Структура урока по литературному чтению
1. | Эмоционально-мобилизирующий этап. | Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на урок. |
2. | Выход на тему. | Выставка рисунков, стихотворение А.Цветаевой «Страна детства». |
3. | Мотивация. | Определение темы урока. Отгадывание фамилии автора. |
4. | Целеполагание. | Постановка цели урока и постановка задач. |
5. | Подготовка к восприятию произведения. | Погружение в урок. Первичное чтение произведения. Обмен впечатлениями о прочитанном. |
6. | Восприятие произведения И.С. Никитина «Воспоминание о детстве». | Самостоятельное чтение стихотворения детьми. Работа в группах. |
7. | Художественный анализ. | Выборочное чтение. Работа в группах. Деление произведения на части. Вывод. Словесное рисование картин к стихотворению. |
8. | Рефлексия. | Вывод. |
9. | Художественное исполнение и художественный анализ. | Отработка четкой дедукции, словарная работа, работа с памяткой, выразительное чтение. |
10. | Физкультминутка. | Разминка. Отдых. Смена деятельности. |
11. | Рефлексия. | Серия вопросов на усвоение новых знаний и способов действий. |
12. | Итог урока. | Критерии самооценки детей. Комментирование оценок. |
13. | Домашнее задание. | По выбору: подготовить выразительное чтение стихотворения, составить словесную картину, проиллюстрировать. |
Тема: «Воспоминание о детстве». И.С. Никитин.
Цель: создание условий для раскрытия детьми смысла лирического произведения.
Задачи:
- Познакомить со стихотворением И.С. Никитина.
- Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей, внимание к образным средствам языка.
- Помочь понять состояние лирического героя, автора и своё.
- Создать художественный образ лирического героя.
- Воспитывать интерес к поэзии, прививать художественно – эстетический вкус.
Литература:
- Сборник: Русская поэзия середины XIX века,
- Учебник «Родная речь» 1 часть, 4 класс для учащихся начальной школы, составитель М.В. Голованова, 4-е издание «Просвещение», 2004 год.
Оборудование: оформленная доска; портрет писателя, памятка, учебники по литературному чтению, план урока, выставка рисунков.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Комментарии |
1. Эмоционально-мобилизирующий этап | Учитель эмоционально настраивает детей
на урок. Предлагает прочитать девиз урока: Слева друг и справа друг, вместе будет дружный круг. – Значит как мы будем работать на уроке? – Молодцы! |
Дети читают девиз на доске хором. Ответы детей: дружно, сплочённо, вместе. (Предполагаемые ответы). |
Создание благоприятной обстановки на уроке. |
2. Выход на тему урока | – Ребята, дома вы рисовали рисунки.
Давайте внимательно их рассмотрим. (Просматривание
выставки рисунков). Беседа: – О чём эти рисунки? Чтение стихотворения А. Цветаевой. В той удивительной стране. В стране фантазий и проказ Все те кто рос тогда со мной – О какой стране идет речь? – Правильно! Молодцы! |
Дети рассматривают рисунки и отвечают
на вопросы учителя. Предполагаемые ответы детей: – О детстве, о играх детей.
Дети внимательно слушают произведение и определяют о чём стихотворение.
Предполагаемые ответы детей: – О стране детства. |
Дети учатся обобщать и определять тему
всей выставки.
Дети учатся определять тему урока. |
3. Мотивация | – А вот какого автора мы будем изучать,
отгадайте сами. – Прочитайте только русские буквы и вы узнаете фамилию поэта, стихи которого мы будем изучать и читать. На доске: – Запись на доске фамилии автора. |
Дети находят русские буквы и читают
фамилию автора: Никитин.
Дети вспоминают и отвечают: Иван Савич. Дети предполагают: о детстве, о воспоминаниях о детстве. Предполагаемые ответы: – Родился в Воронеже, в небогатой семье. Отец разорился, и мальчик рано начал работать. |
Развитие внимания.
Припоминание. |
4. Целеполагание | – Хорошо! Ребята, а какие цели вы
поставите перед собой на урок? Учитель фиксирует цели на доске: |
Предполагаемые ответы: – Научится читатьвыразительно произведение. – Понять, что хотел автор донести до нас своим произведением. – Развивать свой читательский кругозор. |
Учатся определять и ставить цели урока. |
5. Подготовка к восприятию произведения. Погружение в урок | – А что для вас детство?
– Хорошо! Для вас это счастливое время? – Давайте же узнаем о детстве нашего поэта. |
Ответы детей: – Это беззаботное время, когда рядом мама и бабушка, папа и дедушка. – Это дом, в котором мы живем. Это Родина, где я родился и вырос. – Это детсад, школа. Ответы детей: – Конечно, да, это счастливое время. |
|
6. Восприятие произведения И.С.
Никитина «Воспоминание о детстве»
1) Первоначальное чтение учителем. 2) Обмен впечатлениями. 3) Работа в группах. |
– Откройте учебник и следите за моим
чтением. – Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. – Чтение стихотворения. – Какое настроение поэта вы чувствуете в этих строках? – А какое настроение у вас вызвало прочитанноепроизведение?
– А сейчас давайте поработаем в группах: |
Открывают учебники, следят за чтением и
стараются представить картину, описанную в
стихотворении Никитина «Воспоминание о
детстве». Предполагаемые ответы: В этом стихотворение присутствуют разные настроения: печальные, восторженные, скучные, грустные. Предполагаемые ответы: Восторженное, скучное, печальное, однообразное. Дети рассаживаются по группам в зависимости какое настроение им ближе. |
Восприятие текста на слух, развитие
внимания.
