Одной из задач современного учителя является пробуждение интереса учащихся к предмету и поддержание этого интереса на протяжении всего курса изучения. Химия – очень непростой предмет. И если несколько лет назад интерес к предмету прививался через проведение демонстрационных и практических работ, то сейчас весь запас реактивов во многих школах практически исчерпан, часть экспериментов и явлений демонстрировать в школьных условиях просто небезопасно. Кроме того, задачей учителя химии является развитие пространственного воображения ребенка, умение «увидеть» невидимое, смоделировать химические процессы.
Все это легко решают уроки с использованием интерактивной доски.
- Работа с доской:
- облегчает работу учителя при создании наглядных пособий,
- организации фронтального контроля;
- позволяет многократно демонстрировать видеозаписи химических опытов.
- Подсветка и затемнение экрана
- акцентируют внимание учащихся при объяснении нового материала,
- удачно используются в контроле знаний.
- Средства записи и копирования позволяют:
- создать преемственность и непрерывность подачи материала от урока к уроку,
- создавать дидактические материалы и конспекты уроков для самостоятельной работы учащихся,
- записывать ход урока и решение задач для последующего анализа и использования,
- динамично и наглядно продемонстрировать аналогии и противоположности свойств и качеств химических элементов и веществ.
- Перемещение объектов по доске вручную
позволяет:
- конструировать молекулы, рассматривать их со всех сторон,
- моделировать химические превращения,
- расставлять коэффициенты химических уравнений.
- Инструменты интерактивной доски делают урок наглядным, ярким, запоминающимся.
Использование интерактивной доски меняет подход к учению, создают новые возможности и для учителя и для ученика:
- Это развитие воображения, творческих способностей ребенка;
- Это возможность организовать коллективную и групповую работу, используя приемы проблемного обучения;
- Это возможность работать эстетично и интересно, почти играя, изучать такой сложный предмет – химия.
С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, ПО для интерактивной доски. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Работа с интерактивной доской позволяет учителю проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию, организовать работу в группах.
Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Файлы или страницы нужно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Страницы размещаются сбоку экрана, как эскизы, учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.
Разработка школьных заданий с помощью интерактивной доски помогает в создании содержательных и наглядных заданий, захватывающих внимание всех учеников в классе. Для этого в нем есть все необходимые средства.
Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.
Возможность делать записи позволяет добавлять
информацию, вопросы к тексту или изображениям на
экране. Все примечания можно сохранить,
просмотреть или распечатать. На интерактивной
доске можно организовать лабораторную работу
при отсутствии натуральных объектов.
Аудио- и видео- вложения значительно усиливают
подачу материала: можно захватывать
видеоизображения и отображать их статично, чтобы
иметь возможность обсуждать и добавлять к нему
записи.
Доска помогает учащимся группировать идеи,
определять достоинства и недостатки, сходства и
различия, подписывать рисунки, схемы и многое
другое.
Тест, схему или рисунок на интерактивной доске
можно выделить. Часть экрана легко скрыть и
показать его, когда будет нужно. Инструмент
"прожектор" позволяет сфокусировать
внимание на определенных участках экрана.
Объекты можно вырезать, стирать с экрана, копировать, вставлять, действия – отменять или возвращать.
Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы урока или повторяя то, что плохо усвоено, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.
«До чего дошел прогресс!» – пелось в одной популярной детской песенке. Действительно, когда-то в школах ученики писали перьями, а шариковые ручки считались диковинкой. Сейчас же даже компьютером в учебном классе никого не удивишь. А вот интерактивная доска, недавно появившаяся в нашей школе – настоящее чудо. Так далеко технический прогресс еще «не забирался». У такой доски чувствуешь себя великим полководцем! Чтобы понять, надо увидеть. В кабинете информатики на месте привычной коричневой классной доски висит огромный плоский монитор двухметровой длины. Напротив него расположен мультимедийный проектор, который проецирует изображение на монитор. В принципе, интерактивная доска очень похожа на обычный компьютер, только с большим экраном. Роль привычных мелков выполняет электронный маркер. С его помощью на экран можно выводить картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, использовать видео и анимацию, выделять важные моменты цветом и работать с любыми компьютерными программами. Причем интерактивная доска обладает и функциями обычной доски. На ней можно просто писать маркером, а надписи удалять мягкой тряпочкой.
В течение нескольких лет я успешно использовала готовые диски с уроками, научилась создавать собственные презентации, сделав уроки яркими и иллюстративными. Но теперь, когда в школу пришли новые технические средства, мне пришлось немного изменить стиль своей работы. В нашей школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями.
