
Веселье даром.

(Первое предложение написано на доске.)

Ярм_рка, ярм_рка,
_гневая, яркая,
Пл_совая, жаркая.

– Вставьте, пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

– Заучите четверостишие.

– Запишите четверостишие по памяти.

– Найдите слова, которые подчеркивают характер, дух ярмарки.

– Подчеркните, слова, обозначающие признак.

– Из чего состоит наша речь?

– Докажите, что мы записали предложение. Что такое предложение? Как предложение оформляется на письме?

4. Словарная работа.

Слово учителя: Чего только на ярмарке не было. Пряники, бублики, крендельки, самовары, яркие платки, бусы, ленты, разноцветные ткани. Все и не перечислить.

– Я загадываю загадку, вы отгадываете и отгадку записываете, подчеркиваете знакомую орфограмму, подбираете проверочное слово.

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины – блин)

Он бывает с толокном,
С рисом, с мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь его сперва сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочкам все съедят. (Пирог – пироги)

К нам приехали с бахчи,
полосатые мячи. (Арбуз – арбузы)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Круглое, румяное
Я расту на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб – хлеба)

Запутан ребенок
в сто пеленок. (Капуста)

Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

– Составьте предложение с любым из этих слов, запишите.

Учащиеся зачитывают получившиеся предложения

–  Что такое предложение? Как предложение оформляется на письме?

5. Знакомство с закличками.

– Самая многолюдная и знаменитая ярмарка на Руси была близ Нижнего Новгорода. На эту ярмарку съезжались люди со всей России, а также иностранные гости. Многоголосая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующихся. Чтобы люди подходили и покупали товар, купцы зазывали своих покупателей. Нахваливали свой товар. Отсюда в русской речи появились заклички.

– Наш праздник продолжается, лавки открываются!

(Подготовленные ученики читают заклички)

Кому пирожки,
Горячие пирожки?!
С пылу, с жару,
Гривенник за пару!

Люди! Подходите!
Платки поглядите.
Один красный,
Другой синий,
А уж третий-то хорош,
Покупай-ка на свой грош!

Иголки не ломки
Нитки, тесемки
Румяна, помада,
Кому чего надо?!

– На доске написана закличка. Нужно поставить предложения в правильном порядке расставить знаки в конце предложения. Списать.

Есть рассказы, есть стихи (.)
Эй, девчонки, эй, мальчишки (!)
Подойди, да и купи (!)
Посмотрите, что за книжки (!) 

 Сколько предложений получилось в закличке? Какие знаки поставили в конце предложений? Почему? Составьте схему 4 предложения.

– Найдите в тексте слова обозначающие предмет, подчеркните

–  На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет?

– Сейчас, ребята, вы сами попробуйте побывать в роли зазывал и поучитесь нахваливать свой товар.

6. Дидактическая игра «Кот в мешке».

В мешке предметы. Играющие достает предмет из мешка, описывает его достоинства. Нахваливает, как продавец.

7. Самостоятельная работа «Закончи пословицу».

Слово учителя. На ярмарке народ не только покупал или торговал. Здесь можно было повеселиться, покататься на карусели, посмотреть представление бродячих артистов. Здесь рождалось много поговорок и пословиц. Мудрость народная, как глубокий колодец неисчерпаема. Какие поговорки и пословицы вы знаете?

– На доске дано начало пословиц, вам нужно подобрать правильный конец

Друзья познаются …        топором не разрубишь
Крепкую дружбу…   а говори – научусь
Не говори – не умею, …   все за одного
Один за всех, …   в беде
Не учись разрушать …   наружу выйдет
Правду, как ни прячь, …   а учись строить

После выполнения самостоятельной работы учащиеся зачитывают получившиеся пословицы, объясняют правила написания предложения, объясняют значение пословиц.

8. Итог урока.

Чему учились на уроке?

– Что такое предложение?

– Как оформляется предложение на письме?

– Что нового узнали? и т.д.