Роль тестов разными педагогами оценивается по-разному. Одни относят к числу недостатков тестирования ярко выраженный характер диагностической функции. Другие считают ее ведущую роль несомненным достоинством тестов. А третьи попросту отрицают возможность осуществления диагностики с помощью тестов, они считают, что тесты позволяют лишь оценить итоговые достижения учащихся, а не установить пробелы и уж тем более не выявить причины пробелов в подготовке.
Конечно, правы те, кто связывает повышение эффективности педагогической диагностики с внедрением в учебный процесс диагностических тестов. Если тесты сконструированы специальным образом и состоят из довольно большого числа заданий, детально отображающих определенную область содержания, то появляется возможность выявления причин затруднений учеников. Знания, полученные учащимися в процессе успешного опроса, их анализ и дополнительные объяснения преподавателя обычно относятся к обучающей функции контроля. Обучающая функция реализуется и при традиционных формах контроля, но лишь частично. Решающая роль здесь, как и во многих других ситуациях, несомненно, принадлежит педагогическим тестам.
В каждой оценке преподавателя, полученной традиционными методами контроля, присутствует весомый элемент субъективизма. Соответственно, и каждая оценка, особенно неудовлетворительная, воспринимается обучаемым как выражение субъективного мнения преподавателя о нем. Гораздо труднее ученику поставить под сомнение объективность тестовой оценки, при выставлении которой используются стандартизованные средства измерения, четкие критерии, а участие преподавателя сведено к нулю. В этом случае близость тестовых оценок к объективным зависит только от того, насколько профессионально сделаны тесты.
Система педагогического контроля в средних общеобразовательных учреждениях с использованием тестовых контрольно измерительных материалов должна получить широкое распространение. Во-первых, потому, что использование тестов при изучении новой темы помогает быстро проверить степень усвоенности учащимися этой темы. Учитель за один урок может объяснить материал и сразу же проверить, насколько хорошо он понят учениками, можно ли идти дальше в изучении темы или необходимо обратить внимание на какие-либо конкретные вопросы. Одновременно с этим учитель выявляет группу аутсайдеров и делает выводы о том, как далее работать с ними. Таким образом, проще контролировать процесс познания и усвоения учениками учебного материала. Вторым аргументом является проведение ЕГЭ как обязательной формы итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний при приеме в ВУЗы и ССУЗы. А введение тестирования в системе педагогического контроля еще в школе поможет ученикам воспринимать условия проведения ЕГЭ как естественные. Это психологически и технически подготовит учеников к сдаче ЕГЭ.
Работа представляет собой разработку системы педагогического контроля с использованием тестовых контрольно-измерительных материалов на примере изучения темы «Логарифмы» в 11 классе средней общеобразовательной школы.
Тема «Логарифмы» выбрана исходя из тех соображений, что она достаточно объемная и ее удобно разделить на отдельные блоки. Это в свою очередь позволяет лучше проследить то, на каком этапе изучения всей темы целесообразнее ввести те или иные виды тестов (например, вспомогательные, контролирующие и др.).
При изучении тема «Логарифмы» делится на следующие 4 блока:
1. Логарифм и его свойства.
2. Логарифмическая функция, ее свойства, график.
3. Логарифмические уравнения, системы уравнений.
4. Логарифмические неравенства, системы
неравенств.
В ходе изучения темы используются несколько видов тестирования.
Текущий контроль. Цель текущего контроля – получение оперативной информации о соответствии знаний обучаемых планируемым эталонам усвоения для современной коррекции процесса усвоения знаний, умений и навыков обучаемыми и помогает педагогу перестроить в нужном направлении учебный процесс.
Тематический контроль. Он выявляет степень усвоения определенной темы. На основании данных тематического контроля принимается управленческое решение. Делаются выводы о необходимости дополнительной отработки данной темы, если результаты контроля неудовлетворительны, либо переходят к изучению следующей темы, если результаты контроля удовлетворительны. В тематическом контроле наиболее интересна информация о динамике усвоения обучаемыми материала раздела, о степени рациональности мыслительных процессов или алгоритмов, использованных для выполнения заданий теста.