Для того, чтобы освоить это чудо техники пришлось немного потрудиться:
- Пройти курс пользователя ПК (курсы тьюторов);
- Обладать высоким уровнем мотивации;
- Освоить возможности инструментов мультимедийных технологий (заниматься самообразованием);
- Заниматься апробацией электронных изданий и инструментов интерактивной доски;
- Определить место и количество уроков в рабочих программах;
- Создать разработки уроков с использованием интерактивной доски;
- Обмениваться опытом использования интерактивной доски на уроках химии между педагогами школы и района;
- Уметь использовать интеграцию различных предметных областей;
- Планировать ожидаемый результат.
Алгоритм подготовки урока с использованием интерактивной доски:
- Заранее определяется тема урока с использованием доски в тематическом планировании на учебный год;
- Определяются цели и задачи урока и его тип;
- Продумываются этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
- Согласовывается режим работы мультимедийного кабинета с педагогами, которые планируют мультимедийные уроки (с учетом нагрузки по классам);
- Заранее подготавливаются учащиеся к восприятию урока с использованием инструментов интерактивной доски;
- Подбираются электронные издания;
- Конструируется свой урок на основании электронных изданий или создается урок с помощью инструментов интерактивной доски;
- В конце урока проводится рефлексия .
На уроках по химии и при подготовке к ним я применяю следующие формы:
- создание презентаций по темам, изучаемым по
базовому курсу химии 8 – 11 классов:
- созданы презентации по темам: «Основные классы неорганических соединений», «Кислоты», «Основания», «Азот», «Природные источники углеводородов», «Карбоновые кислоты», «Химия и повседневная жизнь человека», «Решение расчетных задач по теме: «Приготовление растворов заданной концентрации», «Спирты», «Периодический закон – Химическая симфония» и многие другие.
- создание проектных и исследовательских работ:
- созданы проектные работы по темам: «Витамины», «Д.И.Менделеев. Жизнь и научная деятельность» «Мир органических веществ»;
- проведение виртуального химического эксперимента;
- моделирование химических процессов и явлений;
- решение расчетных и экспериментальных задач;
- осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала, подготовки к ЕГЭ;
- использую готовые мультимедийные пособия на уроках по химии: «Уроки химии Кирилла и Мефодия» – виртуальная школа; электронные пособия – «Неорганическая химия», «Органическая химия» МАРГПУ, «Химия элементов», «Общая химия», «Открытая химия», «Химия для гуманитариев»; дидактический и раздаточный материал 10 – 11 классы;
- использую для подготовки к урокам Интернет-ресурсы.
Подготовка учащихся к работе на уроке с использованием интерактивной доски:
- Учащиеся должны знать: учебный материал, возможности доски;
- Учащиеся должны уметь: работать с инструментами интерактивной доски и компьютерными тестами;
- Учащиеся должны владеть: технологией использования светового пера.
Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, уроки становятся лёгкими и увлекательными. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет мне привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в видеофайл, которую я использую как раздаточный материал, учащиеся могут взять домой для самостоятельной работы.
Другой инструмент интерактивной доски – «Умное перо» особенно эффективно используется мною на уроках. В нашей школе уроки химии, как и информатики, ведутся с 8 класса. Я же, в одном лице преподаю и химию и информатику. Поэтому интегрированные уроки, начинаю проводить уже на этапе знакомства школьников с клавишами клавиатуры и изучением знаков-символов химических элементов. Надо ли говорить, что «чудесные» превращения не оставляют учащихся равнодушными и, конечно же, являются побуждением к тому, чтобы поработать у доски самому, а значит запомнить материал.
Несколько лет назад я со своими коллегами освоила программу PowerPoint и часто использую свои презентации на разных этапах урока. Электронная доска позволяет во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде. Использование же программы Notebook расширяет возможности подготовки презентаций к урокам.
Объяснение материала с использованием интерактивной доски позволяет сделать выступление ярче, информативнее и увлекательнее. Действия на доске буквально завораживают учащихся, и даже отстающие ученики не отвлекаются на таких уроках. С появлением интерактивной доски у меня на уроках снят "вечный вопрос": а кто пойдет отвечать к доске – желающие – все! Мои ученики живут в информационной среде, для них интерактивная доска – это монитор, рядом с ним они чувствуют себя более уверенно, чем у традиционной доски, снимается психологическое напряжение.
Интерактивная доска позволяет мне ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям, доска достаточно велика, чтобы видели ее все.
Мне очень нравится возможность создавать интерактивные конспекты в программе доски: многие из них использую с разными целями: сначала – при объяснении нового материала, затем – при контроле. Очень удобно, что все, что делается на доске, можно сохранять, распечатывать. Еще одна великолепная возможность интерактивной доски – работа с документ-камерой и системой интерактивного голосования.
Часто использую достопримечательность
интерактивной доски – возможность управлять
готовыми ЦОРами прямо с доски, что здорово
акцентирует внимание учащихся.
Эстетический аспект: даже тема урока, написанная
на интерактивной доске, выглядит намного
привлекательнее, чем на меловой. К тому же я,
наконец, избавилась от рук, что вечно
перепачканых мелом.