Цели:
- Через использование игровых ситуаций и предметов, закрепить умение слышать и выделять звуки, сравнивать слова по звукам.
- Продолжать формировать умение читать по слогам, осуществлять переход к чтению целыми словами.
- Уточнить знания детей о зимних явлениях через чтение стихов, пословиц, поговорок, загадок и т.д.
- Поддержать интерес и желание узнавать новое. Развивать представление о способах сотрудничества. (умение советоваться, уступать, согласовывать друг с другом свои действия, тактично выражать своё мнение, оказывать помощь и т.д.).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в зал.
– Встаньте поудобнее чтобы вы могли друг
друга видеть.
– Сегодня у нас конечно не обычный день, не
каждый раз бывает столько гостей. Но вы как
всегда нарядные, красивые. Давайте друг
другу поднимем настроение, скажите
что-нибудь приятное друг другу.
Игра "Приятные слова"
– Дети, вы не против если я начну. (Ирочка, ты
сегодня великолепна и т.д.)
– Подняли настроение друг другу? С таким хорошим
настроением я вас приглашаю в зимний лес.
(Играет музыка).
– Закройте глазки. Вы представили себя в лесу?
– Как там? Тепло или холодно?
– Холодно.
– Ребята, а что можно увидеть в лесу? (Холод,
деревья голые в инее, метель, вьюга, следы зверей
и т.д.).
(Слышится А-у)
– Дети что это?
– Эхо.
– Кто-то наверное заблудился в лесу. Давайте, все
вместе крикнем "А-у" но так, чтобы слышны
были звуки.
(Дети кричат "А-у").
– Сколько звуков в этом слове? (2)
– Какой первый звук? (а)
– Какой второй звук? (у)
– Какие это звуки? (Гласные)
– А какие ещё гласные звуки вы знаете?
– Сколько всего гласных звуков? (10)
– Ребята посмотрите, сколько палочек на дорожке.
Дул сильный ветер и сломал веточки на деревьях и
разбросал на дорожке. Дети, попробуйте из палочек
выложить гласные буквы.
– Молодцы. Вы очень хорошо справились с этим
заданием.
– Ребята, а из леса пойдём парами, в этом нам
поможем игра "Найди пару". Возьмите
карточки и найдите себе пару, чтобы получилось
слово и друг друга возьмите за руку. (Мороз, холод,
зима, ветер, сани, дерево). Очень хорошо.
Дети называют слова.
– А теперь пойдём. Нам же нужно выйти из леса.
– Что это? (Стрелки). Что же они нам
указывают? (Дорогу, направление).
– Давайте пойдём по этому направлению.
– Так. Пришли. Что же здесь написано.
Читают надпись – "Лесная школа".
– Куда это мы попали? А почему она называется
"Лесная школа"? (Она находится в лесу и в
ней учатся звери).
– Дети, здесь какая-то записка. (Читаю: «У нас
каникулы»).
– Ребята, пока ребята на каникулах можем мы
позанимаемся в этой школе? Хорошо. Садитесь.
Показываю картину с надписью «зима».
– Давайте попробуем прочитать всё вместе. (Читают).
– Костя, так какое же слово здесь написано?
(Зима)
– Сколько слогов в этом слове? (4)
– Назовите гласные буквы? (и, а)
– Назовите первый звук? (з)
– Назовите последний звук? (а)
– Молодцы! Ребята, вы хорошо справились с этим
заданием.
– Дети, а кто из вас знает пословицы или
поговорки о зиме? (Дети называют).
– А сейчас встаньте, подойдите сюда.
Психогимнастика
– Подул сильный, северный, холодный ветер, нам
стало холодно, мы дрожим, сжались, зубы стучат, мы
трясёмся, нам холодно.
– А сейчас выглянуло солнышко. Нам стало тепло,
жарко, мы расправились.
(Игру повторить 2 раза).
– Ну, молодцы! Садитесь.
– Я для вас приготовила сюрприз (выношу чёрный
ящик). Отгадайте, что же в нём. Загадываю
загадки про буквы. Достаю из коробки буквы по
одной (а, зэ, и, эм). Показываю "А". Дети
называют эту букву.
– Что вы знаете о этой букве, на что она похожа,
как можно её изобразить. (Дети рассказывают,
читают стихи, показывают, рисуют в воздухе).
– Дети, старайтесь не повторяться, можно только
добавлять.
– Молодцы! Очень много вы мне рассказали
интересного об этих буквах.
– Ребята, кто же учится в "Лесной школе"? Ну,
конечно же, лесные звери. Давайте превратимся в
лесных зверей, птиц. Постарайтесь показать
мимикой, жестами, движениями чтобы вас могли
узнать. (Хвалю).
– Молодцы! Садитесь.
Дети садятся.
– А сейчас давайте попробуем прочитать рассказ.
Читать будем по очереди. (Дети по очереди
читают рассказ по предложению).
– Мне очень понравилось как вы читали. А теперь
пора отдохнуть. Встали.
Физминутка
Я мороза не боюсь
С ним я крепко подружусь
Подойдёт ко мне мороз
Тронет руку, тронет нос
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и скакать.
– Садитесь. Посмотрите, что это? (Показываю
цветок). Дети, найдите такой же цветок. Молодцы!
Возьмите по одному цветку и давайте присядем и
попробуем составить из букв слова. Какие слова у
вас получатся (Дети составляют слова). С
таким сложным заданием вы справились очень
хорошо.
– Я вам ещё хочу предложить одну игру "Доскажи
словечко". Я буду читать стихотворение, а вы
продолжайте конец его.
1. Не колючий, светло синий
По кустам развешен … (иней).2. Он всю зиму в шубе спал
Лапу бурую сосал
И проснувшись стал реветь
Этот зверь лесной … (медведь).3. Пышный хвост торчит с верхушки
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко
Ну, конечно это … (белка).4. Крыша в шапке меховой
Белый дом над головой
Двор в снегу, белы дома
Ночью к нам пришла … (зима).
– Вы сейчас очень хорошо договаривали
словечки. Но я вам приготовила ещё одно задание. Я
приготовила карточки с буквами, но прополз
Жук-буквоед и испортил буквы. Я теперь не могу
понять какая это была буква. Помогите исправить.
(Дима, какая у тебя получилась буква? и т.д.)
– Уберите карточки на стол.
– Ребята, я вам приготовила ещё что-то
интересное, вы не устали? Кроссворд. Вы хотите его
разгадать? Давайте встанем вокруг, можете
присесть, кому как удобно. Нужно в клеточки
вписать буквы, чтобы получились слова. Попробуем.
Я буду записывать. А теперь давайте прочитаем о
чём пел скворец? (Весна).
– Ну, вот, ребята, пора нам с вами домой. Все
старались. Молодцы. Спасибо. Вы мне сегодня очень
помогли. Я довольна вами.