Рубежный контроль. Это возможность выявление результатов определенного этапа обучения. Важным показателем полноценности тематического и рубежного контроля является уровень сформированности навыков самоконтроля у обучаемых, умений осуществлять контроль за результатами собственной деятельности и корректировать ее в процессе выполнения заданий, предлагаемых педагогом. Новые возможности для формирования навыков самоконтроля открывают педагогические тесты.
Итоговый контроль – это оценка работы учащихся после прохождения всего учебного курса. Обычно формой итоговой оценки обучаемого являются его отметка на экзамене либо результаты выполнения итогового теста.
Обоснованность тестовых оценок достигается репрезентативным отображением требований стандартов в содержании аттестационных тестов. Объективность тестовых оценок трудно поставить под сомнение. Особенно если тестирование будет осуществляться в специальных компьютерных программах. В процессе их получения практически исключены все моменты, порождающие субъективизм и несравнимость, характерные для оценок, выставленных традиционным путем.
Отсутствие сопоставимости у традиционных оценок является крайне существенным недостатком, делающим невозможным осуществление корректной аттестации в той ситуации, когда она проводится без тестов.
Тестирование по первому блоку состоит из двух частей. В первой части учащимся предлагается вспомогательный тест по теме «Показательная функция». Этот тест необходим для того, чтобы актуализировать остаточные знания по теме «Показательная функция» и перейти к введению понятия логарифма.
Далее, для проверки того, как ученики могут работать самостоятельно с новым учебным материалом и смогут ли они применить его на практике, предлагается тест, состоящий из теоретического материала и нескольких заданий по нему. Учащиеся самостоятельно должны разобраться с определением логарифма, его свойствами и выполнить задания теста. Во второй части проверяются остаточные знания по первому блоку темы. На последнем уроке, из отведенных учебным планом на изучение темы данного блока учащимся предлагается контролирующий тест, состоящий из семи заданий. Каждому ответу на задание ставится в соответствие определенная буква. Вследствие правильного выполнения теста ученики получат какой-то математический термин из семи букв (желательно не изучаемый в школьном курсе математики). После проверки результатов выполнения этого теста в соответствии со шкалой оценок выводится отметка, которая впоследствии заносится в сводную таблицу отметок по всей теме «Логарифмы».
По второму блоку дается тест, который проверяет остаточные знания по разделу «Логарифмическая функция, ее график». Тестирование проводится в форме коллективной работы по предложенным заданиям. Для этого весь класс делится на группы по уровню знаний и способностей, соответственно задания, которые получат ученики разных групп, будут разных уровней сложности. После того, как все группы учащихся выполнят задания и сдадут их на проверку учителем выводится общая для учеников каждой из групп отметка. Впоследствии она заносится в сводную таблицу отметок.
При контроле знаний по третьему блоку ученикам предлагается выполнить тест, состоящий из двух частей. В части А учащимся нужно выбрать один, по их мнению, правильный вариант ответа из четырех предложенных. Часть В предполагает, что задания будут выполнены на черновиках, а в бланк ответов будет внесен полученный результат. После изучения последнего блока дается тест, выполнение которого проходит так же, как и во втором блоке, по группам. По каждому блоку темы ученикам, не сдавшим контролирующий тест, дается право пересдачи во внеурочное время. Наконец, после изучения всей темы проводится итоговый тест. Он имеет трехуровневую дидактическую структуру и включает в себя:
1) тестовые задания базового уровня сложности с
множественным выбором правильного ответа
(субтест уровня А).
2) тестовые задания повышенного уровня сложности
(субтест уровня В). Предусматривает лишь краткую
запись ответа.
3) тестовые задания высокого уровня сложности
(субтест уровня С), предполагающие развернутое,
логически аргументированное письменное
оформление решения.
