План урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

Цели:

  • Формировать навык правописания падежных окончаний в предложном падеже.
  • Обобщать знания о предложном падеже, научить правильно употреблять предлоги о, об.
  • Развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, навыки чтения, кругозор, внимательность.
  • Воспитать любовь к природе.

Наглядность: плакаты, кроссворд, предметные картинки, живые кактусы.

Учебник:  «Русский язык 4» (автор Т.Г.Рамзаева)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Разминка.

На слайде – слово

С У Щ Е С Т В И Т Е Л Ь Н О Е

а) Конкурс «Наборщик». Дети должны составить из имеющихся букв наибольшее количество слов.

б) У этих слов определить склонение.

Например:

1 склонение        2 склонение                 3 склонение

                             стол                              нить
                             стул                              ель
                             щит
                             ствол
                             тесто
                             тело
                             существо
                             олень
                             село

Можно задать вопрос: Почему нет ни одного слова в 1 склонении?
Ответ: В слове существительное нет буквы «А» или «Я».

в) Найденные существительные ставить в предложном падеже ( о стуле, о ели…)

г) Вывод.
– У существительных 1, 2-го склонения какие падежные окончания в предложном падеже?
– Е.
– У существительных 3-го склонения какие падежные окончания в предложном падеже?
– И.

д) Чтение учащимися правила на странице 111. Закрепление пройденного.

На слайде – правило.

2. Сообщение целей урока

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о существительных предложного падежа, о падежных окончаниях, о склонениях существительных и о… Ещё о чём? Вы узнаете, разгадав кроссворд.

3. Словарно-орфографическая работа

На слайде – открытки с цветами. Каждая открытка имеет свой номер и название цветка, который изображён на нём.
По выделенным буквам строится кроссворд.

– Какое слово получилось по вертикали? (Предлоги).
– А что вы знаете о предлогах? (Служит для связи слов в предложении).
– А какие предлоги вы знаете? (ответы детей).

– В гостях у нас сегодня на уроке предлоги О и Об.

На слайде:

– К какому падежу относятся эти прологи? (К предложному падежу).
– Как вы думаете, почему предлог О в синем треугольнике, а предлог Об – в красном?
– НЕ догадались? Не беда. Скоро узнаете.

4. Работа по теме

а) Упражнение «О или Об»? На доске два плаката и отдельные карточки с предлогами О и Об. Дети должны к словам правильно поставить предлоги.

__   тайне                          __       акварели
__  сердце                        __       фасоли
__   инее                            __       сирени
__  острове                      __        окне
__  сказке                         __       книге
__  Ане                             __       Оле

б) Словарная работа. Иней – на чувашском языке – пас.

Вывод. Если существительное начинается с согласной, то употребляем предлог О, если существительное начинается с гласных букв а, о, у, и, э, то употребляем предлог Об.

На  слайде – буквы:  А, О, У, И, Э.

г) Чтение учащимися правила по учебнику на странице 112.

5. Чистописание. Работа в тетради

На слайде: правило «Правильно сиди при письме»

Ребята, сегодня мы вспоминаем, как правильно соединить буквы л, м, п, т с буквой о. Показываю на доске. (Дети пишут).

а) Списывание существительных с предлогами О и Об с плаката.

6. Работа по учебнику.

Нашли в учебнике упражнение 221. Читаем задание и выполняем устно. (Дети должны правильно ставить существительное в нужном падеже, указать склонение и окончание).

7. Физкультминутка.

Всем детям заранее даны предметные картинки (облако, лимон, линейка, мельница, земляника, лист, телевизор, одеяло, язык, арбуз, бабушка, акварель, угол, шарф, цветок, антенна, луна, корзина, лампа, календарь, окно, карта, тетрадь). Дети должны определить склонение, потом правильно употребить предлоги О и Об.

а) К доске выходят те дети, у которых существительные 1 – го склонения.
б) К доске выходят те дети, у которых существительные 2 – го склонения.
в) К доске выходят те дети, у которых существительные 3 – го склонения.

Вывод. Существительные, которые начинаются с согласной буквы, употребляем предлог… (отвечают дети – О). Существительные, которые начинаются на буквы а, о, у, и, э, употребляем предлог… (отвечают дети – Об).
Вот почему они одеты в синий и красные цвета. Ведь мы с первого класса привыкли согласных обозначать синим цветом, а гласных – красным цветом.

8. Повторение изученного

– Ребята, давайте вспомним виды разборов. Что мы умеем делать? Чему научились?
На слайде  схемы: звуко – буквенного анализа слов, разбора имени существительного, разбора слов по составу.
Трое работают у доски, а остальные – в тетрадях списывают разбор одного слова.

а) Звуко-буквенный анализ слов:

Школа – 5 бкув, 5 звуков, 2 слога.