Обогащение словарного запаса.
Умение слушать друг друга. |
7. Художественный анализ. 1) Выборочное чтение.
2) Деление произведения на части.
3) Вывод.
4) Словесное рисование картин к стихотворению. 5) Вывод.
8. Рефлексия |
Работа в группах – Какое настроение вы
увидели в стихотворении. Найдите строки и
зачитайте их. – Какое время года поэт не любил и почему? – Хорошо! – Ребята какие чувства возникли у вас, читая это произведение. Т.е. в этом стихотворении увидели чувства. – Ребята, значит какой мы вывод сделаем: что же отражают лирические стихи? – Хорошо! Какие картины возникли в вашем
воображении после прочтения стихотворения. – Значит, читая стихотворение, мы можем в своем
воображении представить, то что читаем,
почувствовать аромат сирени. Перед нами встает
вся картина, хотя поэт и не описывает все в
подробностях. – Хорошо! Ребята давайте вернемся к целям
нашего урока. – Хорошо! Молодцы ребята. Продолжаем работу. |
Дети называют их: Зачитывают стихотворение по частям. Делаем вывод: Ответы детей: Дети соглашаются и дополняют вывод: Слышим шум леса, воздух влажный, дождь идет и т.д. Ребята отвечают: Поняли, что хотел автор
донести своим произведением. Поняли почему он
написал это произведение. |
Индивидуальная работа. Воспитание любви к природе.
Умение делить целый текст на составные части.
Умение обобщать, делать выводы.
Умение представлять прочитанное, фантазировать. Развитие умения делать выводы.
Умение отделять что сделано, а над чем еще предстоит работать. |
9. Художественное исполнение и
художественный анализ 1) Отработка четкой дикции.
2) Словарная работа. 3) Работа с памяткой. Подготовка к выразительному чтению. 4) Выразительное чтение. |
– Какой раздел литературы создан
специально для того, чтобы тренировать четкую
дикцию. – Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, быстро и очень быстро. Лампадка-лампада на масле, перед иконами. Памятки у каждого на столе. – Пользуясь памяткой, подготовтесь к
выразительному чтению. 3-4 человека читают выразительно. |
Ответ детей: Скороговорки.
Идет чёткое проговаривание скороговорок. Записывают в словари.
Пользуясь памяткой дети читают стихи вполголоса. Дети читают выразительно. |
Работа над чёткой дикцией и правильным произношением.
Воспитание самостоятельности. Передача чувств поэта и свои переживания. Работа на выразительное чтение. |
10. Физкультминутка
1) Анализ лирического произведения
2) Литературные приёмы |
Один стоит лицом к классу. Учитель читает: На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы, по команде: – Раз! А над нами весело шелестит листва. Опускаем руки мы, по команде: – Два! Соберем в корзинки мы ягоды, грибы. Дружно наклоняемся, по команде: – Три! На четыре и на пять дружно будем мы скакать. Ну а по команде: – Шесть! Всем сесть! – Как вы считаете с какой целью автор написал это стихотворение? Ответы написаны на доске:
– Ребята, а какие литературные приемы вы знаете? Работа с эпитетами. – При помощи каких слов, автор передает свои чувства в своих детских воспоминаниях? – Что такое эпитет? Вывод: Для чего автор их использует? – Значит эпитеты помогли понять нам чувства поэта? |
Остальные выполняют упражнения вместе
с ним.
Дети выбирают правильные ответы, а ненужные стирают и обосновывают свой выбор, доказывая его. Ответы детей: Ответы детей: Ответ: Эпитет – образное художественное определение свойств предметов. Ответы детей: Ответы детей: Да! Мы смогли понять, что радовало
его. |
Разминка. Отдых. Смена деятельности.
Умение выбирать главное. Умение высказывать свое мнение.
Умение распознавать литературные приемы.
Развивать знания образных определений. |
11. Рефлексия | – Как вы поняли, для чего поэт написал
стихотворение? – Что любил поэт больше всего из своего детства? – Какое открытие вы для себя сделали, читая это
стихотворение. – Ребята, а если бы вам пришлось рисовать
картину, какие бы вы краски выбрали? |
Ответы детей: Чтобы передать свои
чувства, свои детские переживания. Ответы детей: Природу, чтение книг. Ответы детей: Что он – поэт в детстве был очень одинок. Дети зачитывают отрывки, свидетельствующие об этом. Ответы детей: Темные, серые… Ответы детей: Ну разве можно одиночество нарисовать яркими цветами?! |
Развитие умение обобщать, делать
выводы. Умение подводить итог уроку. |
12. Итог урока.
Оценивание. |
– С каким стихотворением познакомились
на уроке? – Чему учились на уроке? – Вы переживали сегодня вместе с автором? – Что заставляло вас переживать? – Ребята оцените себя в работе и прокомментируйте свою оценку. – Ребята, я благодарю вас за сотрудничество! |
Ответы детей: Со стихотворением И.С.
Никитина «Воспоминание о детстве». Ответы детей: Учились читать выразительно, анализировать прочитанное. Ответы детей: Да, конечно переживали. Ответы детей: Что он был одинок, что детство его было безрадостное, серое. Ребята сами оценивают себя, комментируют свои оценки. |
Умение подводить итог уроку.
Развитие умение сопереживать, сочувствовать. Развитие самооценки, самокритично сти. |
13. Домашнее задание. | 1) Читать произведение выразительно. 2) По выбору: составить словесную картину, проиллюстрировать. |
Дети записывают задание в дневник. |