Итак, в данной разработке рассматривается система педагогического контроля с использованием тестовых контрольно измерительных материалов на примере изучения темы «Логарифмы» с последующим контролем остаточных знаний в 11 классе средней общеобразовательной школы.
При изучении данной темы и проведении тестовых заданий будут использованы следующие современные образовательные технологии:
1) технология сотрудничества;
2) технология личностно-ориентированного обучения;
3) технология дифференцированного обучения;
4) технология проблемного обучения.
Тему «Логарифмы» условно можно разделить на четыре блока:
- Логарифмы, их свойства.
- Логарифмическая функция, ее свойства, график.
- Логарифмические уравнения и системы уравнений.
- Логарифмические неравенства и системы неравенств.
По каждому из четырех блоков учащимся предлагается пройти тестирование и в качестве завершающего дается итоговый тест.
Тестирование при изучении первого блока темы проходит в два этапа: входящее тестирование в понятие логарифма и контролирующий тест. Рассмотрим каждый из них в отдельности.
2.1.1 Тест № 1
Входящее тестирование в понятие логарифма состоит из двух частей:
Часть А включает в себя срезовый тест остаточных знаний по теме «Показательная функция», состоящий из четырех заданий.
Цель: актуализация уровня остаточных знаний учащихся по ранее пройденной теме «Показательная функция».
В начале урока ученики получают тест №1, на выполнение которого отводится не более 10 минут (см. Приложение 1, часть А)
Часть В предполагает проверку умений учащихся при самостоятельной работе с теоретическим материалом таких как:
- Умение изучать;
- Умение анализировать;
- Умение применять в практических заданиях предложенный теоретический материал.
В этой части ученикам предлагается обучающий
тест, который содержит теоретический материал и 4
тестовых задания. После того, как учащиеся изучат
и проанализируют теоретический материал,
включающий в себя определение логарифма, им
предлагается применить полученную информацию
при выполнении теста (см. Приложение 1,
часть В).
Для всех ниже описанных видов тестов я
придерживаюсь следующего ряда целей
- Контроль уровня знаний учащихся по текущей теме;
- Выявление группы аутсайдеров (учащихся, слабо усвоивших пройденный материал);
- Выработка у учащихся навыков работы с бланками специального образца «ЕГЭ».
2.1.2 Тест № 2
Контролирующий тест по теме «Логарифм, свойства логарифма».
На выполнение данного теста отводится 35 минут.
Задания теста расположены в порядке повышения сложности. Каждому из вариантов ответов ставится в соответствие буква. Буква, соответствующая верному по мнению учащихся варианту ответа заносится в таблицу в конце теста. В случае правильного выполнения всех заданий учащиеся получат один из математических терминов (желательно, не изучаемых в школьном курсе математики, например слово «биекция»). Слово – шифр, соответствующее каждому из вариантов тестов сообщается учащимся после сдачи ими своих вариантов (см. Приложение 2).
2.2 Тест № 3
Контролирующий тест по теме «Логарифмическая функция, ее свойства, график».
Тест № 3 проводится на последнем уроке, отведенном согласно учебному плану на изучение темы «Логарифмическая функция, ее свойства, график». В начале урока учитель систематизирует изучение теоретического материала, который остается на доске в виде заранее заготовленных таблиц, графиков, схем. Далее учащиеся всего класса делятся на группы по уровню знаний и способностей (группа уровня А, группа уровня В, группа уровня С). Задания, которые получат ученики разных групп, будут трех уровней сложности. Уровни обозначены буквами латинского алфавита в порядке повышения сложности заданий (например, ученики группы С выполняют задания самого высокого из трех уровня). По окончанию работы ученики должны сдать выполненные и оформленные задания на специальных бланках, розданных им по одному на группу. (см. Приложение 3).
2.3 Тест № 4
Контролирующий тест по теме «Логарифмические уравнения и системы уравнений».
На выполнение данного теста отводится весь урок.