ш – [ш] – парный, глухой, согласный, твёрдый.
к – [к] – непарный, глухой, согласный, твёрдый.
о – [о] – гласный, ударный.
л – [л] – непарный, звонкий, согласный, твёрдый.
а – [а] – гласный, безударный.

Дом – 3 буквы, 3 звука, 1 слог.

д – [д] – парный, звонкий, согласный, твёрдый.
о – [о] – гласный, ударный.
м – [м] – непарный, звонкий, согласный, твёрдый.

Осень – 5 букв, 4 звука, 2 слога.

о – [о] – гласный, ударный.
с – [с] – парный, глухой, согласный, мягкий.
е – [э] – гласный, безударный.
н – [н?] – непарный, звонкий, согласный, мягкий.
ь

б) Разбор имени существительного

1. О герое – существительное (о ком?).
2. Начальная форма –  герой.
3. Мужской род, 2 –е склонение.
4. Предложный падеж, единственное число.
5 Второстепенный член.

1. О работе – существительное (о чём?).
2. Начальная форма – работа.
3. Женский род, 1 – е склонение.
4. Предложный падеж, единственное число.
5. Второстепенный член.

1. О помощи – существительное (о чём?).
2. Начальная форма – помощь.
3. Женский род, 3-е склонение.
4. Предложный падеж, единственное число.
5. Второстепенный член.

в) Разбор слов по составу: ВЕРНОСТЬ, ДРУЖБА, МУЗЕЙ.

9. Беседа «Цветы – радость жизни»

На слайде – Цветы – радость жизни

– Ребята, вернёмся к началу урока. Что помогло вам правильно разгадать кроссворд? (Цветы). Поговорим о цветах. Для чего люди сажают цветы? (Ответы детей).
– Молодцы, если каждый человек превратит хотя бы небольшой кусочек родной земли в цветущий сад, то все мы станем жить на прекрасной планете, в добром, красивом мире, в дружбе, согласии и любви.
– А теперь послушайте загадку. О каком цветке идёт речь?

На слайде – загадка.

Сердитый недотрога
Живёт в горшке на подоконнике.
Много иголок
А все без ниток.

– О каком же цветке? (О кактусе).

На слайде – открытки  с изображениями кактусов

– Правильно. Ребята, вам была дана маленькая исследовательская работа: узнать о кактусе. Кто, что узнал, давайте, расскажите.  (Ответы детей)

– Петрова Оксана принесла книгу П.И.Левданской «Кактусы и другие суккуленты в комнатах»  и рассказала об условиях выращивания кактусов в домашних условиях.

– Указов Алексей принес книгу Р.А.Удаловой «В мире кактусов» и рассказал о необычности и многообразии форм кактусов.

– Петров Николай сделал сообщение по книге А.И.Полежаевой «Комнатное цветоводство».

– Шаков Николай много интересного рассказал из «Книги о кактусах»  И.А. Залетаевой.

– Маркова Надежда остановилась на вопросе:  –  Зачем кактусам шипы?  Для ответа она использовала книгу «Детская энциклопедия для ленивых».

–Молоствова Анна рассказала о распространении кактусов в разных местах земли по книге «Комнатное садоводство».

– Спиридонова Елена сделала сообщение по книге Г.Е.Киселева «Цветоводство».

– Баранов Сергей рассказал о том,  как ему удалось сфотографировать цветение  домашнего кактуса.

– Смирнов Антон  демонстрировал коллекцию картинок кактусов.

– Леонтьев Алексей принес комплект «Кактусы» из 18 цветных открыток.

– Андреев Дмитрий сделал сообщение, полученные с Интернета.

– Многие учащиеся принесли живые кактусы. Была организована выставка  детских рисунков «Кактусы вокруг нас».

Вывод. Молодцы. Постарались. Действительно, кактусы – уникальные представители растительного мира. Разводить их можно практически в любых условиях. Миллионы людей на земле интересуются кактусами. Первым известным в мире коллекционером кактусов был лондонский аптекарь Морган, в саду, которого уже в 1570 году росли некоторые из этих экзотический растений. В России кактусы появились в начале 18 века, и концу 19 века уже было представлено более тысячи видов кактусов.

10. Работа по учебнику

а) А теперь, давайте, найдём рассказ «О кактусе» на странице 113. Прочитайте и скажите, что нового узнали о кактусе. (Ответы детей).

б) Словарная работа.

в) Хоровое чтение.

Вывод: если вы заинтересовались этими растениями и решили разводить их у себя дома, то сначала узнайте методику выращивания, то есть как правильно посадить, какую почву выбрать, как ухаживать. А у кого уже растёт дома кактус, то можете вести наблюдение.

11. Домашнее задание: списать текст «О кактусе», найти существительные в предложном падеже.

12. Итог урока.

Ребята, что нового вы узнали на этом уроке?
– Что вы запомнили о предлогах О и Об?
– Понравилась ли вам проведённая исследовательская работа о кактусе?

13. Поощрение активных учащихся