Урок по ОБЖ в 10-м классе "Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации"

Разделы: ОБЖ


Тема: «Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации»

Цели урока:

1. Ознакомить учащихся с ритуалами Вооруженных сил РФ, раскрыть их содержание.
2. Развивать у учащихся логическое мышление, умения самостоятельно анализировать и находить ответы на поставленные вопросы.
3. Воспитывать у учащихся патриотические качества, позитивное отношение к военной службе, прививать ценностное отношение к Отечеству.

Учебные вопросы:

1. Ритуал приведения к Военной присяге
2. Ритуал вручения Боевого Знамени

Форма проведения урока:

1. Беседа по новому материалу с элементами фронтального и группового опроса.
2. Самостоятельная групповая и индивидуальная работа с раздаточным материалом.
3. Практическая работа методом индивидуальных опробований.

Учебно-материальное обеспечение:

1. Компьютер с проектором, экран, презентационные материалы урока.
2. Доска, мел.
4. Макеты автомата Калашникова «ММГ АКМ», флаг военно-патриотического объединения школы, стол.

Приложения:

1. Презентация по теме урока (Приложение 1).
2. Раздаточный материал (Приложение 2).

План урока

1. Организационный момент.
2. Актуализация темы.
3. Теоретическое изучение нового материала.
4. Практическое закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Построение учащихся.
Рапорт дежурного.
Проверка учащихся и занятие учебных мест.

Теоретическую часть урока учитель сопровождает показом презентации.

2. Актуализация темы

Просмотр и групповое обсуждение видеофрагментов из кинофильмов «Петр Первый» и «Живые и мертвые». Групповой опрос учащихся по следующим примерным вопросам:

Примерные вопросы

Ответы

К каким ценностям оперирует Петр I в обращении к воинам? Как они трансформировались в наше время и что означают для российского воина?

1 группа

Что символизирует отношение воинов к Боевому Знамени?

2 группа

Чем характеризуется российское воинство?

3 группа

Что вы понимаете под понятием «боевые традиции?» Какие из них вы знаете?

4 группа

Какая связь существует между боевыми традициями и реальной жизнью? и т.д.

и т.д.

В ходе ответов на вопросы и обмена мнениями учитель заостряет внимание учащихся на таких понятиях, как «долг», «честь», «защита Отечества», «боевые традиции и ритуалы». Руководя групповой дискуссией, учитель интригует учащихся, активизирует их познавательную деятельность, готовит к усвоению нового материала.
После группового обсуждения учитель сообщает учащимся тему, учебные цели и вопросы урока.

3. Теоретическое изучение нового материала

3.1 Ритуал приведения к военной присяге

Военная присяга – клятва воина на верность. Она имеет силу государственного правового документа и является торжественной клятвой воина выполнить долг перед Родиной.
В начале рассказа учитель обращается к истокам возникновения и этапам становления ритуала принятия Военной присяги от устного заявления дружинников Святослава: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим» и крестоцеловальных записей Дмитрия Донского до современной церемонии.
Учащиеся работают в группах с раздаточным материалом, расставляя его в хронологической последовательности, заполняя и озвучивая таблицу:

Период

Основное содержание Военной присяги (клятвы на верность)

Ритуал принятия Военной присяги (клятвы воина на верность)

X-XI века

«Княже великыи главы свои сложим за тя» и т.п.

Отдельные бояре и (или) дружина произносили вслух перед князем, подтверждая ему свою верность перед битвой или в иных случаях

XIII-XV века

«Будя служить животом тя»

Бояре и дружинники произносили вслух по указанию князя. В некоторых случаях клятва скреплялась целованием креста и оформлением крестоцеловальных записей.

XVI-XIII века

«Защищать государство телом и кровию и храброе и сильное чинить противление... И во всем так поступать, как четному, верному солдату» и т.п.

Надлежало солдатам правую руку поднять пред предлежащим евангелием и говорить за читающим присягу и по прочтении целовать евангелие

и т.д.

и т.д.

и т.д.

Учитель отмечает, что, во все времена с момента образования российской государственности и во всех вариантах текста Военной присяги смысл ее сводился к одному: ценой своей крови и даже жизни отстоять интересы Отечества.
Учитель объясняет, что граждане России, впервые поступившие на военную службу, приводятся к Военной присяге. До приведения к Военной присяге новобранцы проходят специальный курс обучения сроком не менее двух месяцев. При этом они не привлекаются к выполнению боевых задач, за ними не закрепляется оружие и военная техника, а также на них не может накладываться дисциплинарное взыскание в виде ареста.
Ученики записывают текст Военной присяги и работают в группах с раздаточным материалом, где представлены тексты Военных присяг солдат армии США, а также Германии и Советского Союза, принятых перед Второй мировой войной, анализируя и сравнивая их содержание и ценностно-смысловое значение.
Учитель обращает внимание учащихся, что сегодня для принятия Военной присяги установлен строгий церемониал, который изложен в Уставе внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации и раскрывает его содержание.

3.2 Ритуал вручения Боевого Знамени

Боевое Знамя воинской части – также символ воинской чести и славы.
Учитель рассказывает, как выглядит сегодняшнее Боевое Знамя и рассказывает, что оно вручается части при ее формировании и сохраняется за ней на все время ее существования. Командир и военнослужащие, виновные в утрате (захвате противником) Боевого Знамени подлежат суду военного трибунала. Часть при этом полностью расформировывается.
Учитель объясняет порядок проведения ритуала вручения Боевого Знамени и, обращаясь к событиям Великой Отечественной войны, повествует о том, как рядовые солдаты, не щадя своей жизни, спасали святыню от врага.
Завершая теоретическую часть урока, учитель напоминает о трагических событиях зимы 2000 года, когда потомки солдат 157-й стрелковой дивизии, спасших в боях с фашистами свое Боевое знамя, приняли неравный бой с бандой боевиков, погибли почти все, но не отступили.

4. Практическое закрепление изученного материала

Практическая часть урока проводится на пришкольной территории, оборудованной под строевой плац, и заключается в практическом выполнении ритуалов принятия Военной присяги и вручения Боевого Знамени.
Учащиеся, надев головные уборы, играют роль новобранцев, учитель – исполняет роль командира.
После инструктажа по требования безопасности при обращении с оружием и краткого напоминания алгоритма принятия Военной присяги, учитель проводит церемонию, выводя из строя 3-4 учащихся – участников смотра строя и песни.
Затем учитель имитирует вручение Боевого Знамени (флага военно-патриотического объединения школы) командиру отряда, и организует прохождение класса торжественным маршем.
При проведении практической части урока следует обращать внимание на соблюдение требований безопасности и правильность подачи команд согласно Строевому уставу.

5. Подведение итогов урока

В заключительной части урока учитель напоминает тему и подводит итог урока, задает контрольные вопросы:

1) Что олицетворяют ритуалы ВС РФ?
2) Какие ритуалы приняты в настоящее время в российской армии?
3) Какая существует связь между ритуалами ВС России и повседневной жизнью?

Учитель отмечает лучшие группы по итогам теоретической части урока и учащихся, показавших хорошую строевую выправку, объявляя им благодарность перед строем класса.
Домашнее задание: используя различные источники, выяснить, какие еще ритуалы имеют место в Вооруженных силах России.

Дежурный докладывает об окончании урока.