Проводится в стандартной форме после изучения
темы «Логарифмические уравнения и системы
уравнений» на последнем уроке, отведенном на
изучение данной темы. В части А учащимся нужно
выбрать один, по их мнению, правильный вариант
ответа из четырех предложенных, сделав
соответствующую метку в бланке ответов (см. Приложение
4, часть А).
Часть В предполагает, что задания будут
выполнены на черновиках, а в бланк ответов будет
внесен полученный результат (см. Приложение
4, часть В).
2.4 Тест № 5
Контролирующий тест по теме «Логарифмические неравенства и системы неравенств».
Данный тест рассчитан на 35 мин.
Выполняется учениками на последнем уроке, из отведенных учебным планом на изучение темы «Логарифмические неравенства и системы неравенств». Он проводится также как и контролирующий тест № 3 в форме тестирования по группам (см. Приложение 5).
2.5 Тест № 6
Итоговый тест
На выполнение итогового теста отводится весь урок.
Данный тест проводится на последнем из уроков, отведенных на изучение всей темы «Логарифмы». Он имеет трехуровневую дидактическую структуру и включает в себя:
1) 4 тестовых задания базового уровня сложности
с множественным выбором правильного ответа
(субтест уровня А);
2) 3 тестовых задания повышенного уровня
сложности (субтест уровня В). Предусматривает
лишь краткую запись ответа.
3) 2 тестовых задания высокого уровня сложности
(субтест уровня С), предполагающие развернутое,
логически аргументированное письменное
оформление решения. Здесь по желанию учащихся
можно выполнить одно задание из двух (см. Приложение
6).
2.6 Дополнительные тесты
Для учащихся, получивших отметку «2» по тестам
№ 2, № 3, № 4, № 5 предлагается во внеурочное время
выполнить дополнительно тесты № 2*, № 3*, № 4*, № 5*
соответственно. Они проводятся в стандартной
форме.
Каждый из этих тестов состоит из пяти заданий, в
которых необходимо будет выбрать верный, по
мнению учащихся, вариант ответа. Уровень их
сложности ниже, чем уровень предшествующих им
тестов (см. Приложения 7, 8, 9, 10
соответственно).
2.7 Система оценивания
Для того чтобы выставить ученикам справедливые отметки я предлагаю следующую систему оценивания результатов тестирования:
по тесту № 1:
– отметка «5» ставится за 4 правильно
выполненные задания,
– отметка «4» ставится за 3 правильно выполненные
задания,
– отметка «3» ставится за 2 правильно выполненные
задания,
– отметка «2» ставится за выполнение менее 2-х
заданий;
по тесту № 2:
– отметка «5» ставится за 7 правильно
выполненных заданий,
– отметка «4» ставится за 5-6 правильно
выполненных заданий,
– отметка «3» ставится за 3-4 правильно
выполненных заданий,
– отметка «2» ставится за выполнение менее 3-х
заданий;
по тесту № 3:
ученикам группы уровня А
– отметка «4» ставится за 6-7 правильно
выполненных заданий,
– отметка «3» ставится за 3-5 правильно
выполненных заданий,
– отметка «2» ставится за выполнение менее 3
заданий;
ученикам группы уровня В
– отметка «5» ставится за 7 правильно
выполненных заданий,
– отметка «4» ставится за 5-6 правильно
выполненных заданий,
– отметка «3» ставится за 3-4 правильно
выполненных задания,
– отметка «2» ставится за выполнение менее 3
заданий;
ученикам группы уровня С
– отметка «5» ставится за 6-7 правильно
выполненных заданий,
– отметка «4» ставится за 4-5 правильно
выполненных заданий,
– отметка «3» ставится за 3 правильно выполненных
задания,
– отметка «2» ставится за выполнение менее 3-х
заданий;
по тесту № 4:
– отметка «5» ставится за 7 правильно
выполненных заданий,
– отметка «4» ставится за 6-5 правильно
выполненных заданий,
– отметка «3» ставится за 4 правильно выполненных
задания,
– отметка «2» ставится за выполнение менее 4-х
заданий;
по тесту № 5:
ученикам группы А
– отметка «4» ставится за 4-5 правильно
выполненных задания,
– отметка «3» ставится за 3 правильно выполненных
задания,
– отметка «2» ставится за выполнение менее 3-х
заданий;
ученикам группы В
– отметка «5» ставится за 5 правильно
выполненных заданий,
– отметка «4» ставится за 4 правильно выполненных
заданий,
– отметка «3» ставится за 3 правильно выполненных
задания,
– отметка «2» ставится за выполнение менее 3-х
заданий;
ученикам группы С
– отметка «5» ставится за 5 правильно
выполненных задания,
– отметка «4» ставится за 4 правильно выполненные
задания,
– отметка «3» ставится за 3 правильно выполненные
задания,
– отметка «2» ставится за выполнение менее 3-х
заданий.
По тестам № 2*, № 3*, № 4*, № 5* следует придерживаться следующей системы оценивания:
– отметка «4» ставится за 5 правильно
выполненных заданий,
– отметка «3» ставится за 4-3 правильно
выполненных задания,
– отметка «2» ставится за выполнение менее 3-х
заданий.
Система оценивания итогового теста:
– правильно выполненные задания из части А
оцениваются 1-им баллом,
– правильно выполненные задания из части В
оцениваются 2-мя баллами,
– правильно выполненные задания из части С
оцениваются 3-мя баллами.
Исходя из этой системы оценки отметка «5» ставится ученикам, набравшим от 10 баллов и выше, но при этом должно быть выполнено хотя бы одно задание из части С
– отметка «4» ставится за набранные 7-10 баллов,
– отметка «3» ставится за набранные 4-6 баллов,
– отметка «2» ставится ученикам, набравшим менее
4 баллов.
Результаты теста № 1 учитель фиксирует в
специально заведенной тетради. По тестам №№ 2-6
выведенные отметки выставляются в сводную
таблицу на следующий урок, а затем в классный
журнал. После сдачи дополнительных тестов
группой аутсайдеров (если таковые имеются) их
результаты также заносятся в сводную таблицу,
после переносятся в журнал.
Использование наглядного занесения отметок
учащихся в сводную таблицу в ходе изучения темы
«Логарифмы» дает возможность активизировать
процесс получения знаний по всей теме с
повышением качества знаний.
В Приложении рассмотрены примерные тесты каждого типа.
Литература:
1. Аванесов В.С. Основы научной организации
педагогического контроля в высшей школе :
Пособие для слушателей Учебного центра
Гособразования СССР. – М.: 1989
2. Донцов В.Н. Единый государственный экзамен
как экспериментальная педагогическая
технология : Учебное пособие. Воронеж 2005.
3. Единый государственный экзамен 2002 :
Контрольные измерительные материалы :
Математика / Л.О. Денищева, Е.М. Бойченко, Ю.А.
Глазков и др. – М.: Просвещение, 2002.
4. Единый государственный экзамен 2006. Математика.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки
учащихся / Рособрнадзор, ИСОП – М.:
Интеллект-Центр, 2006, 2007, 2008.
5. Лаппо Л. Д., Морозов А. В., Попов М. А.
Математика. ЕГЭ. Контрольные измерительные
материалы. Методические указания по подготовке.
Тестовые задания: Учебно-методическое пособие /
Л. Д. Лаппо, А. В. Морозов, М. А. Попов. – М.:
Издательство «Экзамен», 2004.
6. Лаппо Л. Д., Морозов А. В., Попов М. А. ЕГЭ.
Репетитор. Математика. Эффективная
методика / Л. Д. Лаппо, А. В. Морозов, М. А. Попов. –
М.: Издательство «Экзамен», 2005.
7. Микиша А.М. , Орлов В.Б. Толковый
математический словарь. Основные термины : около
2500 терминов. – М.: Рус. яз., 1989.
8. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10
– 11 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.:
Мнемозина, 2000.
9. Челышкова М. Б. Теория и практика
конструирования педагогических тестов:
Учебное пособие. – М.: Логос, 2002.